Урок – сказка «
Приключение сульфатной кислоты »
Цель урока: изучить состав и свойства сульфатной кислоты,
вспомнить правила ТБ при работе с кислотами, изучить применение сульфатной
кислоты; закрепить
умение составлять
уравнения химических реакций, характеризовать физические свойства
вещества; соблюдение сурдопедагогических целей.
Оборудование: мультимидийная аппаратура, слайды « Сульфатная кислота », разбавленная
и концентрированная сульфатная кислота, лакмус, натрий гидрок- сид , натрий карбонат,
барий хлорид, штатив с пробирками.
Ход урока
I Организационный момент.
II Работа по слухо-зрительному восприятию.
Устный диктант,
учащиеся считывают слова с губ учителя.
Сера, сульфур, сульфатная кислота, индикатор.
III Изучение нового материала.
Угадай – ка
* Сложное вещество при диссоциации которого образуются
атомы водорода и кислотный остаток.
* Это вещество известно алхимикам в 10 веке.
* Это тяжелая маслянистая жидкость.
* Является «хлебом» химической промышленности.
* Это кислородосодержащее соединение элемента с
порядковым номером 16.
Что это за вещество?
2. Ознакомление с темой и целями урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учитель
Урок у нас сегодня необычный, урок-сказка «Приключение сульфатной кислоты
». Я расскажу сказку о сульфатной кислоте. Мы отправимся с ней в
путешествие. Я, надеюсь, вы поможете ей в трудную минуту, используя
свои знания. И так мы начинаем.
1.
Рождение сульфатной
кислоты ( Получение сульфатной кислоты ).
В одном химическом королевстве
у её Величества Воды и его Высочества Сульфур (VI) оксида родился
младенец. Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик - наследник
престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же
покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
Девочке дали красивое имя – Кислота, а фамилию отца – Сульфатная.
А так как её родителями была Вода и Сульфур (VI) оксид,
то она в своем составе имела …
Какие химические элементы в составе сульфатной кислоты?
2.
Строение сульфатной
кислоты.
Задание. Написать структурную формулу сульфатной
кислоты.
Какова степень окисления сульфура в сульфатной
кислоте?
3.
Историческая справка.
Андреас Лебадий
• а) oleum vitrioli – купоросное масло
• б) oleum
sulfusis – серное масло
4.
Физические свойства
сульфатной кислоты.
Сульфатная кислота – тяжелая бесцветная маслянистая
жидкость. Плотность приобычных условиях 1,84г/см. Она нелетучая, запаха
не имеет. Чрезвычайно гигроскопична.
5.Техника безопасности при работе с сульфатной
кислотой.
Правила обращения с H2SO4
Обращаться осторожно!
Работать в резиновых перчатках и защитных
очках!
Берегись ожога! Во избежания
выбрызгивания и ожогов кислоту при сливании лить тонкой струей в воду, а не
наоборот!
При попадании кислоты на кожу место
поражения быстро промыть большим количеством воды.
«Растворение кислоты»
Сульфатная кислота отправилась в путешествие.
Она шла уже пять часов, ей очень
захотелось пить. И вдруг она
увидела
колодец.
«Вода!» - воскликнула Кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась. Вода
страшно зашипела. С криком испуганная Кислота бросилась прочь. Конечно же, при
смешивании сульфатной кислоты с водой выделяется большое
количество теплоты.
«Если вода соприкасается с сульфатной кислотой, то
вода, не успев смешаться с ней, может закипеть и выбросить брызги сульфатной
кислоты» - эта запись появилась в дневнике молодой путешественницы, а затем
вошла в учебники.
Обугливание древесины.
5. Химические свойства сульфатной кислоты.
Вскоре она пришла в город и решила зайти в магазин. Им
оказался ювелирный.
Кислота увидела множество прекрасных колец.
Попросив у продавца золотое кольцо, она надела его на свой длинный, красивый
палец. Кислоте понравилось кольцо, и она его купила.
а)
Взаимодействие металлов с концентрированной
сульфатной кислотой.
2Н2SО4
+ Сu = СuSО4
+ SО2
+ Н2О
конц
-
Сu - 2е →
Сu восстановитель
+6 - +4
S + 2е →
S окислитель
Концентрированная сульфатная кислота – сильный окислитель: при
нагревании она реагирует почти со всеми металлами (исключение Au, Pt и
нек.др.). В этих реакциях в зависимости от активности металла и
условий выделяется SО2 , Н2S, S.
Концентрированная сульфатная кислота энергично реагирует
с водой с образованием гидратов:
Н2SО4 +
nН2О = Н2SО4 *
nН2О +Q
Концентрированная сульфатная кислота отщеплять от
органических веществ водород и кислород в виде воды, обугливая
органические вещества.
Демонстрация обугливания сахара.
б) Взаимодействие металлов с разбавленной сульфатной кислотой.
Демонстрация взаимодействия сульфатной кислоты с цинком.
Учащиеся
сами записывают уравнение реакции в тетрадь в молекулярном и ионном
виде.
Н2SО4 +
Zn = ZnSО4 + Н2
↑
+ 2- 0 2+ 2-
0
2Н + SО4 + Zn = Zn + SО4 + Н2 ↑
+ 0
2+ 0
2Н + Zn = Zn + Н2
в) Взаимодействие сульфатной кислоты с основными оксидами.
Демонстрация взаимодействия сульфатной кислоты с оксидом
меди.
Учащиеся сами записывают уравнение реакции в тетрадь в
молекулярном и ионном виде.
Н2SО4 +
СuO = СuSО4 +
Н2O
+ 2- 2+
2-
2Н + SО4 +
СuO = Сu +SО4+ Н2O
+
2+
2Н + СuO = Сu + Н2O
г) Взаимодействие сульфатной кислоты с основаниями.
Демонстрация взаимодействия сульфатной кислоты с натрий
гидроксидом.
Учащиеся сами записывают уравнение реакции в тетрадь в
молекулярном и ионном виде.
Н2SО4 +
2NaOH = Na2SО4 +
2Н2O
+ 2-
+ - + 2-
2Н + SО4 +2Na +2OH = 2Na + SО4 + 2Н2O
+ -
Н + OH =Н2O
д) Взаимодействие сульфатной кислоты с солями.
Демонстрация взаимодействия сульфатной кислоты с натрий
карбонатом.
Учащиеся сами записывают уравнение реакции в тетрадь в
молекулярном и ионном виде.
Н2SО4 + Na2СO3 = Na2SО4 + Н2O + СO2 ↑
+ 2- + 2- + 2-
2Н + SО4 +2Na + СO3 = 2Na + SО4 + Н2O + СO2 ↑
+ 2-
2Н + СO3 = Н2O + СO2 ↑
Качественная реакция на сульфатную кислоту.
Демонстрация взаимодействия сульфатной кислоты с барий
хлоридом.
Учащиеся сами записывают уравнение реакции в тетрадь в
молекулярном и ионном виде.
Н2SО4 +
ВaCl2= 2НCl + ВaSО4 ↓ (образовался белый осадок)
+ 2- 2+ - + -
2Н + SО4 +
Вa + 2Cl = 2Н + 2Cl + ВaSО4 ↓
2+ 2-
Вa + SО4 = ВaSО4
↓
е) Диссоциация серной кислоты .
+
2-
Н2SО4 ↔
2Н + SО4
6. Применение сульфатной кислоты .
Сульфатная кислота осталось жить в городе и принесла много
пользы.
Она широко используется в народном хозяйстве.
( Сообщение учащихся)
а) Производство минеральных удобрений.
б) Очистка нефтепродуктов.
в) Синтез красителей и лекарств.
г) Производство кислот и солей.
д) Сушка газов.
е) Металлургии.
Но все же кислота остается волшебницей. В праздники она
устраивает фейерверки и зажигает свечи без спичек.
Демонстрация опыта.
IV
Закрепление.
Угадай – ка
*Сложное вещество при диссоциации которого образуются
атомы водорода и кислотный остаток.
* Это вещество известно алхимикам в 10 веке.
* Это тяжелая маслянистая жидкость.
* Является «хлебом» химической промышленности.
* Это кислородосодержащее соединение элемента с
порядковым номером 16.
Что это за вещество?
2.Закончить
уравнения химических реакций:
Проверь себя
•
H2SO4 + Mg =
разбавл
•
H2SO4+ Zn =
конц
•
H2SO4+ ZnO =
•
H2SO4+ KOH =
•
H2SO4+ K2CO3
=
Проверь себя.
Учащиеся сравнивают правильность написания
уравнений химических реакций.
V
Итог урока.
VI
Домашнее задание:
проработать 6, выполнить упр 32-34.
VII
Словарная работа:
Сера, Сульфур, сульфатная кислота, гигроскопичная,
концентрированная,
разбавленная, окислитель, восстановитель, степень
окисления, замещение,
обмена, сульфаты, диссоциация, индикатор.
VIII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Все ли на уроке было понятно?
- Понравился ли вам урок?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.