Главная / Информатика / Урок по информатике на тему "Модели объектов и их назначение"

Урок по информатике на тему "Модели объектов и их назначение"

Название документа Вот какую историю он нам хочет поведать.doc



Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»


– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?



Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»


– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?



Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»


– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?



Название документа синквейн.doc

Форма

Содержание

Практическая работа

1.

Одно слово — существительное

Имя объекта


2.

Два слова — прилагательные

Свойства объекта


3.

Три слова — глаголы

Возможности объекта (активные и пассивные действия)


4.

Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)

Ваше личное отношение к объекту


5.

Одно слово-синоним

Вывод, заключение


Правила написания сиквейна (пятистрочника)

Информационная модель (таблица)

















Пример:

Вулкан

Красный, горячий

Извергает, пылает, спасаются

Страх, катастрофа, гибель, опасность

Ад.

Название документа карточка1.doc

Почему в представленных ситуациях целесообразно прибегать к моделированию?

hello_html_3fe506cf.jpg

модель солнечной системы


hello_html_10cc3b83.jpg

модель атома






Почему в представленных ситуациях целесообразно прибегать к моделированию?

hello_html_261ab09e.jpg

Модель двигателя внутреннего сгорания


hello_html_2dc8a3a0.png

Модель внутреннего строения Земли


Почему в представленных ситуациях целесообразно прибегать к моделированию?

hello_html_64a600f.jpg

Модель атомного взрыва


hello_html_m13d337cc.jpg

Модель реактивного самолета






Название документа конспект для детей.doc



hello_html_3a46db1b.gif

hello_html_3398dbb7.gif


Вопросы:

  1. Что называется моделью и моделированием?

  2. Когда необходимо создание моделей?

  3. Какие виды моделей выделяют?

  4. В чем заключается значение моделирования?


Что называется моделью и моделированием?


Модель – это объект- _________________, отражающий _______________

свойства объекта - _______________ .


Моделирование – это процесс построения ________________ объекта - _______________ (прототипа).


Когда необходимо создание моделей?

К созданию моделей прибегают, когда:

  • изучаемый объект слишком_____________, или слишком ______________;

  • изучаемый процесс протекает очень_______________, или очень ______________;

  • исследование объекта- оригинала может оказаться _______________ для окружающих, может привести к _________________ самого оригинала или создание реального объекта очень _________________.


Какие виды моделей выделяют?


Объект – оригинал может иметь _____________________ (одну, две, множество) моделей.


Выбор модели зависит от _____________ процесса моделирования. Таким образом,уточним, моделирование – это _____________________________ процесс построения модели объекта – оригинала.

Выделяют:

  1. _________________ модели – реальные предметы, в _______________или ___________________ виде, воспроизводящие ________________ вид, ___________________ или ____________________ объекта моделирования.

  2. __________________ модели - это _______________ объекта - оригинала на языке кодирования информации.


В чем заключается значение процесса моделирования?


Моделирование – это метод ___________________ окружающего нас мира.

Название документа конспект урока.doc

Конспект урока


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование».

  • Создать четкое представление о видах моделей, а так же о целях и значении процесса моделирования.

  • Отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord.

  • Установить метапредметную связь, темы с другими предметами .

  • Способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, навыков работы с интерактивной доской.

  • Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.

Оборудование:

  • компьютеры для работы учащихся,

  • файл: Презентация.ppt (мультимедийная презентация),

  • бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 1),

  • Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

ХОД УРОКА

Оргмомент (1 мин.)

По ходу занятия идет работа с файлами на доске: интерактивное приложение для доски и мультимедийная презентация.

  1. АОЗ (3 мин.)

Давайте вспомним.
– Что называется объектом?


Какие разновидности объектов вам известны?



Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое.

Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления.

Классифицируйте представленные объекты по видам.

hello_html_m4e5fe92e.jpg

Обратите внимание на мой стол? Что вы видите?

-Кто знает, как называются эти объекты-заместители?

- А перед созданием объекта, что делают?

- Как вы считаете, тема нашего занятия какая?

Совершенно верно «Модели объектов и их назначение».

Посмотрите на доску, какие слова ещё вы там видите?

Как вы думаете, зачем они?

Молодцы.

Мы сегодня отправляемся в путешествие по «Городу моделирования» (Слайд 1)

II. ФНЗ (15 мин.)

Для каждого из вас на партах имеются заготовки для опорного конспекта, которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь.

- Как вы считаете, какова цель нашего путешествия?

Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы.
(Слайд 2)

Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты.
– В путь!

И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель.
(Слайд 3)

– Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение.
– Назовите модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд 4)

Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям?
– Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами.
– Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели?
– Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель?

Тогда, как вы думаете, что такое моделирование? (Слайд 4)

Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект.
– Ну а теперь в город моделирования!
(Слайд 5)
– Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица!
(Слайд 6)
– Модели, каких объектов вы здесь видите?
– Как вы думаете, зачем создали данные модели?
– А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы?

Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие?
- А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов.
(Слайд 6)
– Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете?
(Слайд 7)

Можете назвать еще одну причину создания моделей?

Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов.(Слайд 7)



Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких? (Слайд 8)
– Почему создают эти модели?

Как вы думаете, как называется эта улица?
(Слайд 8)
– Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее.

Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 9), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?)

Действительно, необходимо запомнить!
(Слайд 10)
– Пометьте в конспекте.

Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд 11)
– Помогите модельеру сделать правильный выбор!

Модельер для работы должен выбрать манекен.

Моделью, какого объекта является манекен?

А скелет?

Почему модельер должен выбрать манекен?

И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд 12), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города?
– Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели?

Совершенно верно!
(Слайд 13)
– Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования.
(Слайд 14)
– Модели, какого объекта здесь представлены?

Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?

Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод!

(Слайд 15)

Таким образом, какие виды моделей выделяют?

Хорошо! Что же нас ждет дальше?
(Слайд 17)

А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили?

Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку.

(Слайд 18)

На ваших партах лежит текс, прочтите его

Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»
– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?

Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.

IV. Итог урока (5 мин.)

С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на занятии?

А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему занятию?
– Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект?


А сейчас я предлагаю вам быстро взять цветные квадратики и найти свою пару. Молодцы. Каждая пара берёт свою модель со стола и составляет информационную модель, в виде пятистрочника (сиквейна), одного из предложенных объектов, используя среду текстового процессора MS Word. На каждом компьютере есть папка «Для тебя» в ней ваша таблица, удачи заполняйте.
По времени успеем зачитываем!!!

Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего занятия?

Спасибо за работу!









hello_html_m7258c25d.jpg

-Объекты,

- Модели

- Моделируют





ЗНАНИЯ и ИНФОРМАЦИЯ

Наши знания, приобретённые в школе, помогут в работе с информацией которую мы сегодня получим.

Чем будем заниматься на нашем занятии?









Цель: Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д.













Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя.

Оригиналами.

Нет.



Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала.

Процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип).







Модель атома, модель солнечной системы.
Для изучения атома и солнечной системы.
Атом – очень маленький, солнечная система – огромная.

Очень большие или очень маленькие.





Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования.

К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро.


Модель самолета, модель вулкана.
Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого.
Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов.


Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта.

К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала.






Швейное ателье.





Человека.


Тоже человека.

Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.



У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования!







Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема, формула).

А в этом вам поможет учебник, откройте страницу 43, и прочитайте зафиксируйте в конспекте.

Ответы учеников (сами читают), на слайде сверяемся.

Натурные и информационные.



Остался вопрос о значении моделирования.





















Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд 20)

























Наше настроение, смайлики на партах и каждая группа, создайте модель настроения на данном занятии.




Название документа модель презентация.ppt

Что называется моделью и моделированием? Когда необходимо создание моделей? ...
…что такое модель?
 ОРИГИНАЛ или прототип МОДЕЛЬ
Модель атома Модель солнечной системы
Модель процессов земной коры Модель двигателя
Модель самолета Модель вулкана
…какой вывод вы можете сделать, побывав на улицах нашего города?
К процессу моделирования прибегают, когда: исследуемый объект слишком велик и...
…сколько моделей может быть у одного объекта? …от чего зависит выбор (построе...
Моделирование – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс построения модели объекта – оригинал...
Натурные модели Информационные модели
Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешни...
В 1870 году…
…учитывая все примеры использования моделей…
Задание. Построить информационную модель заданного объекта (понятия) в форме ...
…молодцы, до скорых встреч!
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Что называется моделью и моделированием? Когда необходимо создание моделей? Как
Описание слайда:

Что называется моделью и моделированием? Когда необходимо создание моделей? Какие модели выделяют? Значение моделирования?

№ слайда 3 …что такое модель?
Описание слайда:

…что такое модель?

№ слайда 4  ОРИГИНАЛ или прототип МОДЕЛЬ
Описание слайда:

ОРИГИНАЛ или прототип МОДЕЛЬ

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Модель атома Модель солнечной системы
Описание слайда:

Модель атома Модель солнечной системы

№ слайда 7 Модель процессов земной коры Модель двигателя
Описание слайда:

Модель процессов земной коры Модель двигателя

№ слайда 8 Модель самолета Модель вулкана
Описание слайда:

Модель самолета Модель вулкана

№ слайда 9 …какой вывод вы можете сделать, побывав на улицах нашего города?
Описание слайда:

…какой вывод вы можете сделать, побывав на улицах нашего города?

№ слайда 10 К процессу моделирования прибегают, когда: исследуемый объект слишком велик или
Описание слайда:

К процессу моделирования прибегают, когда: исследуемый объект слишком велик или слишком мал; процесс протекает очень быстро или очень медленно; исследование объекта может быть опасным для окружающих, может привести к разрушению его самого или создание реального объекта очень дорого.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 …сколько моделей может быть у одного объекта? …от чего зависит выбор (построение
Описание слайда:

…сколько моделей может быть у одного объекта? …от чего зависит выбор (построение) модели?

№ слайда 13 Моделирование – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс построения модели объекта – оригинала (
Описание слайда:

Моделирование – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс построения модели объекта – оригинала (прототипа). Каждый объект может иметь БОЛЕЕ одной модели. Выбор (построение) модели зависит от цели моделирования.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Натурные модели Информационные модели
Описание слайда:

Натурные модели Информационные модели

№ слайда 16 Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний в
Описание слайда:

Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования Описание объекта оригинала на языке кодирования информации

№ слайда 17 В 1870 году…
Описание слайда:

В 1870 году…

№ слайда 18 …учитывая все примеры использования моделей…
Описание слайда:

…учитывая все примеры использования моделей…

№ слайда 19 Задание. Построить информационную модель заданного объекта (понятия) в форме сик
Описание слайда:

Задание. Построить информационную модель заданного объекта (понятия) в форме сиквейна (пятистрочник). Правило написания: № ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕР 1. Одно слово — существительное Имя объекта Вулкан. 2. Два слова — прилагательные Свойства объекта Красный, горячий. 3. Три слова — глаголы Возможности объекта (активные и пассивные действия) Извергается, пылает, спасаются. 4. Четыре слова Ваше личное отношение к объекту Страх, катастрофа, гибель, опасность. 5. Одно слово-синоним Вывод, заключение Ад.

№ слайда 20 …молодцы, до скорых встреч!
Описание слайда:

…молодцы, до скорых встреч!

Урок по информатике на тему "Модели объектов и их назначение"
  • Информатика
Описание:

В папку входит: конспект для учителя, презентация, конспект для ученика, синквейн(в папке для тебя), карточки для работы.

Цели урока:

  • Сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование».
  • Создать четкое представление о видах моделей, а так же о целях и значении процесса моделирования.
  • Отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord.
  • Установить метапредметную связь, темы с другими предметами .
  • Способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, навыков работы с интерактивной доской.
  • Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.

Оборудование:

 

  • компьютеры для работы учащихся,
  • файл: Презентация.ppt (мультимедийная презентация),
  • бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 1),
  • Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 
Автор Грудинина Светлана Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 722
Номер материала 51338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓