Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок по химии "Кислоты, их состав, названия и классификация" (8 класс)

Урок по химии "Кислоты, их состав, названия и классификация" (8 класс)

Скачать материал

8 класс

Тема урока: Кислоты, их состав, названия и классификация

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о кислотах как об одном из классов  неорганических веществ.

Задачи урока:

образовательные задачи: продолжить формирование понятий об основных классах  неорганических соединений – классе кислот; организовать деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот;

развивающие задачи: способствовать развитию аналитического мышления                                       умению сравнивать и обобщать факты и явления;

воспитательные задачи:    продолжить формирование причинно – следственных связей       между веществами.

Тип урока:  изучение нового материала                       

Оборудование:  таблицы, плакаты,   карточки.

Методы:  эвристическая беседа, работа с карточками, таблицами

 

План урока:

1.  Организация начало урока

2.  Проверка знаний учащихся

3.  Изучение нового материала

4.  Задание на дом

5.  Закрепление материала

Ход урока

  1. Организация урока
  2. Проверка знаний учащихся.

Вступительное слово учителя: задачи и цели урока.

Сегодня нам предстоит продолжить увлекательное путешествие по стране кислот. Прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Для этого необходимо ответить на некоторые вопросы.

1.Фронтальный опрос.

Какие классы неорганических веществ мы изучили?

Какие вещества (соединения) называются оксидами?

Как классифицируют оксиды? Приведите примеры

Какие вещества (соединения) называются  основаниями?

Как классифицируют основания? Приведите примеры

Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания веществ?

Какие знаете индикаторы?

Как меняется их окраска  в растворе оснований?

2. Работа по карточкам

 На  карточках : CaO, NaOH, CuO, КОН,  SO3,  HCI, Cu(OH)2 , MgOH2SO4 , AL2O3, K2O,

P 2O5 , Fe (OH)3,  H2CO3 , AI(OH)3 ,  выбрать из формул оксиды и основания., назвать и классифицировать их.                           

  1. Изучение нового материала

Я думаю, что к путешествию вы готовы, и поэтому нам предстоит отправиться в новое путешествие и познакомиться с новым классом неорганических веществ – это кислоты.

  1. Происхождение и название кислот.

Слова «кислота» и «кислый» имеют общий корень. Многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты. Все кислоты, независимо от их происхождения, объединяю атомы водорода.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие их атомов водорода, соединенных с кислотным остатком.

 

  1. Состав кислот:

 

 

 

 

  1. Классификация кислот:

 


Кислоты классифицируют по таким признакам:

-  по составу кислотного остатка (наличию или отсутствию кислорода);

-  по числу атомов водорода;

- по растворимости;

- по происхождению;

- стабильные и неустойчивые (Н2СО3).

По первому признаку кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные

По количеству атомов водорода, способных замещаться на металл, все кислоты делятся на одноосновные (с одним атомом водорода- Н), двухосновные (с 2 атомами водорода – Н2) и трехосновные (с 3 атомами водорода – Н3).

По происхождению – органические (муравьиная, уксусная, щавелевая) и неорганические (HCI, H2SO4).

 

  1. Формулы и названия основных неорганических кислот.

Номенклатура неорганических кислот прошла долгий путь развития и складывалась постепенно.Наряду с систематическими названиями кислот широко применяются традиционные и тривиальные. Некоторые распространённые кислоты могут в различных источниках иметь разные названия: например, водный раствор HCl может именоваться соляной, хлороводородной, хлористоводородной кислотой.

 

HCl                       хлороводородная (соляная) кислота

HF                         фтороводородная (плавиковая) кислота

HI                         иодоводородная кислота

HBr                       бромоводородная кислота

HNO                  азотистая кислота

HNO3                   азотная кислота

H2S                       сероводородная кислота

H2SO3                   сернистая кислота

H2SO4                   серная кислота

H2CO                 угольная кислота

H2SiO3                  кремниевая кислота

H3PO4                  (орто) фосфорная кислота

 

  1. Определение степени окисления элементов в кислотах и зарядов ионов.

По формулам кислот  можно определять степени окисления  атомов химических элементов, образующих кислоты:

 +1  -1          +1   -2

HCl  и   H2S

 

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте -

             +1 x -2

H2 SO4

  Составим уравнение: (+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

 Заряды кислотных остатков определяются по  основности, например:

           +1     -1            +1        -2

HNO3      H 2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

 

  +1      -1        +5      -2                                                                                                 +1         -2        +6   -2                                                                                                                

HNO3    -  N2 O5                                                               H 2SO4  –  SO3

 

 IV.   Задание на дом

 V. Закрепление материала.  Выставляю оценки за урок с комментариями. Затем учащиеся выполняют задания на закрепление нового материала.

1. Игра «Третий лишний»

В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1.
H3PO4,     H2SO4,   HCl     

2. H2SiO3,    H2SO3,    H3PO4

2.  Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:
1-я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Ca(OH)2, Cr2O3;
2-я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5, HCl.
Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.

3. Даны кислотные остатки:
F¯ ;  
NO2¯ ;  SiO3²¯.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их и дайте им характеристику, используя признаки классификации
.

 

В мире интересного.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии концентрированной серной кислотой на поваренную соль выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (от слова «мурия» - рассол, солёная вода). Пристли назвал кислотой - соляную кислоту. 

В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой. 

В 1778 году А.Л. Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. Однако, как вы уже знаете, он оказался неправ, т.к. существуют бескислородные кислоты.

В 1814 году Г. Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по химии "Кислоты, их состав, названия и классификация" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по химии для 8 класса «Кислоты, их состав, названия и классификация » составлен на основе учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна. Цель урока - познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений - кислотами, с их составом, названиями и классификацией. Задачи урока - продолжить формирование понятий об основных классах неорганических соединений, способствовать развитию аналитического мышления, научить учащихся устанавливать причинно – следственные связи между веществами. Тип урока - изучение нового материала. На уроке применяется технология дифференцированного обучения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 647 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.06.2020 576
    • DOCX 3.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дахова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дахова Ирина Сергеевна
    Дахова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73590
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 379 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции