Главная / Химия / Урок по химии на тему "Понятие о жесткости воды и способы ее устранения" (9 класс)

Урок по химии на тему "Понятие о жесткости воды и способы ее устранения" (9 класс)

Тема: Понятие о жесткости воды, способы ее устранения. (Урок-практикум)

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся на основе адаптивной системы обучения, создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся на уроке.

Задачи:

1. Передача знаний учащимся об одном их основных качеств воды – «жесткости воды», о природе этого свойства, о методах распознавания жесткой воды и о способах устранения жесткости воды;

2. Формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие внимания и воображения, формирование общеучебных умений, развитие эмоциональной культуры и культуры общения;

3. Воспитывать коллективизм, внимание, аккуратность; формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке.

Реактивы и оборудование: I группа - раствор гидрокарбоната кальция, вода, пробирки, II группа - растворы карбоната натрия, гидроксида кальция (известковая вода), гидрокарбоната кальция, гидрокарбоната магния, спиртовка, держатель, III группа - растворы хлорида кальция, нитрата кальция, карбоната натрия, хлорида бария, IV группа – растворы мыла, синтетического моющего средства, гидрокарбоната кальция, гидрокарбоната магния, хлорида кальция, сульфата магния, четыре акварельные кисточки, четыре стакана, табл. «Жесткость воды», план-инструкция.

Тип урока: изучение нового учебного материала с элементами исследования; анализ и сравнение, самоанализ.

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые, работа в парах

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой.

Опрос домашнего задания

1. Фронтальный опрос

1. Каково строение молекулы кальция?

2. Каковы свойства кальция?

3. Назовите основные соединения кальция и области их применения.

Изложение нового материала

Эпиграф: Вода благоволила литься.

Она блистала, столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало ивы, тала

И горечи цветущих лоз,

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало, чистой

Дистиллированной воде. Мартынов.









План работы ученика

1. Прочти внимательно вопросы и задания.

2. Найди в учебнике ответы на вопросы и рекомендации для выполнения задания.

3. Проведи опыт. Работай с малыми количествами реактивов, выполняй все операции аккуратно. Соблюдай ТБ при работе с реактивами и спиртовкой.

4. Запиши уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставь коэффициенты, запиши уравнения в ионной форме.

5. Если это необходимо, запиши уравнения на доске. Веди записи аккуратно.

6. Оформи отчет о проделанной работе. Сделай выводы.

7. Приведи в порядок рабочее место.























Вода, как вечная странница, совершая круговорот, поднимается высоко над поверхностью земли, выпадает вместе с осадками, проникает глубоко под землю. И на протяжении всего путешествия она поглощает множество различных солей, содержащихся в почвах и горных породах.

Жесткость воды вызывается присутствием солей кальция и магния.

Различают временную и постоянную жесткость. Гидрокарбонаты кальция и магния вызывают временную жесткость. Сульфаты, хлориды и другие соли обусловливают постоянную некарбонатную жесткость.

«Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна» - Н.М.Крылов.

Работа в группах. (10-13 мин)

Задания для 1 группы

1. Сформулируйте определение временной, карбонатной жесткости воды. С наличием в воде каких катионов и анионов связана временная карбонатная жесткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жесткость воды».

2. Проведите опыт по устранению временной, карбонатной жесткости воды кипячением. Запишите уравнение реакции в ионной форме.

3. Проведите опыт по устранению временной, карбонатной жесткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнение реакции в ионной форме.

4. Проведите опыт по устранению временной, карбонатной жесткости воды добавлением известковой воды (раствора гидроксида кальция). Запишите уравнения реакции в ионной форме.

5. Получите воду с временной жесткостью. Объясните, как можно получить воду с временной жесткостью.

Задания для 2 группы

1. Сформулируйте определение постоянной, некарбонатной жесткости воды. С наличием в воде каких катионов и анионов обусловлена постоянная, некарбонатная жесткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жесткость воды».

2. Проведите опыт по устранению в постоянной, некарбонатной жесткости воды добавлением соды (карбоната натрия).

3. Как устранить жесткость воды в промышленности? Объясните, зачем устраняют жесткость воды.

4. Получите воду с постоянной, некарбонатной жесткостью. Поясните, как ее можно получить.

Задания для 3 группы

1. Сформулируйте определение общей жесткости воды. С наличием в воде каких катионов и анионов связана общая жесткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жесткость воды».

2. Проведите опыт по устранению общей жесткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнение реакции в ионной форме.

3. Получите воду с общей жесткостью. Поясните, как ее получить.

Жесткость воды (конечный результат)

Состав жесткой воды

Вид жесткости

Способ устранения

катионы

анионы

Ca2+ , Mg2+

HCO3-

Карбонатная, временная

Нагревание, добавление соды, известковой воды, обработка ионообменной смолой

Ca2+ , Mg2+

Cl-, SO42-, NO3-

Некарбонатная, постоянная

Добавление соды, обработка ионообменной смолой

Ca2+ , Mg2+

Cl-, SO42-, NO3-, HCO3-

Общая

Добавление соды, обработка ионообменной смолой



Итог урока.

1. Колодезная и ключевая вода относится к среднежестким водам, вкус ей придают содержащие в них различные вещества. Дождевая и снеговая вода не содержит веществ, придающих им вкус, она безвкусная.

2. Если в систему охлаждения двигателя залить воду из-под крана, то при повышенной температуре растворимые гидрокарбонаты кальция и магния будут превращаться в нерастворимые карбонаты и оставаться на стенках системы охлаждения, тем самым ухудшая теплоотдачу двигателя.

3. Для доказательства того, что накипь содержит карбонаты, нужно на нее подействовать раствором кислоты. При этом будет наблюдаться «вскипание» из-за образования слабой угольной кислоты и ее разложения на углекислый газ и воду. Таким образом, в быту накипь можно удалить раствором пищевой уксусной или лимонной кислоты.

4. На нагревательных элементах из золота не происходит образования накипи, что снижает потери электроэнергии, увеличивает срок службы прибора, поэтому в современных электрочайниках помещают нагревательные элементы с золотым покрытием.

5. Горячую воду из-под крана нельзя использовать для приготовления пищи, так как ее смягчают карбонатом натрия – содой для уменьшения отложения на стенках труб нерастворимых карбонатов.

6. Лучшая вода для умывания – кипяченная, так как она мягкая. Дождевая вода, особенно в черте города, содержит много различных элементов.

Работа в рабочей тетради упр. 217, 219 , стр. 65

Д/з. §34. стр.154-155, упр. 5



Урок по химии на тему "Понятие о жесткости воды и способы ее устранения" (9 класс)
  • Химия
Описание:

Цель:  Развитие познавательного интереса учащихся на основе адаптивной системы обучения, создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся на уроке.

Задачи:

1.  Передача знаний учащимся об одном их основных качеств воды – «жесткости воды», о природе этого свойства, о методах распознавания жесткой воды и о способах устранения жесткости воды;

 2. Формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие внимания и воображения, формирование общеучебных умений, развитие эмоциональной  культуры и культуры общения;

3. Воспитывать коллективизм, внимание, аккуратность; формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке

Автор Якуша Татьяна Александровна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1779
Номер материала 5018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓