Главная / Химия / Урок по химии на тему "Угольная кислота и ее соли"

Урок по химии на тему "Угольная кислота и ее соли"

1

Тема: Угольная кислота и её соли.


Цели: Воспитательная. На основе достигнутого уровня самооценки, способа направленного на характеристику веществ, способствовать развитию адекватной самооценки.

Развивающая. На основе осознанной реализации принципа активности продолжать добиваться осознания учащимися себя как субъекта деятельности.

Образовательная. На основе выработанного уровня адекватности самооценки, применения принципов активности и самоорганизации добиться умения давать характеристики веществ, начиная с состава, продолжая строением, завершая свойствами.

Средства: штатив металлический, пробирки, карбонаты, раствор соляной кислоты, фенолфталеин.

Литература: 1. Учебник: С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин «Химия 8-9».

М., « Просвещение» 2004.

2. А.М. Радецкий, В.П. Горшкова «Дидактический материал по химии».

М., «Просвещение» 2003.

3. Н.С.Ахметов «Неорганическая химия», Ч II, М., «Просвещение» 1990г.

4. Р. П. Суровцева «Задания для самостоятельной работы по химии» М., «Просвещение» 1995.

5.С. Т. Сатбалдина «Психодидактика химии» Уфа,1996.


Содержание урока

I.Ориентировочно – мотивационный этап.

* 1.Самооценка и проверка домашнего задания.

Разбалловка: 27-28 баллов «5»

20-26 баллов «4»

Ниже 20 баллов «3»

Задание 1.Литература №4 с.39 Работа 2 Вариант 1 5 баллов.

Задание 2.Литература № 2 с. 52 Работа 1 Вариант 2 задание 3 3 балла.

Задание 3.Графический диктант (взаимопроверка) 20 баллов

Приложение № 1

Всего за домашнее задание 28баллов

* 2. Актуализация знаний.

Задание: Выйти к доске и составить шкалу степеней окисления для углерода:

hello_html_m4944f143.gif

+hello_html_m53a5d0eb.gifhello_html_647fc87c.gifhello_html_647fc87c.gif 4 - СО2 Н2 СО3 Na2 CO3 NaHCO3

диоксид угольная карбонат гидрокарбонат

углерода кислота натрия натрия

+ 2 - СО монооксид углерода (несолеобразующий оксид)


0 С углерод (алмаз, графит, карбин)


- 4 - СН4 метан



Вопрос: 1) какой из оксидов реагирует с водой?

2) какой из них солеобразующий?


*3. Целеполагание :

- Что мы с вами изучали? (Оксиды углерода)

- Что предстоит изучить? (Угольную кислоту и ее соли).


*4. Мотивация:

- А надо ли нам их изучать? Встречаемся ли мы с ними в повседневной жизни? (Встречаются : сода, мел, газированная вода. Значит есть необходимость изучать).


Запись темы урока: Угольная кислота и ее соли карбонаты и гидрокарбонаты.


*5. Планирование:

1. Состав.

2. Строение.

3hello_html_41b6db29.gifhello_html_1c518864.gif. Свойства общие

особенные

  1. Получение.

  2. Применение.


II. Операционально- исполнительский этап.

+ IV + n + m

1hello_html_41b6db29.gifhello_html_41b6db29.gif. Состав. Н2 СО3 Me2 (CO3 )2- n MeH ( CO3 )2- n




2. Строение. Н : О : :

С : О :

Н : О :

hello_html_m740bedaa.gifН – О

hello_html_m52b60d8a.gifС = О

Н – О

Молекулярная кристаллическая ионная кристаллическая

решетка решетка


3. Свойства: в свободном виде тверд.нераств.кристалл. растворимые в воде

не существует кроме ( NH+ 4, K+ , Na+) ( Na+ малораств.)



3

Самооценка

класс. работа дом.зад.

Общие химические свойства Н2 СО3

1) кислота + акт.Me = 1балл.

2) кислота + осн.оксид. = 1балл. 3) кислота + основан = ср.соли 1балл.

4) кислота + основан. = кислые соли 1балл..

Особенные свойства:

hello_html_3b8a6ff7.gif1)непрочная кислота Н2СО3 Н2О + СО2 1балл.

hello_html_3b8a6ff7.gif2) незначительно диссоцирует Н2СО3 Н++ НСО3-1балл.

hello_html_3b8a6ff7.gifНСО3- Н++СО3 2- 1 балл

hello_html_3b8a6ff7.gif3)синяя лакмусовая бумага розовеет (слабые кислотные свойства).


4hello_html_41b6db29.gif. Получение: СО2 + Н2О Н2 СО3 1 балл.


5. Применение: в основном в напитках

3.Общие химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов.


hello_html_41b6db29.gif1) при нагревании разлагаются. СаСО3 t СаО + СО2 1балл.

(кроме солей. щел.Ме)

hello_html_41b6db29.gif2) гидрокарбонаты t карбонаты

аhello_html_3b8a6ff7.gif) 2 NaHCO3 Na2CO3 + H2O + CO2 1балл

hello_html_5daa6e72.gifб) при изб. CO2 обратная реакция………………………………………… 1балл

3) ионообменная реакция с другими солями:

hello_html_3b8a6ff7.gifNa2CO3 + CaCI2 CaCO3 + 2 Na CI 1балл

в полном ионном виде………………………………………………………… 1балл

в сокращенном ионном виде………………………………………………… 1балл


3.Особенные свойства: реакция с сильными кислотами - характерная реакция

на карбонаты

Nhello_html_41b6db29.gifa2CO3 + 2 HCI 2NaCI + H2O + CO2

«вскипание»

в полном ионном виде……………………………………………………… 1балл

в сокращенном ионном виде……………………………………………… 1балл

Лабораторный опыт:

Кhello_html_41b6db29.gifарбонаты + HCI «вскипание» 1балл.

1) Подвергаются ли гидролизу карбонаты?

2) Какая реакция среды?

Na2CO3 - (сильное основание + слабая кислота)

Nhello_html_41b6db29.gifhello_html_31a668f5.gifa2CO3 2 Na+ + CO32-

hello_html_41b6db29.gifCO2-3 + H2O HCO-3 + OH- 1 балл

щелочная реакция

4

Дhello_html_41b6db29.gifемонстрационный опыт: раствор Na2CO3 + фенолфталеин малиновое окрашивание.

Вывод: Карбонаты гидролизу подвергаются, реакция среды щелочная.

Получение:4. Есть необходимость получать карбонаты в промышленности?

(В основном в природе имеются).

5. Применение: в строительстве, хлебопечении, в медицине,

производство соды, стекла, моющих средств.


* Подсчет баллов: (всего 9 баллов за классную работу на II этапе урока).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Задание 1. В романе Г.Р.Хагарда «Клеопатра» описывается процесс растворения жемчуга в кислоте.

Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев наблюдали – как несравненная жемчужина медленно растворяется в уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила до последней капли».

Написать уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с жемчугом в сокращенном ионном виде 1балл.

Задание 2. Н.С.Ахметов с.75 № 2. 2балла.

Подсказка к заданию:

По формуле, как ни смотри, они не разнятся никак.

Все те же кальций це о три,

Как мрамор, так и известняк.

Н.М.Федоровский.

* 2. Самооценка ( подсчет баллов и выставление оценок за урок, согласно разбалловке Приложение№ 2).


* 3. Домашнее задание & 65 по учебнику 8-9 класса (С.Т.Сатбалдина, Р.А.Лидин).

По тетради письменно 9баллов.

  • 4. Выход на тему следующего урока.















Приложение №1


Графический диктант (взаимопроверка) 20 баллов

Оксиды углерода

Вариант 1 – СО;

Вариант 2 – СО2.

1. Бесцветный газ, без запаха.

2. Этот газ образуется при неполном сгорании топлива.

3. Составная часть генераторного газа.

4. Побочный продукт при производстве извести.

5. Выделяется при дыхании, гниении, брожении.

6. Сильный яд.

7. Этот газ немного легче воздуха.

8. Полтора раза тяжелее воздуха.

9. Участвует в фотосинтезе.

10. Образует газированную воду.

11. Плохо растворим в воде.

12. Относится к кислотным оксидам.

13. Сильный восстановитель.

14. Вызывает помутнение известковой воды.

15. Горит голубоватым пламенем.

16. При повышенной температуре обладает окислительными свойствами.

17. Используется при тушении пожаров.

18. Может восстанавливать большинство Me из их оксида.

19. Образует стойкое соединение с гемоглобином крови.

20. Несолеобразующий оксид.











Урок по химии на тему "Угольная кислота и ее соли"
  • Химия
Описание:

Тема: Угольная кислота и её соли.

 

Цели: Воспитательная. На основе достигнутого уровня самооценки, способа направленного на характеристику веществ, способствовать развитию адекватной самооценки.

Развивающая. На основе осознанной реализации принципа активности продолжать добиваться осознания учащимися себя как субъекта деятельности.

Образовательная. На основе выработанного уровня адекватности самооценки, применения принципов активности и самоорганизации добиться умения давать характеристики веществ, начиная с состава, продолжая строением, завершая свойствами.

Средства: штатив металлический, пробирки, карбонаты, раствор соляной кислоты, фенолфталеин. 

Литература: 1. Учебник: С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин  «Химия 8-9».

М., « Просвещение» 2004.

                      2. А.М. Радецкий, В.П. Горшкова  «Дидактический материал по химии».

М., «Просвещение» 2003.

                      3. Н.С.Ахметов  «Неорганическая химия», Ч II, М., «Просвещение» 1990г.

                 4. Р. П. Суровцева  «Задания для самостоятельной работы по химии» М., «Просвещение» 1995.

                 5.С. Т. Сатбалдина  «Психодидактика химии» Уфа,1996.

 

Содержание урока

 I.Ориентировочно – мотивационный этап.

* 1.Самооценка и проверка домашнего задания.

Разбалловка: 27-28 баллов            «5»

                       20-26 баллов            «4»

                       Ниже 20 баллов       «3»

Задание 1.Литература №4 с.39 Работа 2  Вариант 1                           5 баллов.

Задание 2.Литература № 2 с. 52 Работа 1 Вариант 2 задание 3         3 балла.

Задание 3.Графический диктант    (взаимопроверка)                          20 баллов

Приложение № 1

Всего за домашнее задание  28баллов

* 2. Актуализация знаний.

Задание: Выйти к доске и составить шкалу степеней окисления для углерода:

 

   

 

+ 4    - СО2                        Н2 СО3           Na2CO3             NaHCO3

        диоксид                    угольная        карбонат           гидрокарбонат

        углерода                   кислота          натрия              натрия

+ 2    - СО монооксид углерода (несолеобразующий оксид)

 

  0        С углерод (алмаз, графит, карбин)

 

- 4      - СН4 метан

 

 

Вопрос: 1) какой из оксидов реагирует с водой?                          

              2) какой из них солеобразующий?

 

  *3. Целеполагание :

- Что мы с вами изучали? (Оксиды углерода)

- Что предстоит изучить? (Угольную кислоту и ее соли).

 

   *4. Мотивация:

- А надо ли нам их изучать? Встречаемся ли мы с ними в повседневной жизни? (Встречаются : сода, мел, газированная вода. Значит есть необходимость изучать).

 

 Запись темы урока:    Угольная кислота и ее соли карбонаты и гидрокарбонаты.

 

  *5. Планирование: 

1. Состав.

2. Строение.

3. Свойства        общие    

                         особенные

1.     Получение.

2.     Применение.

 

II. Операционально- исполнительский этап.

                           + IV                                                     + n                                                              + m    

1. Состав.      Н2СО3                           Me2 (CO3 )2- n                     MeH ( CO3 )2- n        

                                               

 

 

 

                                                                            

2. Строение.  Н : О :          :                                

                                       С   :   О :

                       Н : О :

                      

                       Н – О

                                     С = О

                       Н –  О

Молекулярная кристаллическая             ионная кристаллическая    

                решетка                                               решетка                                           

 

3. Свойства:   в свободном виде         тверд.нераств.кристалл.       растворимые в воде

                        не существует               кроме ( NH+ 4, K+ , Na+)            (  Na+ малораств.)

                                                                                                    

                                                                                               

 

 

3

                                                                                           Самооценка                                                                                    

                                                                                                класс. работа             дом.зад.

Общие химические свойства  Н2 СО3                                                                                                               

1) кислота + акт.Me =                                                                                               1балл.

2) кислота + осн.оксид. =                                                                                        1балл.                3) кислота + основан = ср.соли                                                                             1балл.

4) кислота + основан. = кислые соли                                                                  1балл..                                                                                                   

Особенные свойства: 

 1)непрочная кислота        Н2СО3        Н2О + СО2                                 1балл.

 2) незначительно диссоцирует Н2СО3         Н++ НСО3-                1балл.

                                                    НСО3-         Н++СО3 2-           1 балл

 3)синяя лакмусовая бумага          розовеет (слабые кислотные свойства).

 

4. Получение: СО2 + Н2О          Н2 СО3                                                 1 балл.

 

5. Применение: в основном в напитках

                                                                           

3.Общие химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов.                           

 

    1) при нагревании разлагаются. СаСО3    t     СаО + СО2         1балл.   

                                                               (кроме солей. щел.Ме)

    2)  гидрокарбонаты     t      карбонаты                                                                           

    а) 2 NaHCO3        Na2CO3 + H2O + CO2                                           1балл

  б) при изб. CO2      обратная реакция…………………………………………       1балл

    3) ионообменная реакция с другими солями:

        Na2CO3 + CaCI2      CaCO3  + 2 Na CI                                      1балл

 в полном ионном виде…………………………………………………………       1балл

 в сокращенном ионном виде…………………………………………………        1балл                                                                                         

 

3.Особенные свойства: реакция с сильными кислотами - характерная реакция

                                            накарбонаты

Na2CO3 + 2 HCI         2NaCI + H2O + CO2       

                                                     «вскипание»

 в полном ионном виде………………………………………………………         1балл

 в сокращенном ионном виде………………………………………………          1балл                            

            

Лабораторный опыт:

Карбонаты + HCI          «вскипание»                                            1балл.

                        1) Подвергаются ли гидролизу карбонаты?

                        2) Какая реакция среды?

Na2CO3  - (сильное основание + слабая кислота)

Na2CO3                 2 Na+ + CO32-

 CO2-3 + H2O         HCO-3  + OH-                                                          1 балл

                                             щелочная реакция                               

                                                                                                                

4

Демонстрационный опыт: раствор  Na2CO3 + фенолфталеин         малиновое окрашивание.

Вывод: Карбонаты гидролизу подвергаются, реакция среды щелочная.

Получение:4. Есть необходимость получать карбонаты в промышленности?

(В основном в природе имеются).

5. Применение: в строительстве, хлебопечении, в медицине,

 производство соды, стекла, моющих средств.

 

* Подсчет  баллов: (всего 9  баллов за классную работу на II этапе урока).                                                            

                                                                                                             

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Задание  1. В романе Г.Р.Хагарда «Клеопатра» описывается процесс растворения жемчуга в кислоте.

… Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев наблюдали – как несравненная жемчужина медленно растворяется в уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила до последней капли».

         Написать уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с жемчугом в сокращенном ионном виде                                                          1балл.

Задание 2. Н.С.Ахметов с.75 № 2.                                   2балла.

Подсказка к заданию:

         По формуле, как ни смотри, они не разнятся никак.

         Все те же кальций це о три,

         Как мрамор, так и известняк.

                                               Н.М.Федоровский.

* 2. Самооценка ( подсчет баллов и выставление оценок за урок, согласно разбалловке Приложение№ 2).

 

* 3. Домашнее задание & 65 по учебнику 8-9 класса (С.Т.Сатбалдина, Р.А.Лидин).

                                         По тетради письменно 9баллов.

·        4. Выход на тему следующего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Приложение №1

 

Графический диктант    (взаимопроверка)                          20 баллов

Оксиды углерода

Вариант 1 – СО;

Вариант 2 – СО2.

1. Бесцветный газ, без запаха.  

2. Этот газ образуется при неполном сгорании топлива.

3. Составная часть генераторного газа.

4. Побочный продукт при производстве извести.

5. Выделяется при дыхании, гниении, брожении.

6. Сильный яд.

7. Этот газ немного легче воздуха.

8. Полтора раза тяжелее воздуха.

9. Участвует в фотосинтезе.

10. Образует газированную воду.

11. Плохо растворим в воде.

12. Относится к кислотным оксидам.

13. Сильный восстановитель.

14. Вызывает помутнение известковой воды.

15. Горит голубоватым пламенем.

16. При повышенной температуре обладает окислительными свойствами.

17. Используется при тушении пожаров.

18. Может восстанавливать большинство Me из их оксида.

19. Образует стойкое соединение с гемоглобином крови.

20. Несолеобразующий оксид. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Биктимирова Лиана Фанилевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 949
Номер материала 35868
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓