Главная / Музыка / Урок по искусству на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству" (9класс)

Урок по искусству на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству" (9класс)

Учебный предмет: Искусство

Класс: 9

Урок:27

Тема урока: «Вопрос себе как первый шаг к творчеству»


Характеристика темы:

Это первый урок в разделе «Искусство и открытие мира для себя» по теме «Вопрос себе как первый шаг к творчеству». Обучение ведется по программе «Искусство» 8-9 классы (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская). Используется в работе учебник «Искусство» 8-9 классы.

Тип урока:

урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

ОДЦ:

создать условия для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующего на человека и общество.

ТДЦ:

Воспитательный аспект:

- воспитание художественного вкуса, культуры восприятия произведений

изобразительного искусства, музыки, литературы, фотоискусства.

Образовательный аспект:

- способствовать приобретению учащимися культурно-познавательной,

коммуникативной, социально-эстетической компетенций;

- создать условия для усвоения знаний об искусстве как способе

эмоционально- практического освоения окружающего мира и его

преобразования, о выразительных средствах и социальных функциях

музыки, литературы, живописи, художественной фотографии и других

видов искусства: познавательно-эвристической, эстетической,

ценностно-ориентирующей, воспитательной, внушающей на примерах

конкретных художественных произведений.

Развивающий аспект урока:

- формировать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие

действительности, образное и ассоциативное мышление, фантазию,

эстетический вкус, художественные потребности, мотивировать

установку на личностный поиск и открытие для себя ценностей

прекрасного;


- развивать эмоции учащихся, включая в содержание урока яркие примеры,

изобразительный, литературный и музыкальный ряд;

-развивать у учащихся умение понимать и интерпретировать

художественные образы, ориентироваться в системе нравственных

ценностей, представленных в произведениях искусства; проводить

сравнения, обобщения, выделять ассоциативные связи, делать выводы и

умозаключения;

- развивать способности адекватно воспринимать произведения

художественной культуры, осознавать их эстетическую ценность,

высказывать мнения о достоинствах произведения, уметь аргументировать

свою позицию.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная

  2. индивидуальная


Методы обучения:

  1. по источнику приобретенных знаний (словесный, наглядный, практический, интерактивный);

  2. по уровню познавательной активности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.


Структура урока:

  1. Актуализация темы урока.

  2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

  3. Организация восприятия учебного материала.

  4. Организация осмысления.

  5. Анализ.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.


Средства и оборудование:

персональный компьютер, компьютерная презентация, музыкальный центр,

аудиозаписи музыкальных произведений, литературный ряд: сказка,

притча, стихи.


1) Актуализация темы урока.

При рождении каждый из нас получает две самых важных в жизни вещи: любовь родителей и культуру предшествующих поколений. Но необходимо ещё суметь это богатство взять. Те, кто не умеет, к тридцати годам становятся угрюмыми и завистливыми, их раздражает даже вид счастливых людей. Вы не хотите быть ни угрюмыми, ни завистливыми, ни несчастными, поскольку это человеческие пороки, которые не красят.

«Жизнь дается человеку только один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»Н.Островский.

Урок искусства. О чем он в этот раз?

О красоте земного мира, о любви, о самозабвенной преданности и самопожертвовании, о творчестве и поиске себя. Тема не из обычных.

Когда строится дом, в дело идут различные строительные материалы: дерево и кирпич, песок и цемент, металл и стекло. Требуются десятки, сотни, тысячи деталей, а в итоге получается обыкновенная типовая пятиэтажка. Счастье же строят всегда по индивидуальному проекту. Тут деталей во много раз больше и требования к качеству выше. Любая человеческая ошибка может дорого обойтись: прекрасное творение природы, творение человеческой мысли вдруг уничтожается стремительно, непоправимо и безвозвратно.

Так что в нашем деле лишних знаний не бывает. Слишком сложна проблема и охватить её целиком вряд ли возможно. Учатся этой науке целую жизнь – искусству понимать, ценить и творить красоту. Недаром Ф.М.Достоевский утверждал, что «Красота спасет мир,…» (эпиграф на доске)

А Микеланджело в свое время сделал умозаключение:

«Ты истинную видишь красоту,

Но блеск её горит, всё разрастаясь,

Когда сквозь взор к душе восходит он» (эпиграф на доске)

2) Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Кто мы? Душевные или бездушные, лирики или прагматики?

Об этом притча В.А.Сухомлинского «Красота».

Узенькой тропой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми.

-Какое оно сильное, могучее, вечное море.

Человек с холодным сердцем ответил: - Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза.

-Смотри, какой прекрасный цветок! Да, это же и есть та красота, которую мы ищем!

Человек с холодным сердцем ответил:

-Где ты видишь прекрасный цветок? Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

Человек с горячим сердцем воскликнул:

-Да, камень, но там, внутри, цветок розы! Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: - Да, крепкий камушек…


-Как вы думаете, что помогает человеку видеть прекрасное, а что мешает?

-Легко ли быть человеком с горячим сердцем?

Сегодня мы с вами постараемся приоткрыть мир для себя и, если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной.

  1. Организация восприятия учебного материала.

Первое, что бросается в глаза – это удивительное разнообразие вещей, которые человек называет прекрасными.

Здесь небо и горы, реки и озера, леса и поля, цветы, животные, птицы, сам человек, продукты его труда.

Прекрасной может быть мысль, поступок и даже замысел.

-Что же это за особое свойство, которое может принадлежать живому и неживому, вещественному и невещественному, предмету и мысли о предмете.

-Что общего у прекрасного облака и прекрасной лошади, прекрасного дерева и девушки?

Это и есть загадка прекрасного, которое может стать объектом творчества художника, поэта, композитора, фотографа. В чем его сила? Вопросы громады и вопросы карлики. Человек знает, что картины, музыка, спектакли, природные ландшафты обладают особыми качествами и желают соприкоснуться с прекрасным, насладиться им, испытать в связи с этим особые состояния (катарсиса, очищения).

-Что это за особые качества, которые так нравятся людям?

Это эстетические качества. Человек жаждет прекрасного и не замечает порой, что она всегда рядом, всегда вершится вокруг него и в нем. Нужно только уметь видеть.

Пример.

Всю ночь дико выла и резвилась метель, засыпая всё и вся пушистым снегом. Ударил мороз. Утром сосны, ели, дубы, березы до последней, самой тонкой веточки и иголочки покрыты толстым слоем белейшего, сверкающего на солнце инея. Сказочный мир. А когда поднимешь голову, то глазу открываются все новые неописуемые картины творческого пиршества природы. Чудо! Настоящее чудо для умеющего видеть, для эстетически чуткого сердца. И таких чудес множество вокруг нас.

-Что изображено на этих фото?

-Что вы чувствуете, когда смотрите на эти цветы ириса?

-Какие ассоциации вызывает у вас этот образ?

Послушайте, какие ассоциации вызывают эти цветы у мальчика Ансельма- героя рассказа «Ирис» немецкого писателя Германа Гесса.

«Ансельм так любил его (цветок ириса), что; подолгу глядя внутрь, видел в тонких желтых тычинках то золотую ограду королевских садов, то аллею в два ряда прекрасных деревьев из сна, никогда не колышимых ветром, между которыми бежала светлая, пронизанная живыми, стеклянно-нежными жилками дорога,- таинственный путь в недра. Огромен был раскрывшийся свод, тропа терялась среди золотых деревьев в бесконечной глуби немыслимой бездны, над нею царственно изгибался лиловый купол и осенял волшебно-лёгкой тенью застывшее в тихом ожидании чудо».

-Чем отличается восприятие цветов Ансельма и ваше восприятие?

-Всегда ли эстетические объекты вызывают у разных людей одинаковые чувства? Почему? Одни люди с тонкой душевной организацией, другим - красота безразлична.

Когда мы видим восход или закат в ясную погоду, звездное небо, морской простор – у нас сомнения нет - это прекрасно.

С тех пор как разум стал для человека превыше, возникло общее влечение к точному знанию, стремление раскрыть тайны природы.

Вот оно - царство Флоры, на картине Сандро Боттичелли «Весна».

Посмотрите, как все здесь таинственно и мистично. Деревья стоят как колонны неба, образуя беседки и арки, словно сказочные декорации лесного храма. Здесь все цветет, но никогда не увядает. Но кто же дает царству природы такую волшебную силу? Его покровительница – богиня Флора – олицетворение возвышенной любви, духовного совершенства и красоты. Посмотрите, каким почти материнским жестом благословляет она все вокруг. Для гуманистов эпохи Возрождения именно любовь была высшим проявлением человеческого духа:

«Красота есть некая прелесть, живая и духовная, влитая сияющим

лучом бога сначала в ангела, затем в души людей, в формы тела и

звуки, которая посредством разума, зрения и слуха движется и

услаждает наши души; услаждая влечет и увлекая, воспламеняет

горящей любовью», (писал Марсилио Фичино).

Венера воплощала собой вершину гармонии духовного и телесного проявления любви. Ярче всего её сила проявлялась в апреле в период весеннего цветения природы. Она в центре картины под зеленым сводом. Справа от нее три грации, танцующие на зеленом лугу,- символ щедрости и красоты. За ними прекрасный юноша с жезлом, поднятым вверх,- это вестник богов – Меркурий, его легко узнать по крылатым сандалиям. Он мог заслуженно одаривать людей. В правой части картины широко ступая по земле, осыпанная цветами богиня плодородия Флора – весна, обновляющая землю. За ней, фантастическая фигура летящего Зефира, - теплого весеннего ветра, преследующего юную нимфу полей Хлою. Картина передает настроение, состояние загадочного, призрачного очарования. Это поэтическая мечта художника о прекрасном идеале. Поэтичность и музыкальность образов, их хрупкость и невесомость, легкие прикосновения рук, плавность скользящего шага, струящиеся складки одежд. В истории мирового искусства найдется немного произведений, в которых так сильно звучала бы музыка, музыка живописи. Чарующая, прекрасная мелодия заполняет собою всю картину. (Звучит музыка Марчелло «Концерт для гобоя с оркестром»).

Мадонна с младенцем на руках. Вечная и неисчерпаемая тема, которая занимает одно из первых мест в длинной веренице религиозных сюжетов, вдохновляющих художников, скульпторов, музыкантов, поэтов на создание неповторимых шедевров. ( «Владимирская Богоматерь»)

Чем же так привлекала их эта «святая тема»? Что они видели в ней? Попытаемся ответить на эти вопросы через идею самопожертвования. Богородица, Богоматерь. Только в этом образе можно было выразить человечность, бескорыстную любовь, готовность к великой жертвенности, образ изумительной красоты и жизненной правды.

Взгляните! С таинственных холстов Леонардо да Винчи на нас смотрят прекрасные лица мадонн.

«Мадонна с цветком» - молодая мать, сама почти девочка, которая еще недавно играла в куклы, а теперь с наивной радостью и увлечением весело играет со своим младенцем. «Мадонна Литта» задумчива и печальна, в её взгляде предчувствие будущей судьбы сына. Мы считаем, что они красавицы. А Леонардо любовался не внешним обликом, а духом, он утверждал: «Не всегда хорошо то, что красиво», и еще: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души».

Можно опускать богов на землю – так делали древние греки. Можно преображать земных людей до идеальной мечты, так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал мадонн и все они были прекрасны. «Мадонна Темпи», «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна в кресле»… Все это молодая прекрасная мать.

А сейчас прозвучит поэтическая загадка.


«Где ангелу земному краски взять,

Чтоб красоту прославить неземную.

Он должен был, покинув мастерскую,

На небе – в царстве божьем побывать.

Он светлой сделал вьющуюся прядь,

Заняв у солнца краску золотую,

Он горных духов благодать живую

Сумел во взгляде ясном передать.


Он сделал взор божественный открытым,

Зарю и млечность звездного пути

Соединил и подарил ланитам.

Помог лучу улыбки расцвести –

И навсегда пребудет знаменитым,

Дерзнув на землю рай перенести».

Эти строки итальянского поэта Джамбаттисты Марино посвящены, быть может, самому глубокому и прекрасному воплощению темы материнства в живописи эпохи Возрождения.


Об этом произведении Рафаэля великий Гете скажет:

«Одна эта картина уже представляет собой мир, целый, законченный мир искусства, и, если бы её создатель не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему бессмертие».

«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти – один из самых возвышенных и поэтических образов в искусстве. Необыкновенно обаятельная, человечная, гордая и счастливая своим материнством Мария с сыном идет к людям.

(Звучит музыка Баха «Высокая месса си минор»).

Для нас прекрасны и высокожертвенный поступок, и преданность человека высоким нравственным идеалам.

  1. Организация осмысления.

Есть замечательная сказка о загадке всех времен.

«Сказка о золотом обруче»

В одном королевстве, во дворце, стояла деревянная шкатулка, а в ней лежал камень, по виду- простой булыжник. Однако камень этот был волшебный. Пока он хранился во дворце, все девушки в королевском роду рождались только красавицами – удивительными красавицами. Но камень таил в себе и опасность: если бы он вдруг исчез из дворца, каждая невеста из королевского рода должна была бы умереть в первую брачную ночь. А еще он мог превращать железо в золото.

У короля была дочь, принцесса, конечно же удивительная красавица. Её любил принц из соседнего государства, она отвечала ему полной взаимностью, и даже день свадьбы был уже назначен. Но тут случилась большая беда. Простодушная принцесса рассказала про волшебный камень подруге, а та из низкой зависти украла его. Но она не знала, что камень способен превращать железо в золото, и не стала его беречь – злорадно ухмыляясь, швырнула на грязную телегу, перевозившую булыжник для постройки дорог.

Во дворце поднялся страшный переполох. В конце концов доискались до истины. Вероломная подруга во всем призналась, плакала трусливыми слезами и клялась, что больше не будет. Но что было толку в её слезах! Телега с чудесным камнем давным-давно уехала, и никто не знал куда.

Свадьбу конечно же отложили на неведомый срок.

Принц очень любил свою невесту. Он сказал:

- Я найду этот камень!

Он повесил на шею железный обруч и пошел по дорогам королевства.

К каждому булыжнику прикладывал обруч и с надеждой смотрел – не превратится ли в золото?

…Прошло много лет. Принцесса состарилась в девушках и умерла. А принц, всеми забытый, одряхлел и почти ослеп. Одежда его вконец истрепалась, башмаки развалились, борода поседела и спуталась. Но он по- прежнему ходил по дорогам и машинально прикладывал обруч к каждому камню, о который спотыкался.

Однажды он пришел в деревню и попросил хлеба и воды. Но люди прогнали его и кричали вслед:

- Как тебе не стыдно попрошайничать, когда на шее у тебя золотой обруч!

Вот такая сказка. Принца жалко, а нам урок: когда ищешь счастье, надо быть очень внимательным, ведь наша жизнь – это дорога без конца.

(Звучит песня А.Асадулина «Дорога без конца».

  1. Анализ.

Становясь взрослыми, мы вполне отдаем себе отчет в том, как прекрасна наша планета Земля, как прекрасен человеческий мир, как прекрасен человек, осознавший свое предназначение на Земле и исполнивший его.

Мы осознаем и то, как жесток, преступен бывает этот же мир, как подл и безобразен бывает в то же время человек на той же самой Земле, хотя физически он может быть совершенным, но у него холодное сердце и он бездушен, циничен и жесток.

Что предпочтительнее и выше - красота души или тела?

Да, «красота спасет мир, вот только бы она добра была» (Ф.М.Достоевский)


«Не бывает напрасным прекрасное.

Не растут даже в черном году

Клен напрасный, и верба напрасная,

И напрасный цветок на пруду.

Невзирая на нечто ужасное,

Не текут даже в черной тени-

Волны, пенье, сиянье напрасное

И напрасные слезы и дни.

Выпадало нам самое разное.

Но ни разу и в черных веках –

Рожь напрасная, вечность напрасная

И напрасное млеко в сосках.

Дело ясное, ясное, ясное –

Здесь и больше нигде, никогда

Не бывает напрасным прекрасное!

Не с того ли так тянет сюда

Сила тайная, магия властная,

Звездный зов с берегов, облаков,-

Не бывает напрасным прекрасное! –

Ныне, присно, во веки веков…(стихи Юнны Мориц)

Хочется верить, что наш урок, приоткрывающий мир прекрасного, не будет напрасным для каждого из присутствующих.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Урок по искусству на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству" (9класс)
  • Музыка
Описание:

Это первый урок в разделе «Искусство и открытие мира для себя» по теме «Вопрос себе как первый шаг к творчеству». Обучение ведется по программе «Искусство» 8-9 классы (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская). Используется в работе учебник «Искусство» 8-9 классы.

Тип урока:

урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

ОДЦ:

создать условия для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующего на человека и общество.

 

Автор Маркова Елена Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 6482
Номер материала 47229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓