Главная / Химия / Урок по химии на тему "Алкены" (10 класс универсальный)

Урок по химии на тему "Алкены" (10 класс универсальный)

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Тема урока: АЛКЕНЫ


Стратегия урока: урок-арена для сотрудничества


Цель: развитие критического мышления учащихся при организации их работы с различными источниками информации: презентация, учебник, собственная тетрадь, рассказ учителя.

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия вызова

А) Вопросы для учащихся:

-Что мы успели изучить на уроках химии в этом году?

-Почему изученные алканы относятся к углеводородам?

-Почему алканы называют предельными углеводородами?


-Есть ли другие углеводороды?

-Как они могли бы называться?

Б) Показывают первый слайд презентации.

В) Вопрос учащимся:

-По какому плану мы изучали Алканы?

-Показываем 2 –ой слайд презентации, на котором написаны предложенные детьми слова( 3 щелчка левой мышь) и новый вопрос: Что вы понимаете под этими словами? (после ответов учащихся продолжаем щелкать мышью, расшифровывая запись)



-Что ещё мы не записали в план урока? (после ответа учащихся заканчиваем щёлкать мышью во 2-ом слайде)


Г) –Какова же цель нашего урока?


Начнём изучение алкенов с «состава».

2. Стадия вызова.

Учитель: Первым и простейшим представителем алкенов является этилен с формулой-С2Н4

А) составьте гомологический ряд этилена (можете пользоваться и учебником и тетрадью)

3. Стадия осмысливания

Показываем 3-ий слайд с коментариями


4. Стадия рефлексии.

Предлагаем учащимся обсудить полученные результаты в паре или индивидуально или в группе

и оценить себя в баллах: всё верно-3б; 1ошибка-2б; 2ошибки-1б


5. Стадия вызова.

Учитель: Внимательно посмотрите на получившийся ряд и составьте общую формулу алкенов

6.Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 4-ый слайд и говорим, что n>2

И предлагаем сравнить и оценить себя (верно-3б; не верно-0б)

7. Стадия вызова

-Что называется алканами?


-Дайте определение алкенам (можете работать и парах и в группах)

8. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 5-ый слайд и просим сравнить и оценить себя: правильно-3б ; не правильно- 0 б.

-Что у вас получилось не так?

-Если не написали о двойных связях то поставьте себе 2 б.

9. Стадия вызова.

Учитель: Продолжим изучение алкенов. Какой следующий пункт плана? Что он подразумевает?

-Дайте характеристику связей в алкенах (можете работать индивидуально, в парах, в группах)

10.Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 6-ой слайд и предлагаем учащимся сравнить, исправить, дополнить и оценить свой результат

- Что из услышанного-увиденного вызывает затруднение?

11. Стадия вызова

Учитель: Строение подразумевает изомерию. Что такое изомерия? Какой вид изомерии вам известен?




- Составьте структурные изомеры углеродного скелета для бутена С4Н8 (можете работать так как вам удобно и пользоваться любой информацией)

12. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем первую часть 7-ого слайда. Просим учащихся сравнить, исправить и оценить себя ( каждый правильно составленный изомер -1б)

-Рассказываем о структурной изомерии положения кратной связи ( показываем вторую часть слайда)

13. Стадия вызова

Учитель: Всякий изомер имеет своё название. Мы пользуемся номенклатурой ИЮПАК. Пользуясь алгоритмом назовите полученные изомеры бутена.(показываем 8-ой слайд)

14. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем слайд с названиями и просим детей сравнить, исправить и оценить себя ( каждое правильное название -1 б)

15. Стадия вызова.

Учитель: Мы рассмотрели состав и строение алкенов. - О чём будем говорить теперь?

- С каких начнём?

-Попробуйте, работая в парах или индивидуально предположить и записать в тетрадь физические свойства алкенов, вы можете пользоваться любым доступным вам источником информации.

16.Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 9-ый слайд и комментаруем его, просим учащихся проверить, исправить, дополнить то, что у них получилось и оценить себя ( максимальное число балов-3)

17.Стадия вызова.

Учитель: Что, изучая алкены, предстоит нам рассмотреть теперь?

- Попробуйте предположить, какие химические свойства характерны для алкенов.

18.Стадия осмысления

Учитель, пользуясь слайдом № 10, 11 и12-ым, рассказывает о реакциях присоединения и окисления с демонстрацией видеофрагмента в слайде 11-ом

19. Стадия рефлексии

-Расскажите своему партнёру, какими химическими свойствами обладают алкены, пользуясь схемой на слайде № 12. Оцените рассказ партнёра по 3-х бальной системе. Запишите в тетради схемы характерных для алкенов химических свойств.

20. Стадия вызова

Учитель: И так состав, строение и свойства алкенов нами рассмотрены, о чём будем говорить теперь?

-Постарайтесь вспомнить когда получались алкены при рассмотрении нами химических свойств алканов. Запишите в тетрадь то, о чём вспомните.

21. Стадия осмысления

Показываем слайд №13 и рассказываем как можно получить алкены в лаборатории и в промышленности

22.Стадия рефлексии

Предлагаем учащимся сравнить свои записи с тем, что они видят на экране. Исправить, дополнить и оценить себя: каждое верно написанное уравнение-2б

23. Стадия вызова

- Где могут быть применены алкены? Ответьте на этот вопрос после работы в парах или самостоятельно. Вспомните, что алкены называются ещё и этиленовыми углеводородами…

24. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем слайд №14 и просим его озвучить, а затем сравнить с тем, что написали в тетради и оценить свою работу: каждая область применения этиленовых углеводородов, названная самостоятельно – 1б

25 Стадия рефлексии всего урока

Показываем слайд №15 И В РЕЖИМЕ ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ отвечаем на задаваемые вопросы после ответов учащихся второй раз щёлкнув мышью. Каждый правильный ответ оценивается 1б.

(это может быть озвученный ответ или проговорённый с партнёром или про себя)

Предлагается подсчитать все баллы полученные за урок, соотнести их со шкалой оценки. Например:

32-36 б. – «5»

24-31 б.- «4»

16-23 б. – «3»

26. Домашнее задание демонстрируем на слайде №16


.







1.Стадия вызова

А) Предполагаемые ответы учащихся:

-Алканы, предельные углеводороды.

-Они состоят из углерода и водорода.


-Все 4 связи атомов углерода в молекулах алканов отданы другим атомам, т.е. насыщены до предела.

- Вероятно, есть.

- Непредельными, ненасыщенными.

Б) Записывают тему урока в тетради.

В) Предполагаемый ответ учащихся:

-Состав строение свойства



- Состав: это определение, общая формула, гомологический ряд; строение: это характеристика связей, изомерия с номенклатурой; свойства: физические и химические

- Получение, применение, нахождение в природе.




Г)-Познакомиться с алкенами по плану.



2. Стадия вызова.



А) Составляют в тетрадях гомологический ряд этилена

3. Стадия осмысливания

-Конспектируют увиденное и услышанное в тетрадь

4. Стадия рефлексии.

Сравнивают , исправляют и оценивают себя в баллах, записывая их на полях тетради




5. Стадия вызова.

Составляют общую формулу алкенов


6.Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают свою общую формулу с предложенной и выставляют себе баллы на полях


7. Стадия вызова

-Алканы – это углеводороды с общей формулой СnH2n+2

-Пишут определение алкенов в тетрадь


8. Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают определения и выставляют на полях баллы.

- Мы не написали о двойных связях.



9. Стадия вызова.

- Строение алкенов

-Мы должны охарактеризовать связи в молекулах алкенов

- Связи ковалентные…

10.Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют и оценивают свою работу


- …


11. Стадия вызова

-Изомерия явление существования веществ с одинаково молекулярной формулой, но разным химическим строением и следовательно с разными свойствами. Мы знаем структурную изомерию углеродного скелета.

Учащиеся работают в тетрадях.



12. Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют, спрашивают и оценивают себя


-Конспектируют новый материал


13. Стадия вызова

Называют алкены




14. Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют и оценивают свою работу


15. Стадия вызова.

-Будем говорить о свойствах алкенов.

- Начнём с изучения физических свойств.


Работают по заданию…(используя учебник или справочники)



16.Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют и оценивают свою работу.



17.Стадия вызова.

- Мы должны изучить химические свойства алкенов.

Думают, предполагают, записывают…


18.Стадия осмысления

Учащиеся слушают и записывают то, что сочтут

нужным


19. Стадия рефлексии

-Рассказывают друг другу химические свойства алкенов и оценивают рассказ партнёра, выставляя ему баллы на поля его тетради



20. Стадия вызова


- Будем говорить о получении алкенов


-Работают по заданию самостоятельно или в парах

21. Стадия осмысления

Слушают, смотрят, конспектируют…


22.Стадия рефлексии

Смотрят, сравнивают, задают вопросы, если что-то не понятно, записывают, оценивают.


23. Стадия вызова

Работая в парах или нет пытаются предположить как используют алкены.



24. Стадия осмысления и рефлексии

Работают по заданию учителя





25 Стадия рефлексии всего урока

Отвечают на вопросы и оценивают свои ответы, согласуясь с появляющимися текстами на экране.

Суммируют все полученные за урок баллы и выставляют себе оценку. Если оценка удовлетворяет учащегося то он просит выставить её в журнал.






26. Выбирают домашнее задание







Составила учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В.Зимина» г. Калуги Бирюлина Е.В.

17.06.08

Урок по химии на тему "Алкены" (10 класс универсальный)
  • Химия
Описание:

 К разработке урока прилагается презентация на  тему "Алкены"

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Тема урока: АЛКЕНЫ

 

Стратегия урока: урок-арена для сотрудничества

 

Цель: развитие критического мышления учащихся при организации их работы с различными источниками информации: презентация, учебник, собственная тетрадь, рассказ учителя.

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия вызова

А) Вопросы для учащихся:

-Что мы успели изучить на уроках химии в этом году?

-Почему изученные алканы относятся к углеводородам?

-Почему алканы называют предельными углеводородами?

 

-Есть ли другие углеводороды?

-Как они могли бы называться?

Б) Показывают первый слайд презентации.

В) Вопрос учащимся:

-По какому плану мы изучали Алканы?

-Показываем 2 –ой слайд презентации, на котором написаны предложенные детьми слова( 3 щелчка левой мышь) и новый вопрос: Что вы понимаете под этими словами? (после ответов учащихся продолжаем щелкать мышью, расшифровывая запись)

 

 

-Что ещё мы не записали в план урока? (после ответа учащихся заканчиваем щёлкать мышью во 2-ом слайде)

 

Г) –Какова же цель нашего урока?

 

Начнём изучение алкенов с «состава».

2. Стадия вызова.

Учитель: Первым и простейшим представителем алкенов является этилен с формулой-С2Н4

А) составьте гомологический ряд этилена (можете пользоваться и учебником и тетрадью)

3. Стадия осмысливания

Показываем 3-ий слайд с коментариями

 

4. Стадия рефлексии.

Предлагаем учащимся обсудить полученные результаты в паре или индивидуально или в группе

и оценить себя в баллах: всё верно-3б; 1ошибка-2б; 2ошибки-1б

 

5. Стадия вызова.

Учитель: Внимательно посмотрите на получившийся ряд и составьте общую формулу алкенов

6.Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 4-ый слайд и  говорим, что n>2

И предлагаем сравнить и оценить себя (верно-3б; не верно-0б)

7. Стадия вызова

-Что называется алканами?

 

-Дайте определение алкенам (можете работать и парах и в группах)

8. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 5-ый слайд и просим сравнить и оценить себя: правильно-3б ; не правильно- 0 б.

-Что у вас получилось не так?

-Если не написали о двойных связях то поставьте себе 2 б.

9. Стадия вызова.

Учитель: Продолжим изучение алкенов. Какой следующий пункт плана? Что он подразумевает?

-Дайте характеристику связей в алкенах (можете работать индивидуально, в парах, в группах)

10.Стадия осмысления и рефлексии

Показываем  6-ой слайд и предлагаем учащимся сравнить,  исправить, дополнить и оценить свой результат

- Что из услышанного-увиденного вызывает затруднение?

11. Стадия вызова

Учитель: Строение подразумевает изомерию. Что такое изомерия? Какой вид изомерии вам известен?

 

 

 

- Составьте структурные изомеры углеродного скелета для бутена С4Н8 (можете работать так как вам удобно и пользоваться любой информацией)

12. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем первую часть 7-ого слайда. Просим учащихся сравнить, исправить и оценить себя ( каждый правильно составленный изомер -1б)

-Рассказываем о структурной изомерии положения кратной связи ( показываем вторую часть слайда)

13. Стадия вызова

Учитель: Всякий изомер имеет своё название. Мы пользуемся номенклатурой ИЮПАК. Пользуясь алгоритмом назовите полученные изомеры бутена.(показываем 8-ой слайд)

14. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем слайд с названиями и просим детей сравнить, исправить и оценить себя ( каждое правильное название -1 б)

15. Стадия вызова.

Учитель: Мы рассмотрели состав и строение алкенов. - О чём будем говорить теперь?

- С каких начнём?

-Попробуйте, работая в парах или индивидуально предположить и записать в тетрадь физические свойства алкенов, вы можете пользоваться любым доступным вам источником информации.

16.Стадия осмысления и рефлексии

Показываем 9-ый слайд и  комментаруем его, просим учащихся проверить, исправить, дополнить то, что у них получилось и оценить себя ( максимальное число балов-3)

17.Стадия вызова.

Учитель: Что, изучая алкены, предстоит нам рассмотреть теперь?

- Попробуйте предположить, какие химические свойства характерны для алкенов.

18.Стадия осмысления

Учитель, пользуясь слайдом № 10, 11 и12-ым, рассказывает о реакциях присоединения и окисления с демонстрацией видеофрагмента в слайде 11-ом

19. Стадия рефлексии

-Расскажите своему партнёру, какими химическими свойствами обладают алкены, пользуясь схемой на слайде № 12. Оцените рассказ партнёра по 3-х бальной системе. Запишите в тетради схемы характерных для алкенов химических свойств.

20. Стадия вызова

Учитель: И так состав, строение и свойства алкенов нами рассмотрены, о чём будем говорить теперь?

-Постарайтесь вспомнить когда получались алкены при рассмотрении нами химических свойств алканов. Запишите в тетрадь то, о чём вспомните.

21. Стадия осмысления

Показываем слайд №13 и рассказываем как можно получить алкены в лаборатории и в промышленности

22.Стадия рефлексии

Предлагаем учащимся сравнить свои записи с тем, что они видят на экране. Исправить, дополнить и оценить себя: каждое верно написанное уравнение-2б

23. Стадия вызова

- Где могут быть применены алкены? Ответьте на этот вопрос после работы в парах или самостоятельно. Вспомните, что алкены называются ещё и этиленовыми углеводородами…

24. Стадия осмысления и рефлексии

Показываем слайд №14 и просим его озвучить, а затем сравнить с тем, что написали в тетради и оценить свою работу: каждая область применения этиленовых углеводородов, названная самостоятельно – 1б

25 Стадия рефлексии всего урока

Показываем слайд №15 И В РЕЖИМЕ ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ отвечаем на задаваемые вопросы после ответов учащихся второй раз щёлкнув мышью. Каждый правильный ответ оценивается 1б.

(это может быть озвученный ответ или проговорённый с партнёром или про себя)

Предлагается подсчитать все баллы полученные за урок, соотнести их со шкалой оценки. Например:

32-36 б. – «5»

24-31 б.- «4»

16-23 б. – «3»

26. Домашнее задание демонстрируем на слайде №16

 

.

 

 

 

 

 

 

1.Стадия вызова

А) Предполагаемые ответы учащихся:

-Алканы, предельные углеводороды.

-Они состоят из углерода и водорода.

 

-Все 4 связи атомов углерода в молекулах алканов отданы другим атомам, т.е. насыщены до предела.

- Вероятно, есть.

- Непредельными, ненасыщенными.

Б) Записывают тему урока в тетради.

В) Предполагаемый ответ учащихся:

-Состав строение свойства

 

 

- Состав: это определение, общая формула, гомологический ряд; строение: это характеристика связей, изомерия с номенклатурой; свойства: физические и химические

- Получение, применение, нахождение в природе.

 

 

 

Г)-Познакомиться с алкенами по плану.

 

 

2. Стадия вызова.

 

 

А) Составляют в тетрадях гомологический ряд этилена

3. Стадия осмысливания

-Конспектируют увиденное и услышанное в тетрадь

4. Стадия рефлексии.

Сравнивают , исправляют и оценивают себя в баллах, записывая их на полях тетради

 

 

 

5. Стадия вызова.

Составляют общую формулу алкенов

 

6.Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают свою общую формулу с предложенной и выставляют себе баллы на полях

 

7. Стадия вызова

-Алканы – это углеводороды с общей формулой СnH2n+2

-Пишут определение алкенов в тетрадь

 

8. Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают определения и выставляют на полях баллы.

- Мы не написали о двойных связях.

 

 

9. Стадия вызова.

- Строение алкенов

-Мы должны охарактеризовать связи в молекулах алкенов

- Связи ковалентные…

10.Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют и оценивают свою работу

 

- …

 

11. Стадия вызова

-Изомерия явление существования веществ с одинаково молекулярной формулой, но разным химическим строением и следовательно с разными свойствами. Мы знаем структурную изомерию углеродного скелета.

Учащиеся работают в тетрадях.

 

 

12. Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют, спрашивают и оценивают себя

 

-Конспектируют новый материал

 

13. Стадия вызова

Называют алкены

 

 

 

 14. Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют и оценивают свою работу

 

15. Стадия вызова.

-Будем говорить о свойствах алкенов.

- Начнём с изучения физических свойств.

 

Работают по заданию…(используя учебник или справочники)

 

 

16.Стадия осмысления и рефлексии

Сравнивают, исправляют и оценивают свою работу.

 

 

17.Стадия вызова.

- Мы должны изучить химические свойства алкенов.

Думают, предполагают, записывают…

 

18.Стадия осмысления

Учащиеся слушают и записывают то, что сочтут

нужным

 

19. Стадия рефлексии

-Рассказывают друг другу химические свойства алкенов и оценивают рассказ партнёра, выставляя ему баллы на поля его тетради

 

 

20. Стадия вызова

 

- Будем говорить о получении алкенов

 

-Работают по заданию самостоятельно или в парах

21. Стадия осмысления

Слушают, смотрят, конспектируют…

 

22.Стадия рефлексии

Смотрят, сравнивают, задают вопросы, если что-то не понятно, записывают, оценивают.

 

23. Стадия вызова

Работая в парах или нет пытаются предположить как используют алкены.

 

 

24. Стадия осмысления и рефлексии

Работают по заданию учителя

 

 

 

 

25 Стадия рефлексии всего урока

Отвечают на вопросы и оценивают свои ответы, согласуясь с появляющимися текстами на экране.

Суммируют все полученные за урок баллы и выставляют себе оценку. Если оценка удовлетворяет учащегося то он просит выставить её в журнал.

 

 

 

 

 

26. Выбирают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Составила учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В.Зимина» г. Калуги  Бирюлина Е.В.

 

 

Автор Бирюлина Елена Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1316
Номер материала 27905
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓