Урок
по химии 8 класс
Общая
характеристика водорода. Получение водорода в лаборатории и его физические
свойства.
УМК
Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Е.
Учитель химии и биологии:
Абдульмянова
Иркя Загидулловна
Тема
урока: Общая характеристика водорода. Получение
водорода в лаборатории и его физические свойства.
Цель :
дать общую характеристику водороду, его физическим свойствам, познакомить
учащихся со способами получения водорода, гидридами, летучими водородными
соединениями.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.
§ Формировать умения
исследовательской работы, через химический эксперимент.
§ Создать условия для
формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по
составлению уравнений реакций, способов получения водорода, развитие умений
работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию
моральных качеств личности.
§ Дать
понятия о способах получения водорода.
§ Закрепить
умения применять полученные знания при объяснение новых фактов; продолжить
формирование умения составлять формулы веществ, взаимодействие с простыми и
сложными веществами.
§ Дать
понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.
Развивающие:
§ Развивать навыки
самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные
способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление.
§ Развивать
мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и
применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
§ Формировать
естественно - научное мировоззрение учащихся.
§ Поддерживать
интерес к науке «химия».
Тип урока:
комбинированный.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный, фронтальный,
наглядный, эксперимент, работа с книгой, И.КТ.
Межпредметные связи: биология,
астрономия.
Реактивы:
соляная кислота, цинк, натрий, вода, мыльный раствор, глицерин.
Оборудование: Учебник “Химия – 8” под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман,
2013г.
таблица химических элементов
Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор пробирки, лабораторный штатив,
кристаллизатор, спички, песок. Электронная
презентация урока Power Point “Получение и применение водорода”.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
У доски:
§ Решить
задачу: Рассчитайте число молекул углекислого газа массой 4,4 грамма.
§ Выбрать
из перечня веществ оксиды и дать им названия.
KCl; MgO ; NaOH; SO2;
AgNO3; ZnO; H2SO4; P2O5; ZnCl2; Cu(OH)2; Fe2O3 ; CaH2; NH3; Fe(OH)2; Al2O3;
HCl; N2O5; KH; CH4; CuSO4; BaO; ZnH2; PH3; KOH; HNO3; BaCl2; Al(OH)3; H2S;
Mn2O7; AlBr3; CaO.
·
Химические свойства кислорода
С классом устная беседа по вопросам:
Ø
Химический
знак кислорода?
Ø
Его
химическая формула?
Ø
Относительная
атомная масса кислорода?
Ø
Относительная
молекулярная масса кислорода?
Ø
Какие
физические свойства характерны для кислорода?
Ø
Где
находит кислород применение?
Ø
Его
нахождение в природе?
Ø
Состав
воздуха?
Ø
Все правильно- речь идет о водороде.
Давайте дадим ему общую характеристику по аналогии с кислородом.
Химический знак – Н
Химическая формула – Н2
Ar (H)
= 1
Mr ( Н2) = 2
Валентность 1
Если водород связан с металлом, то такие
соединения называются гидриды: NaH
– гидрид натрия; CaH2
– гидрид кальция; AlH3
– гидрид алюминия.
Если водород связан с неметаллом, то такие
соединения называются летучие водородные соединения: HCl
- хлороводород; NH3
- аммиак; СН4 - метан.
Оксиды, гидриды, ЛВС относятся к бинарным
соединениям ( то есть вещества, состоящие из 2 элементов)
А теперь давайте выясним, как можно
получить водород. В лаборатории водород можно получить:
1) при взаимодействии металла с кислотой.
Демонстрационный опыт: Инструкция по
Т.Б.
Показ учителем опыта: «Получение водорода
— взаимодействие цинка с соляной кислотой»
Составление уравнения реакции.
Алгоритм опыта:
Подготовить пробирку с газоотводной
трубкой.
Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.
Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать
выделение пузырьков водорода.
Собирать водород в пробирку, перевернутую вверх
дном.
Проверяем на чистоту водород горящей
лучинкой. Если слышим хлопок – в пробирке собрался чистый водород, если лающий
хлопок- то водород смешался с воздухом.
Наполняем мыльные пузыри водородом.
Доказываем, что водород – бесцветный, самый лёгкий газ. Он в 14,5 раз легче
воздуха.
Составляем уравнение реакции:
Zn + 2HCl = ZnCl2
+ H2↑
2) при разложении воды электрическим
током:
2H2O
→
2H2↑
+ O2↑
( под действием электрического тока)
2) при взаимодействии металла с водой:
2Na
+ 2HOH
= 2NaOH
+ H2↑
Гидроксид
натрия (основание)
Доказываем образование нового класса
неорганических соединений. Изменение окраски индикатора (лакмус),
свидетельствует об образовании щелочной среды, характерной для растворимых
оснований.
Na
OH
атом металла гидроксогруппа
Давайте попробуем дать определение
основаниям.
Основания – это сложные вещества,
состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
3) при разложении воды электрическим
током:
2H2O
→ 2H2↑
+ O2↑
( под действием электрического тока)
Закрепление:
Д/З пар.25,26
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.