Инфоурок Химия КонспектыУрок по химии " Силикатная промышленность"

Урок по химии " Силикатная промышленность"

Скачать материал

                       Урок         Строительные  материалы.

Цели урока. Обучающие: проследить за историей развития стеклоделия, рассмотреть физико-химические свойства стекла, области применения и способы получения стекол, керамики, цемента.

Воспитательные: воспитать у учащихся экологическую культуру, культуру труда, развить интерес к учению, инициативность и любознательность.

Развивающие: способствовать формированию научного мировоззрения, общенаучных умений и навыков.

            Соблюдение  сурдопедагогических  целей.

 

Оборудование:  коллекция  «Строительные  материалы»,  «Стекло»,  мульти -   медийная  аппаратура;  слайды  «Строительная  промышленность».

 

Тип  урока  усвоение  новых  знаний.

 

Урок – деловая  игра.

  

                                                Ход  урока.

 

І    Организационный  момент.

ІІ   Работа  по  слухо – зрительному   восприятию.

       Кремний,  силикаты,  карбонаты,  угольная  кислота.

ІІІ  Актуализация  опорных  знаний.

          Беседа

1.     Назовите  формулу  кремневой  кислоты.  Какова  основность  ее?

2.     Как  называют  соли  кремневой  кислоты?

3.     Где  применяются  соли  кремневой  кислоты?

4.     Что  объединяет  эти  предметы:  стекло,  хрусталь,  керамику,  цемент,

черепицу,  фаянс?

  Слайд №1              

 

IV   Изучение  нового  материала

1.     Понятие  силикатная  промышленность.

Рассказ  учителя

Силикатная промышленность - отрасль производства, которая занимается переработкой различных соединений кремния.

    

    Слайд №2             

 

2.     Объявление  темы  и  целей  урока.

Запись  учащимися темы  урока в  тетради.

 

  Учитель   Чтобы  наш  урок  прошел  качественно,  мы  его  проведем  в  виде

   деловой  игры.   Представьте  себе,  что  мы  все  с  вами – ученые,  которые    изучают  проблемы  силикатной   промышленности.  На  конференцию  приехали

представители  Балаклеевского  цементного  завода,  научные  работники  научно-

исследовательского  института  по  проблемам  получения  стекла,  технологи  Сумского  фарфорового  завода.

3.     Важнейшие  строительные  материалы. 

      Рассказ учителя.           

 

Слайд № 3                

 

 

 

3.     Виробництво кераміки.

Слово  надається технологам Сумського фарфорового  заводу.

Технолог №1   Основною сировиною  для виробництва кераміки є глина.

(від грец. «керамон»  -  глина) є глина.

4.     Производство  керамики.

Слово  предоставляется  технологам  Сумского  фарфорового  завода.

Технолог №1  Основным  сырьем  для  производства  керамических  изделий

(от  греч. «керамон»  -  глина)  является  глина.

Слайд № 4                 

 

 

 Изготовление  этих  изделий

связано  на  свойстве  глины  при смешивании  ее с небольшим  количеством  воды  образовывать  пластическую  массу.  Этой  массе  можно  придавать  любую  форму,  которая  сохраняется  после  высыхания  и закрепляется  посредствам  обжига  при высокой  температуре.  Из  белой  глины  изготов-

ляют  фаянсовые  и  фарфоровые  изделия.

Керамика  бывает:

 

·        строительная (дренажные  трубы,  облицовочная  плитка),

·        предметы  быта ( фарфор,  фаянс),

·        техническая.

      Слайд № 5             

 

 

 

Технолог №2     Способ  изготовления  фарфора  был  известен  еще  в Китае в

    VIIIX ст.н.э.   В  конце ХV ст.  о  секрете  получения  фарфора  узнали  и  в    Европе.   В  1765г.  во  Франции  открыли  легкий  фарфор,  а  твердый – намного

позднее  в  Саксонии.  Первый  фарфоровый  завод  был  построен  в 1744г.  неда-

леко  от  Санкт – Петербурга,  потом – около – Днепропетровска.

 

Виробництво скла.

5.     Производства  Стекла. 

Демонстрация  предметов из  стекла.

 

        Слайд № 6              

 

 

      Технолог № 1  Сырьем  для  производства  обычного  стекла  служат:

        *  кварцевый  песок     SiO2;

        *  сода                           Na2CO3;  

        *   известняк                 СаCO3;                          

          ( Демонстрация  сырья  для  производства  стекла)

 

    Ці речовини ретельно змішують та нагрівають  при температурі 1500° С. Відбувається  хімічна реакція: взаємодія піску з водою, піску з вапном. 

        Эти  вещества  тщательно  перемешиваются и подвергают сильному  на-       

        греванию (1500 С).    Происходит  химическая  реакция  взаимодействия 

         кварцевого  песка  с водой,  песка с известью.

       Слайд № 7           

     

         Какие  вещества  образовались?

       Учащиеся  записывают  уравнения  в  тетрадь.

            Демонстрация  получения  стекла.

    Лаборант – ученик  получает  стекло.

 

   Виды стекла  (Рассказ учителя)

   Види скла.

  оконное стекло  Na2O· CaO ·6SiО3

   тугоплавкое стекло К2O ·CaO ·6SiO3

    хрусталь К 2СO3;SiO2 ;РвО

   кварцевое стекло SiO2

 

     Слайд № 8                 

Почему стекло бывает разного цвета?           

 Технолог № 2  (Рассказывает  о цвете  стекла)

           СоО3 – синий

         СиО – сине-зеленый

         Сr2O3 - зеленый

         Fе2О3 – коричневый

         NiO; Mn2O3- фиолетовый

             Au – рубиновый      

 Слайд № 9             

  

Научный  работник  рассказывает  как  производят  стекло.

 Слайд № 10             

 

 

Учитель       Пою перед Тобою в восторге похвалу
                              Не камнем дорогим, не злату, а стеклу.
                                                            М.В. Ломоносов

    Слайд № 11          

 

М.В. Ломоносов  изготовил  4тыс.   видов  стекла,  с  помощью  которого  и

Создал  мозаичную  картину  « Полтавская  баталия» (42м)

 

Научный  работник  рассказывает  историю  получения  стекла.

 

6.     Производство  цемента.

 

Представитель БЦЗ   - Цемент (нем. Zement) – смесь  порошкообразных  вязких  веществ,  способных  в случае  смешивания  с  водой  образовывать  пластическую  массу,  которая со  временем  переходит  в  камнеобразное  состояние.

               Виды  цемента

               * портландцемент

               * глиноземистый  цемент

               * специальные виды

Основным сырьем для производства цемента являются известняк и глина.

Эти вещества тщательно перемешивают и их смесь обжигают в наклонных цилиндрических  печах, длина которых более 200 м, а в поперечнике – около

5 м.

В печи происходят сложные химические реакции. Образуются силикаты и алюминаты кальция.

Слайд № 11               

 

Учитель      Какие вы знаете строительные материалы?

Строительные материалы

 

Цемент.

Бетон – смесь щебня и песка с цементом.

Железобетон – бетон с каркасом из железных

стержней.

Шлакобетон – смесь цемента со шлаком.

 

Слайд № 11      

 

Учитель     Вот  и  закончилось  наше  путешествие в «Силикатную промышленность»

 

     V  Закрепление.

      1.  Какие  вам  известны  строительные материалы?

      2.  Что  такое  цемент?

      3.  Почему  бутылочное  стекло  бывает  зеленого,  коричневого  цвета?

VІ  Итог  урока.

VІІ Домашнее задание:  параграф 25,  упр. 141-143.

 

VІІІ  Словарная  работа

    Керамика,  фаянс,  фарфор,  стекло,  цемент,  бетон,  железобетон,

    шлакобетон,  кварцевый  песок,  сода,  известняк,  глина  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по химии " Силикатная промышленность""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цемент (нем. Zement) – смесь порошкообразных вязких веществ, способных в случае смешивания с водой образовывать пластическую массу, которая со временем переходит в камнеобразное состояние. Виды цемента * портландцемент * глиноземистый цемент * специальные виды Основным сырьем для производства цемента являются известняк и глина. Эти вещества тщательно перемешивают и их смесь обжигают в наклонных цилиндрических печах, длина которых более 200 м, а в поперечнике – около 5 м. В печи происходят сложные химические реакции. Образуются силикаты и алюминаты кальция.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.02.2020 260
    • DOCX 6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбунова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбунова Татьяна Викторовна
    Горбунова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76744
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 258 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека