Главная / Химия / Урок по химии на тему "Реакции ионного обмена" (8 класс)

Урок по химии на тему "Реакции ионного обмена" (8 класс)

План конспект урока по химии для учащихся 8 класса.

Тема: « Реакции ионного обмена»

Цели:

  1. Рассмотреть условия протекания и метод составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлению полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

  2. Развивать умения и навыки у учащихся написания формул электролитов и уравнений реакций, уметь давать грамотные определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе с растворами электролитов.

  3. Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, повышения интереса и значимости химических знаний. Воспитывать чувство гуманности, толерантности, ответственности.

Оборудование:

Кроссворд на карточке, листок бумаги, карточка с формулой вещества, демонстрационное оборудование, химия в таблицах, презентация, компьютер, проектор, пробирки, подставка для пробирок,

1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

2. карбонат натрия и соляная кислота

3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Нарисуйте на листке, какой смайлик соответствует вашему настроению в начале урока.

  1. АОЗ.

- Наш организм можно представить как биоэлектрическую систему, в которой действие всех частей координируется с помощью электрических импульсов. Для передачи сигнала и сокращения мышц нашему организму необходимы электролиты (вещества, проводящие электрический ток). Поэтому спортсмены перед интенсивной нагрузкой, зная, что они потеряют с потом много соли, пьют специальные напитки. Таким образом, они стараются компенсировать потерю электролитов и снизить риск мышечных спазмов.


Но не только на тренировках важно постоянство водно-солевого обмена, но и в обычной жизни. Человеческому телу необходимы различные виды солей, чтобы нормально функционировать. Нарушения водно-солевого баланса, возникающие при обезвоживании, могут привести к проблемам с сердцем и нервной системой, вплоть до остановки сердца или судорог.


Как мы видим процессы, протекающие между электролитами, играют важную роль в жизни человека и природы. И сегодня мы с вами рассмотрим реакции, протекающие между электролитами. Тема сегодняшнего урока «Реакции ионного обмена»


1) Проведем проверку основных ключевых понятий в виде кроссворда:

( на карточках у каждого ученика)

  1.  …. — класс химических соединений, к которому относятся вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.

  2. . — отрицательно заряженный ион.

  3. . — положительно заряженный ион.

  4. . — это водородосодержащее соединение, водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.

  5. . — гомогенная (однородная) смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

  6. . называют гидроксиды, которые диссоциируют (распадаются) на гидроксильную группу и положительно заряженный катион.

  7. . — вещества, расплавы или растворы которых проводят электрический ток.

  8. . - процесс, заключающийся в распаде молекул на несколько ионов.








с




а





к






к







р







о









э










д













2) У вас на столах карточки с формулами веществ, вам необходимо определить будет ли диссоциировать ваше вещество, аргументировав свое решение.

  1. Изучение нового материала.


Демонстрационный опыт с комментариями.

  1. Смешиваем вещества лимонную кислоту и соду в твердом виде. Наблюдаем за происходящим.

  2. Добавляем в смесь воду. Наблюдаем.

- Что произошло с веществами, благодаря чему прошла реакция?


  1. Аналогично смешиваем сухие гидроксид калия и поваренную соль.

  2. Добавляем воду.

Анализируем увиденное в опыте.

Вывод: В данном случае мы не наблюдаем признаков химической реакции. Такая реакция не имеет смысла.


Демонстрационный опыт с комментариями.

Раствор гидроксида калия взаимодействует с сульфатом меди (II).

Вывод: В данном случае мы наблюдаем образование бурого осадка. Такая реакция имеет смысл.


Запишем уравнение реакции

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 ↓+ 3NaCl

3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3


Формулируем алгоритм составления ионных уравнений (работа по презентации).


4. Закрепление.

Повторяем правила техники безопасности. Учащиеся сами проводят эксперимент по технологическим картам.

Химический эксперимент – практические задачи.

Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Проведите реакции между парами веществ



1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия



2. карбонат натрия и соляная кислота



3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора)



2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-

2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2


Проведя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения озвучиваются).


4.Рефлексия.

Отметьте, какой смайлик соответствует вашему настроению.


5.Итог урока.


Д/з § 42 повторить. Составить полное и сокращенное ионное уравнение, в котором участвует поваренная соль.



Урок по химии на тему "Реакции ионного обмена" (8 класс)
  • Химия
Описание:

План конспект урока по химии  для учащихся 8 класса по теме "Реакции ионного обмена" адресован  учителям химии. В планирование  урока включены демонстрационные эксперименты и практическая деятельность учащихся, фронтальный опрос, индивидуальные задания, предусмотрена работа с формулами, этап рефлексии.  Цели урока : Рассмотреть условия протекания и метод составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлению  полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Развивать умения и навыки у учащихся написания формул электролитов и уравнений реакций,  уметь давать грамотные определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе с  растворами электролитов.

Автор Пирогова Наталья Николаевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1780
Номер материала 5640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓