Главная / История / Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

hello_html_77b31047.gifhello_html_m2017ab6a.gifhello_html_m2ba6694f.gifhello_html_m2b2d71d6.gif



МКОУ «Извековская основная общеобразовательная школа»Большесолдатского района, Курской области






Открытый урок


Предмет: история

Тема «Ассирийская держава»

Класс: 5

Учитель: Струтинская О.А.

Уч.год.: 2014-2015

















Конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема: Ассирийская держава.

Цель : ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.

Задачи урока:

Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.

Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.

Понимать/знать: знать, когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи ассирийцев.

Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической картой.

Плакаты:

  • "Ниневия - город крови";

  • "Ассирия - логово львов";

  • "Цари - владыки вселенной".



Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Причины возникновения Ассирийской державы.

  1. Освоение железа.

  2. Ассирийское войско.

  3. Завоевания ассирийских царей.

  4. Гибель Ассирийского царства.










































Ход урока.

I Мобилизующий этап урока.Предлагаю с помощью смайликов1604558-09aa5771a4b11601.gif1604571-3be24ac086ad4aa7.gif1604555-ad32c25e94a984fc.gif

отобразить своё настроение в начале урока

II Актуализация знаний. Загадки

Загадки.

1. Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведет их в область, названную… (Палестиной).


2. У этой крепости решалась их судьба,

Все это было правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Названье этой крепости… (Иерихон).


3. Есть главный город в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев Израильского царства

Стал город, называемый… (Иерусалим).


4. В его правление на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя… (Соломон).


-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:

-Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?

- На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

-Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

- А теперь посмотрите на север Междуречья.


Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы. (Работа с картой. Слайд № 1 )



II1 Целеполагание. Определение темы урока

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель знакомит учащихся с мнением двух археологов

- люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

- все ненавидели Ассирийское государство

Плакаты:

  • "Ниневия - город крови";

  • "Ассирия - логово львов";

  • "Цари - владыки вселенной".

Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему- то назвали « Городом крови»


Почему? Хотите узнать?

Чему сегодня посвящаем урок?

Что будем исследовать?



IIIПроблемный вопрос:Почему Ассирийцы создали ненавистное всем государство?

Задача:

«В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук».

- Предположите, почему железных изделий так мало?

Предполагаемый ответ учеников: железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес

золота.

Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.

-лента времени,

-какие металлы использовали до железа?

Учитель:

Какой металл применялся во время построения пирамиды Хеопса?

Предполагаемый ответ учеников: медь.

Учитель:

Какой металл использовали во времена правления Хаммурапи?

Предполагаемый ответ учеников: (бронза)

Учитель:

Когда стало применяться железо? (используйте линию времени)

Предполагаемый ответ учеников: (в 10 в до н.э.)

Учитель:

Где стали использовать железо, как орудие труда?

Предполагаемый ответ учеников: (в земледелии).

10 век до н.э. – широкое применение железа.

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.

Ассирийское войско (работа в группе) Составление фишбоуна. Слайды № 2, 3, 4, 5, 6

Карточка № 1Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия.



Карточка № 2 Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…


Каким вооружением пользовались ассирийцы?



Изображение ассирийского воина (Слайд № 2)

-конница

При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

-осада городов

После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Давайте же попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови

-жестокость Карточка № 3 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов? Слайд № 7


Карточка №4В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».






Карточка № 5Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

Что можно сказать о завоевателях?



Завоевания ассирийских царей Прослеживают по карте. Слайд


Ассирияя

Урарту





Финикия



Палестина

Египет



Определение «держава»- в тетрадь, работа с контурными картами.

Достижения Ассирии.Работа в парах по уч. стр. 85(царский дворец, библиотека глиняных книг) Последним ассирийским царём был Ашшурбанапал, им собрана большая библиотека. В 612 г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые книги и мифы народов Древнего Двуречья.Слайд № 8, 9



Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)Слайд № 10

Ответ на проблемный вопрос:Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?

-Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.

IV. Закрепление новой темы:

Составление синквейна

Правила написания синквейна :


На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.


На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.


На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.


На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.


Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.



Ассирия

Могучая, жестокая

Воевала, убивала, пленяла

Но оставила культурное наследие – библиотеку

Великая

Составление кластера «Ассирия-ассоциации»

Подводя итог урока отметим:

1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;

2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;

3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.



V. Рефлексия:

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

Возвращаемся к смайликам. Прошу показать своё настроение в конце урока

VI. Домашнее задание: параграф 18, мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?» или рисунок.


Дополнительный материал в оставшееся время.

Археологические раскопки, проводившиеся на территории Месопотамии с сер. 19 в., открыли остатки древних ассирийских городов, представлявших собой цитадели с огромными дворцово-культовыми комплексами (крупнейшими городами Ассирии были Ашшур, Ниневия, Кальху). Значительным достижением ассирийцев была историческая хроника. К числу наиболее распространенных ассирийских текстов относятся царские надписи, т. е. «анналы». Помимо создания анналов именно ассирийцы широко практиковали переписывание уже существовавших произведений с целью их сохранения. Один из крупнейших клинописных архивов — библиотека Ашшурбанипала, найденная при раскопках Ниневии, — фактически главный источник о многих сторонах жизни Двуречья. Дворцовые комплексы в Ассирии, как и в остальной Месопотамии, представляли собой сложное сочетание внутренних, обнесенных оградой дворов, помещений святилищ, соединявших в себе также хозяйственные функции и функции жреческих жилищ. До нас дошли великолепные настенные рельефы в основном из дворцовых комплексов Ашшурнасирпала II в Калахе, Саргона II в Дур-Шаррукине, Ашшурбанипала в Ниневии. Вход во дворец обычно охраняли каменные фигуры крылатых духов, полубыков-полулюдей — ламассу, защитников царя и царского дома. Стены дворцов с фризами покрывали рельефы, вероятно, первоначально расписанные. В целом, для ассирийского искусства характерны повествовательность действия и документальность: рельефы представляют своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя, и часто сопровождаются пояснительными надписями, по существу дополняя царские анналы. Шедевры ассирийского искусства — рельефы со сценами царской охоты на львов из «царской комнаты» во дворце Ашшурбанипала в Ниневии. Помимо рельефов известны и памятники ассирийской круглой скульптуры, хотя встречаются они достаточно редко, что, скорее всего, объясняется отсутствием твердых пород камня.



Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС
  • История
Описание:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с применениями методик технологии критического мышления: фишбоун, кластер, синквейн.

Цель урока: ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Причины возникновения Ассирийской державы

2. Освоение железа

3. Ассирийское войско

4. Завоевания ассирийских царей

5. Гибель Ассирийского царства

Автор Струтинская Оксана Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 7832
Номер материала 4680
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓