Инфоурок Информатика КонспектыУрок по информатике на тему "Суждение как форма мышления" (6 класс)

Урок по информатике на тему "Суждение как форма мышления" (6 класс)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

Открытый урок по информатике  

 

«Суждение как форма мышления»

 

6 класс

 

AMPLAN2
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Выполнила: Бобкова Татьяна Евгеньевна

                                                                      учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумертау, 2013г.

 

Урок информатики в 6 классе

«Суждение как форма мышления»

 

Цели урока:

1.     Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями этого раздела темы: определением суждения как формы мышления, классификацией и видами суждений. Научиться определять вид суждений. Привить первые навыки образования сложных суждений с помощью логических связок.

2.     Развивающая: развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы.

3.     Воспитательная: формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.

Задачи урока:

¾   образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;

¾   развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

¾   воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

 

Методы: словесный, словесно-наглядный, поисково-исследовательский.

 

Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная.

 

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

1.     Компьютерный класс, проектор, экран.

2.     Текстовый редактор MS Word.

3.     Раздаточный материал.

4.     Презентация «Суждение как форма мышления», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.

 

План урока

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Изучение новой темы – 15 мин.

4.     Первичная проверка усвоения нового материала – 10 мин.

5.     Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 10 мин.

6.     Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок. – 5 мин.

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. (слад 1)

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в информатике, друзья,

Без логики никак нельзя.

2. Актуализация знаний.

«Сегодня мы опять будем работать маленькими философами, познакомимся с еще одним философским понятием суждением как формой мышления, узнаем, какими бывают суждения, научимся определять тип сужений.

Цель нашего урока – в интересной форме получить новые знания по теме «Суждение как форма мышления» и выполняя практическую работу закрепить полученные знания». 

3. Изучение новой темы.

Запишите тему урока: «Суждение как форма мышления». (слайд 2)

В процессе мышления мы оперируем связанными между собой понятиями. Формой связи понятий друг с другом является суждение.

Например, слова микрофон, сканер, клавиатура создают в нашем сознании понятия об известных объектах. А предложение Сканеры служат для ввода текстовой и графической информации в компьютер выражает утверждение о применении сканеров для ввода информации в компьютер.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, их признаках или отношениях. Суждение представлено повествовательным предложением.

Запишите определение. (слайд 3)

 

Суждение – это утверждение об объектах (явлениях), признаках или отношениях объектов, выраженное в форме повествовательного предложения.

Приводятся примеры суждений (слайд 4)

Посмотрите следующие примеры: (слайд 5)

1.  Москва – столица России.

2.            Информация – неопределяемое понятие.

3.             Земля вращается вокруг Солнца.

4.            Наступила весна, и прилетели грачи.

5.            Мы изучаем информатику.

6.            Поезда летают.

 

Скажите, в каких предложениях содержится неверная (ложная) информация? (6: не существует летающих поездов.)

Как сформулировать предложение иначе, чтобы информация была правдивой (истинной)? (Поезда не могут летать.)

Как вы думаете, какие могут быть суждения в зависимости от того, какая информациях в них содержится? (Истинными и ложными.)

Попробуйте сформулировать определения понятий истинное суждение и ложное суждение. (слайд 6)

      Истинное суждение — это такое суждение, в котором заключена правдивая информация.

      Ложное суждение — это суждение, в котором содержится неверная информация.

     Также суждения бывают простыми и сложными. (слайд 7)

 

Простое суждение – это утверждение об отсутствии или наличии некоторого признака у объекта или у всех объектов.

Например: Восход солнца на востоке.

Выделяют четыре вида простых суждений: (слайд 8-12)

 

Вид

Пример

Изображение

Общеутвердительное

(начинается со слова «все…»)

Июнь – летний месяц.

Все квадраты – прямоугольники.

 

 

 

Общеотрицательное

(начинается со слов «ни один… не»)

Ни один кит не живет в реке.

Ни один треугольник не является квадратом.

 

 

Частноутвердительное

(начинается со слова «некоторые…»)

Некоторые принтеры – струйные.

Некоторые тетради – в клетку.

 

Частноотрицательное

(начинается со слов «некторые…не…»)

Некоторые собаки не живут дома.

Некоторые цветы не растут на улице.

 

Приведите свои примеры на каждый вид простых суждений.

 

Сложные суждения это суждения, в которых содержится одно или несколько простых суждений. Сложные суждения образуются из простых с помощью логических связок: «и», «или», «неверно, что...», «если..., то...». (слайд 13-16)

Например:

1.  Каждый компьютер имеет память и процессор.

2.            Наступила весна, и прилетели грачи.

3.            Неверно, что закат солнца на востоке.

4.            Если на улице холодно, то надо одеваться тепло.

5.            Если число больше нуля, то оно является положительным.

Приведите примеры сложных суждений, образованных из простых с помощью логических связок: «и», «или», «неверно, что...», «если..., то...».

 

В сложных утверждениях применяются и такие связки, как: «для того чтобы..., необходимо...», «для того чтобы..., достаточно...», «для того чтобы..., необходимо и достаточно...»

 

Условие является необходимым, если некоторое событие не может произойти без него. Например, для того чтобы уметь читать, необходимо знать алфавит.(слайд 17)

Если некоторое событие обязательно происходит при определенном условии, то это условие является достаточным. Например, для того чтобы число делилось на 2, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем.(слайд 18)

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным. Например, для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем.(слайд 19)

 

4. Первичная проверка усвоения нового материала.

Прослушивание диска «Мир информатики (4 год обучения) «Суждение и логические операции».

Групповая работа по заданиям, с последующей проверкой на слайдах. (Приложение 1) (слайд 20-24)

 

5. Выполнение практического задания на компьютере. (слайд 25)

Задание №1. Составь и запиши сложное суждение из предложенных фраз.

Зимы бывают очень снежными.

Некоторые дети любят кататься на коньках.

Зимой все улицы заметны снегом.

Ребята играют в снежки.

Многие люди любят зиму.

Ответ:

Зимы бывают очень снежными  и ребята играют в снежки.

Зимой дети любят кататься на коньках или играть в снежки.

Если зима снежная, то все улицы заметены снегом.

 

Задание №2. Выбери подходящие предложения и заполни таблицу (выделяя предложение, перетаскивай его в нужную ячейку таблицы).

Тип высказывания

Пример высказывания

Общеутвердительное

 

Общеотрицательное

 

Частноутвердительное

 

Частноотрицательное

 

Не все хоккеисты  играют в сборной страны.

Некоторые шахматисты  умеют плавать.

Все футболисты быстро бегают.

Ни один фигурист не делает прыжок в пять оборотов.

Ответ:

Тип высказывания

Пример высказывания

Общеутвердительное

Все футболисты быстро бегают

Общеотрицательное

Ни один фигурист не делает прыжок в пять оборотов.

 

Частноутвердительное

Некоторые шахматисты  умеют плавать.

 

Частноотрицательное

Ни один фигурист не делает прыжок в пять оборотов.

 

 

Задание №3. Дано общеутвердительное суждение. Измени его и сделай из него общеотрицательное, частноутвердительное и частноотрицательное суждения. Запиши полученные предложения.

 

Каждый солдат мечтает стать генералом.

Ответ:

1.     Ни один генерал не мечтает стать солдатом.

2.     Некоторые солдаты – генералы.

3.     Некоторые солдаты не становятся генералами.

 

6. Подведение итогов урока. (слайд 26)

 - С какими понятиями вы сегодня познакомились?

 - Какие вам известны виды простых суждений?

 

Домашнее задание. (слайд 27)

1. Учебник § 2.4, с. 56-58.

2. Задания 1-4, с.58.

Выставление оценок.


Приложение 1.

 

Задание 1. Поясните, какие из предложений являются суждениями.

1.  Сколько сегодня уроков?

2.             Какая прекрасная погода!

3.              Внук поздравил бабушку с праздником.

4.             На Марсе есть жизнь?

5.             В учебнике представлены различные задания.

Ответ: 3, 5.

 

Задание 2. Проведите классификацию суждений на основании истинности и ложности.

1.  Сентябрь – осенний месяц.

2.              Яблоко – фрукт.

3.              Сканер, клавиатура, микрофон – устройства для ввода информации.

4.             Воду можно пронести в решете.

5.              Двоичная система счисления не является позиционной.

6.              1 байт равен 8 битам.

7.      Слово алгоритм происходит от имени ученого Аль-Хорезми.

Ответ: истинное суждение: 1, 2, 3, 6, 7; ложное суждение: 4, 5.

 

Задание 3. Определите, из каких простых суждений составлены следующие сложные.

1.             Россия является страной и расположена в Евразии.

2.              Мы любим играть или рисовать.

3.             Чтобы рисунок был ярким, необходимы краски разных цветов.

4.              Если наступила зима, то можно кататься на санках.

5.              Если будет свободное время, то я займусь изучением Photoshop.

6.             Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны, то треугольник является прямоугольным.

Ответ:

1.             Россия является страной. Россия расположена в Евразии.

2.              Мы любим играть. Мы любим рисовать.

3.             Яркий рисунок. Краски разных цветов.

4.              Наступила зима. Можно кататься на санках.

5.              Будет свободное время. Я займусь изучением Photoshop.

6.             Сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны. Треугольник является прямоугольным.

 

Задание 4. Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно».

1.             Чтобы сварить щи, … иметь воду.

2.              Чтобы земля на грядках была мокрой,… чтобы прошёл дождь.

3.             Для того, чтобы число делилось на 4, … чтобы оно было чётным.

4.              Чтобы число делилось на 3, … чтобы оно делилось на 9.

5.              Чтобы купить в магазине книгу, … иметь деньги.

Ответ:

1.             Чтобы сварить щи, необходимо иметь воду.

2.              Чтобы земля на грядках была мокрой, достаточно чтобы прошёл дождь.

3.             Для того чтобы число делилось на 4, достаточно чтобы оно было чётным.

4.              Чтобы число делилось на 3, достаточно чтобы оно делилось на 9.

5.              Чтобы купить в магазине книгу, необходимо и достаточно иметь деньги.

 


Перечень используемой специальной и методической литературы:

 

1.     Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 2011.

2.     Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н.Л.Югова.2010.

3.     Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса./Л.Л. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа за ПК

Задание №1. Составь и запиши сложное суждение из предложенных фраз.

Зимы бывают очень снежными.

Некоторые дети любят кататься на коньках.

Зимой все улицы заметны снегом.

Ребята играют в снежки.

Многие люди любят зиму.

 

 

 

Задание №2. Выбери подходящие предложения и заполни таблицу (выделяя предложение, перетаскивай его в нужную ячейку таблицы).

Тип высказывания

Пример высказывания

Общеутвердительное

 

Общеотрицательное

 

Частноутвердительное

 

Частноотрицательное

 

Не все хоккеисты  играют в сборной страны.

Некоторые шахматисты  умеют плавать.

Все футболисты быстро бегают.

Ни один фигурист не делает прыжок в пять оборотов.

 

 

 

Задание №3. Дано общеутвердительное суждение. Измени его и сделай из него общеотрицательное, частноутвердительное и частноотрицательное суждения. Запиши полученные предложения.

 

Каждый солдат мечтает стать генералом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по информатике на тему "Суждение как форма мышления" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по информатике для учащися 6 класса на тему "Суждение как форма мышления." На уроке ребята становятся маленькими философами, знакомятся с еще одним философским понятием суждением как формой мышления, узнают, какими бывают суждения, учатся определять тип сужений.

Цели урока:

1.Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями этого раздела темы: определением суждения как формы мышления, классификацией и видами суждений. Научиться определять вид суждений. Привить первые навыки образования сложных суждений с помощью логических связок.

2.    Развивающая: развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы.

3. Воспитательная: формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.

Задачи урока:

- образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;

- развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

- воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.01.2015 1178
    • DOCX 173 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бобкова Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бобкова Татьяна Евгеньевна
    Бобкова Татьяна Евгеньевна
    • На сайте: 10 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3240
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 190 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 973 человека

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 298 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе