Главная / Информатика / Урок по информатике "Единицы измерения информации" (6 класс)

Урок по информатике "Единицы измерения информации" (6 класс)

Название документа Приложение 2.doc


1. Самая маленькая единица измерения информации?

2. Ими затыкают уши,

Чтобы музыку послушать.

3. Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ...

4. Там веселых игр десятки

Друг за другом, по порядку!

Блок системный все, что нужно,

У нее узнает дружно.

Трудятся они вдвоем

Утром, вечером и днем!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …..








Название документа Приложение 3 Опорная схема перевода единиц.doc

Приложение 3


Опорная схема перевода единиц

измерения информации


Схема №1



hello_html_324f15c2.gif





Схема №2






hello_html_mfd507fa.gif

Название документа Урок информатики Единицы измерения информации 6 класс.doc



wehqiowueh2323f.doc

Учитель информатики: Ерунова М.Г., г.Саров, МБОУ СОШ №11

Раздел программы: Компьютер и информация

Место урока: 11 урок в теме «Компьютер и информация»

Тема урока: Единицы измерения информации

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальная (ведущая);

  • групповая;

  • парная работа.


Исходный уровень умений и знаний:

Учащиеся знают:

  • правила техники безопасности;

  • понятия: «информация», «виды информации»;

  • единицы измерения различных величин (температуры, массы, длины, времени);

  • устройства компьютера;

  • носители информации.

Учащиеся умеют:

  • систематизировать и обобщать информацию, используя текст учебника;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком.


Цели урока:

Образовательная:

  • сформируют знания о единицах измерения информации;

  • научатся находить информационный объем слова, учебника;

  • научатся переводить из бит в байты, из байт в Кбайты , из Кбайт в Мбайты, из Мбайт в Гбайты и наоборот.

Развивающая:

  • продолжить формирование познавательного интереса, памяти и внимания учащихся;

  • продолжить формирование умения работать самостоятельно, давать обоснованный ответ, отстаивать свою точку зрения;

  • продолжить формирование навыков работы с текстом учебника;

  • продолжить формирование умения применять на практике полученные знания.

Воспитательная:

  • продолжить воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.


Задачи урока:

  • узнать единицы измерения информации (бит, байт, Килобайт, Мегабайт, Гигабайт), связь между ними;

  • научиться определять информационный объем слова, учебника;

  • научиться переводить из бит в байты, из байт в Кбайты, из Кбайт в Мбайты, из Мбайт в Гбайты и наоборот.


Средства обучения:

  • раздаточный материал (карточки с заданиями, опорная схема перевода единиц измерения информации);

  • презентация по теме урока,

  • классная тетрадь,

  • учебник.


Оборудование:

  • Мультимедиа проектор,

  • Интерактивная доска SMART


Программное обеспечение:

  • Microsoft Office PowerPoint 2003

  • ПО для интерактивной доски


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока (4 мин.)

  3. Изучение нового материала (15 мин.)

  4. Динамическая пауза (1 мин.)

  5. Закрепление полученных знаний (21 мин.)

  6. Подведение итога урока, рефлексия (2 мин.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)



Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствует учащихся.

Отмечает отсутствующих.

Настраиваются на работу.

2. Актуализация исходного уровня знаний (4 мин.)

Ребята, напомните мне, а что такое информация?



А какие виды информации вы знаете?


Сейчас, с помощью видеоинформации постараемся определить тему нашего урока (просмотр фрагмента мультфильма «38 попугаев»)


Вспомните, какой рост был у удава в попугаях?


Правильно! А какие единицы вы использовали бы при измерении длины удава?


А какие единицы используются при измерении времени?

Массы?

Температуры?

Правильно!


Учитель тавит проблему:

«А как вы думаете можно ли измерить информацию?»




Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Правильно.

На поставленный мною вопрос мы ответим в течение урока. Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.

Сегодня на уроке вы узнаете единицы измерения информации, научитесь вычислять информационный объем текстового сообщения, научитесь переводить единицы измерения информации.

Предполагаемый ответ:

- это знания, сведения о чем-либо, которые человек получает из различных источников.


- текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация.








- 38 попугаев



- миллиметры, сантиметры, метры и т.д.




-секунды, минуты, часы.

- килограммы, граммы, тонны.

- градусы.




Предполагаемые ответы:

Да, можно.

Нет, нельзя.

Затрудняюсь ответить.


- «Единицы измерения информации»




записывают тему в тетрадь


Слушают


3.Изучение нового материала (15 мин.)

Узнать об одной из единиц измерения информации нам поможет кроссворд. Чтобы ответить на вопросы кроссворда, вспомните ранее полученные знания. В выделенных ячейках вы увидите одну из единиц измерения информации. (1 мин.)









Посмотрите на заполненный кроссворд, найдите ключевое слово, обозначающее одну из единиц измерения информации.


Компьютер «не понимает» человеческий язык. Поэтому каждый символ, введенный с клавиатуры кодируется с помощью 0 и 1 , которые называются битом. Запишите в тетрадь определение:

БИТ – минимальная единица измерения информации.

Ввел это понятие Клод Шеннон, американский инженер и математик.


Для того чтобы продолжить изучение темы, нам необходимо снова обратиться к кроссворду. Ответив на вопросы кроссворда, в выделенных ячейках вы увидите следующую единицу измерения информации.










Получили новую единицу измерения информации . Как она называется?


Запишите, пожалуйста, в тетрадь

1 Байт = 8 битам


Каждому символу, введенному с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из 8 нулей и единиц.

Всего существует 256 разных цепочек из 8 нулей и единиц. Этого достаточно, чтобы закодировать буквы русского и латинского алфавита, цифры, знаки препинания и другие символы. Чтобы удобнее было измерять информацию в цифровом виде ввели новую единицу «байт» приравненную 8 битвам.


В жизни очень часто приходится рассматривать информацию больших размеров, поэтому используются еще более крупные единицы измерения.

Запишите в тетрадь














Получают листы с кроссвордом (приложение 1) - на экране слайд с кроссвордом и вопросами.

Учащиеся решают кроссворд, затем проверяют ответы.



н

о

у

т

Б

у

к









д

И

с

п

л

е

й

к

о

м

п

ь

ю

Т

е

р








Ответ учащихся:

- БИТ








Записывают определение:

БИТ – минимальная единица измерения информации.









Получают листы с кроссвордом, решают кроссворд (приложение 2), затем проверяют ответы.






Б

и

т










н

А

у

ш

н

и

к

и





п

р

И

н

т

е

р




д

и

с

к

е

Т

а









Ответ учащихся:

БАЙТ.



Записывают в тетрадь.



Слушают учителя.




















Записывают в тетрадь.

1 Килобайт = 1024 байт

1 Мегабайт = 1024 Килобайт

1 Гигабайт = 1024 Мегабайт








4.Динамическая пауза (1 мин.)


Учащимся предлагается сделать паузу, подняться с места и повторять движения за учителем.


Учащиеся слушают и выполняют движения.

5. Закрепление полученных знаний

(21 мин.)

Выстройте, пожалуйста, цепочку единиц измерения информации, начиная с самой маленькой?




А для чего необходимо знать все единицы измерения информации?




Правильно!

А какие носители информации вы знаете?

Правильно!


Существует множество носителей информации. Каждый из них имеет определенный объем. Например:

На дискете – можно разместить 1,44 Мбайт информации; на жестком диске (винчестере) – 40-120 Гбайт….Тб, на CD – 700 Мбайт; на DVD 4,7 – 17 Гбайт;

Устное задание: На какой носитель мы сможем записать фильм, имеющий информационный объем 2 Гигабайта?





Правильно!


«Вы учебники возьмите, и ответы там найдите»

Сейчас вам предстоит работа с текстом учебника.

В течение 3 минут каждая группа должна ответить на поставленный вопрос (список по группам представлен на слайде):

Как определить информационный объем слова? (1 группа – низкий уровень).)


Как определить информационный объем учебника? (2 группа – средний уровень)


Сформулировать правило перевода мелких единиц измерения информации в более крупные и наоборот. (3 группа – высокий уровень)


А сейчас мы проверим ответы на поставленные вопросы.

1 группа: Как определить информационный объем слова?









Задание №1 (выполните задание в тетради):

Определите информационный объем слова «ПРИНТЕР» в байтах?






2 группа отвечала на вопрос: Как определить информационный объем учебника?














Задание №2 (выполните задание в тетради):

Текст учебника занимает 3 страницы. На каждой странице размещается 30 строк по 50 символов в строке. Какой объем памяти (в байтах) займет этот текст учебника?





3 группа должна была сформулировать правило перевода мелких единиц измерения информации в более крупные и наоборот.










Внимание на доску.

Задание №3 (выполняется устно)

Переведите в Кбайты 2048 байт?

Переведите в байты 800 бит?

Переведите в биты 12 байт?


Выполните подобное задание в парах :

Заполните пропуски:

120 бит =_______байт

5 Мбайт = ______ Кбайт


Учащиеся в тетради записывают цепочку единиц измерения информации начиная с самой маленькой. Один учащийся отвечает у доски.

Ответ: бит, байт, Кб, Мб, Гб


Предполагаемый ответ:

- чтобы уметь определять: поместиться информация на носитель или нет.



- бумага, дискета, лазерный диск, жесткий диск компьютера…..



Слушают, смотрят слайд.










Предполагаемый ответ:

- на DVD диск,

- на жесткий диск компьютера.














Открывают учебник, стр. 29. Распределить учащихся по группам относительно их возможностям.













Предполагаемые ответ учащихся 1 группы:

- 1 символ, введенный с клавиатуры равен 1 байту. Следовательно, сколько символов в слове или предложении - столько байт его информационный объем.


Выполняют задание в тетради, один ученик у доски:

- в слове 7 букв. Мы знаем, что 1 буква имеет информационный объем 1 байт. Значит информационный объем слова ПРИНТЕР равен 7 байтам.


Предполагаемый ответ учащихся 2 группы:

- Чтобы определить информационный объем учебника необходимо:

1) вычислить кол-во символов 1 страницы

2) определить информационный объем 1 страницы в байтах (зная, что

3) Затем объем 1 страницы умножить на кол-во страниц в учебнике, получим информационный объем учебника в байтах.


Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетради.

Решение:

30*50=1500 символов – количество символов 1 страницы;

1500сим.*1 байт=1500 байт – объем информации на 1 странице;

1500 байт*3стр.= 4500 байт – объем учебника.

Ответ: информационный объем учебника равен 4500 байт.


Ответ учащихся 3 группы:

- Если нужно перейти от маленьких единиц измерения информации к более крупным, то необходимо воспользоваться знаком «деления», а значит для перевода из крупных единиц в мелкие - знаком «умножения».


Учащимся раздается опорная схема перевода единиц измерения информации.(приложение 3)



Ответ с места :

- 2048 байт : 1024 = 2 Кбайта ;

- 800 бит :8 = 100 байт

- 12 байт * 8 = 96 бит




Учащиеся выполняют задание , ответ записывают в тетради, один ученик у доски.

Ответ:

120 бит : 8 = 15 байт

5 Мбайт * 1024 = 5120 Кбайт


6. Подведение итогов урока

(2 мин.)

Вернитесь мысленно в начало урока. Я задала вам вопрос: «А как вы думаете можно ли измерить информацию?»


В чем измеряется информация?



Продолжите фразу:

Я узнал (а), что……





Я узнал (а), как……




Мне хотелось бы узнать ваше настроение.

Хлопните в ладоши те, кому было интересно и все понятно на уроке – спасибо.

Топните те, кто испытывал трудности в усвоении нового материала?

В чем заключаются ваши трудности?



Выставляет оценки за работу у доски, ответы на вопросы с места.



Ответы учащихся:

- Да.


- битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах.



Предполагаемые ответы:

- что информацию можно измерить;

- что такое бит, байт , Килобайт, Мегабайт, Гигабайт.;


- как измерить информационный объем слова и учебника,

- как перевести из бит в байты, из байт в Кбайты и т.д.




рефлексия




7. Домашнее задание

(1 мин.)

1. Подготовиться к итоговому уроку по 1 главе.

2. Выучить единицы измерения информации и связь между ними.


3. РТ №43, стр. 38


4. Для сильных учеников: Почему единицы измерения информации байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт связаны числом 1024 ?


Спасибо за активную работу на уроке! Урок окончен.


Открывают дневники, записывают домашнее задание.



Литература

  1. Л.Босова, Информатика: учебник для 6 класса, М.: -Бином. Лаборатория знаний, 2010 г

  2. Л.Босова, Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса, М.: -Бином. Лаборатория знаний, 2008 г.

  3. Методическое пособие для учителя: Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/ Л. Л. Босова, А. Ю.

Босова. 2-е изд., испр., М.:-БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.




Название документа приложение 1.doc


Приложение 1




1















2







3













  1. Он умен не по годам

И похож на чемодан.


  1. У тебя вопросов много,

Подскажу тебе я с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Этот умный телевизор

Называется …


  1. Он быстрее человека

Перемножит два числа,

В нем сто раз библиотека

Поместиться бы смогла,

Только там открыть возможно

Сто окошек за минуту.

Угадать совсем несложно,

Что загадка про…




Урок по информатике "Единицы измерения информации" (6 класс)
  • Информатика
Описание:

Данный урок – одиннадцатый при изучении темы «Компьютер и информация».

Урок состоит из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала,  закрепление полученных знаний, итог урока. Для облегчения процесса восприятия информации учащимися урок сопровождается электронной презентацией (созданной мной). 

В начале урока учитель не называет тему, а подготавливает учащихся к восприятию темы урока через вопросы и фрагмента мультфильма "38 попугаев". Ответив на вопросы учителя ребята уже догадываются о чем пойдет речь на уроке. 

На этапе изучения нового материала учитель предлагает ответить на вопросы кроссворда, тем самым учащиеся узнают о самой маленькой единицы измерения информации. Правильность выполнения задания проверяется на интерактивной доске. Учащиеся имеют возможность закрепить свои знания с помощью заданий по учебнику (учащиеся распредделяютсяна 3 группы согласно их способностям). Данный вид деятельности позволяет учащимся выделять основные мысли, формирует умение делать выводы и отстаивать свою точку зрения.  На этапе закрепления материала у учащихся имеется возможность проверить полученые знания, а также коррректировать ошибки.

Итог урока: учитель проводит рефлексию, выставляет оценки за урок  и задает задание на дом.

Автор Ерунова Мария Григорьевна
Дата добавления 12.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1233
Номер материала 53907
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓