Тема. «Кодирование информации в
компьютере».
Цели урока:
Образовательная:
ü
сформировать у учащихся представление о процессе
кодирования информации;
ü
показать учащимся многообразие кодов;
ü
сформировать у учащихся представление об операции перекодирования
как способе перехода от одной формы представления информации к другой;
ü
Познакомить учащихся с многообразием окружающих
человека кодов, ролью кодирования информации.
ü
Отметить роль кодирования информации.
ü
Научить детей декодировать зашифрованную
информацию.
ü
Научить применять свои знания на практике.
ü
сформировать систему знаний по теме и основные
понятия «код», «кодирование», «декодирование»
ü
выработать умение пользоваться таблицей
ü
показать работу с таблицей в текстовом редакторе
ü
Воспитывать интерес к предмету.
Обучающие:
ü
Сформировать у учащихся понимание процесса
кодирования информации.
ü
Показать различные виды кодирования.
ü
Выявить преимущества двоичного кодирования
информации.
Развивающие:
ü
Продолжить развивать умение учащихся высказываться
на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
ü
Продолжить развитие навыков работы за ПК.
Воспитательные:
ü
Активизировать у учащихся формирование
познавательной потребности, интереса к предмету.
ü
Продолжить воспитание у учащихся доброжелательного
отношения друг к другу.
Тип урока: урок
изучения нового материала с элементами исследования и первичное закрепление
полученных знаний в практической работе.
Этапы урока:
Организационный этап – 1 мин.
Контроль знаний – 5 мин.
Объяснение нового материала – 19 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Физминутка – 1 мин.
Практическая работа – 11 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценок
– 1 мин.
1. Организационный момент.
Сообщение темы, целей и задач урока.
2. Контроль знаний – 5 мин.
1. Что такое информация?
(Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает).
2. Какие действия человек
совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с
получением и передачей, хранением и обработкой информации.)
3. Как человек хранит
информацию? (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) -
оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память
отдельного человека и память человечества). (см. Презентация, слайд 2)
4. Какие современные носители
информации вам известны? (Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и
DVD, флеш-карты).
Давайте обратим внимание на следующее.
Человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы
думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5,
показывает, что всё хорошо, передает привет)
Но мы не можем точно утверждать, что именно
он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают
совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей
этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет,
явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что
же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. (главное – жест может
означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока
3. Объяснение нового материала – 19 мин.
Информация, которую мы получаем из
окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой
разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки,
символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача
информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать
его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время
просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный
звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов
требуется разработка кода или кодирование.
(см. Презентация, слайд 5)
Ребята, давайте запишем определения, что
такое код, кодирование.
Код - это система условных знаков для
представления информации.
Кодирование - формирование представления
информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это
переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для
хранения, передачи или обработки).
Обратное преобразование называется
декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления
содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради
которой осуществляется.
(см. Презентация, слайд 6)
Существует три основных способа кодирования
информации:
1. Графический - с помощью
рисунков или значков;
2. Числовой - с помощью чисел;
3. Символьный - с помощью
символов того же алфавита, что и текст.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу
жизнь.
Так числовая информация кодируется
арабскими, римскими цифрами.
для общения мы используем код - русский
язык, в Китае - китайский.
ü
нотных знаков кодируется любое музыкальное
произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий
звук, закодированный с помощью графика.
ü
часто бывает так, что информацию надо сжать и
представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы,
например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.
ü
Для передачи информации, людьми были придуманы
специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе.
Для записи информации о количестве объектов используются числа.
Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют
системами счисления.
Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с
помощью определенного набора символов.
Все системы
счисления делятся на две большие группы: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ.
Позиционные - количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в
каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Непозиционные - количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком
месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Самой распространенной из
непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются:
I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.
MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998
Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне,
причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней
использовалось шестьдесят цифр!
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система
счисления.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы
счисления.
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных
системах счисления, называется основанием системы счисления.
Система
счисления
|
Основание
|
Алфавит цифр
|
Десятичная
|
10
|
0, 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9
|
Двоичная
|
2
|
0, 1
|
Восьмеричная
|
8
|
0, 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7
|
Шестнадцатеричная
|
16
|
0, 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
|
Соответствие
систем счисления:
Десятичная
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Двоичная
|
0
|
1
|
10
|
11
|
100
|
101
|
110
|
111
|
Восьмеричная
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Шестнадцатеричная
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Десятичная
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Двоичная
|
1000
|
1001
|
1010
|
1011
|
1100
|
1101
|
1110
|
1111
|
Восьмеричная
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
Шестнадцатеричная
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
Двоичное кодирование
текстовой информации
Начиная с 60-х годов,
компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в
настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой
информации.
Традиционно для кодирования
одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).
Для кодирования одного символа требуется один байт информации.
Учитывая, что каждый бит
принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать
256 различных символов. (28=256)
Кодирование заключается в
том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от
00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).
Важно, что присвоение
символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой
таблицей.
Таблица, в которой всем
символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера
(коды), называется таблицей кодировки.
Для разных типов ЭВМ
используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным
стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard
Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для
информационного обмена.
Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами
от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры,
знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.
Остальные 128 кодов
используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы
русского алфавита.
В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8,
СР1251, СР866, Mac, ISO).
В настоящее время получил
широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит
на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536
) различных символов.
Таблица стандартной части
ASCII
Таблица расширенного кода
ASCII
4. ФИЗМИНУТКА
Изобразить в пространстве с закрытыми
глазами:
сердце
Круг
Букву М
Квадрат
Треугольник
Шпалы
5. Домашнее задание
1. Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)
2.
Закодировать слова.
3.
Написать друг другу закодированные письма.
6. Практическая работа “Кодирования чисел и символов”
I. Кодирование чисел с помощью программы Калькулятор.
1.
Откройте на рабочем столе программу Калькулятор.
2.
Выберите инженерный вид (в главном меню - ВИД/ Инженерный).
3.
Переключая способ кодирования (Dec-десятичный, Bin - двоичный),
заполните таблицу.
4.
После заполнения таблицы закройте окно программы.
Десятичный
способ кодирования
|
|
7
|
150
|
Двоичный
способ кодирования
|
|
1011
|
10101010
|
II. Кодирование символов в программе Internet Explorer
1.
Откройте на рабочем столе файл Номинация.
2.
Можно прочитать информацию (да/нет)? _____
3.
Если текст нельзя понять, то запишите, каким кодом она
закодирована (в главном меню выбрать ВИД/Кодировка)
____________________________
4.
Поменяйте вид кодирования на Кириллица (Dos). Можно прочитать?
__________
5.
Поменяйте вид кодирования на Кириллица (Windows). Можно прочитать?
__________
6.
Используя ВИД/Кодировка/Дополнительно, сосчитайте и запишите
количество способов кодирования - _______________.
7.
Закройте окно программы.
III. Кодирование символов в программе Microsoft
Word.
1. Откройте на рабочем столе программу Microsoft Word.
2. Используя в главном меню ВСТАВКА / Символа определите код символов и
заполните таблицу.
Символ
|
$
|
@
|
Ф
|
Код (Кириллица дес.)
|
|
|
|
3. Закройте окно Вставка Символа.
4. Используя малую цифровую клавиатуру и клавишу ALT, определите по кодам
символы:
Символ
|
|
|
|
Код (Кириллица DOS)
|
157
|
130
|
140
|
7. Рефлексия.
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы
сегодня узнали на уроке:
Пусть это будет синквейн
Правила написания
1. Имя существительное –
кодирование
2. Два слова – прилагательные
3. Три слова – глаголы
4. Четыре слова (четыре
отдельных слова, два словосочетания или одно предложение) – ваше личное
отношение к объекту
5. Одно слово – синоним (вывод,
заключение)
8. Подведение итогов урока, выставление
оценок – 1 мин.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.