Инфоурок Математика КонспектыУрок по геометрии в 8 классе: Решение задач по теме «Площади»

Урок по геометрии в 8 классе: Решение задач по теме «Площади»

Скачать материал

 

Урок по геометрии в 8 классе

Решение задач по теме «Площади»

 

Базовый учебник - 8 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Мельникова Нина Викторовна

учитель математики

 

 

 

 

МОУ «ЛСОШ №1»

 

Лихославль , 2014

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  Решение задач по теме «Площади»

Цели урока:

Обучающая: развитие умения выполнять действия на нахождение площадей геометрических фигур(уметь читать чертежи, сопровождающие текст задачи; сопоставлять текст задачи с чертежом; выполнять самим чертеж по условию задачи; владеть соответствующей терминологией и символикой; применять теоремы в разных ситуациях; продолжить знакомство с особенностями научного исследования (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод).

Развивающая: способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, развивать умение определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять её в  ходе исследования, умения рассуждать и анализировать; развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии.

Воспитательная:  формирование коммуникативных навыков.

 

Тип урока: урок систематизации и закрепления  знаний.

 

Формы организации учебной деятельности учащихся: частично – поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа,  эксперимент, взаимопроверка, самопроверка.

 

Методы и приёмы обучения: поисковый, частично – исследовательский, работа в парах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, тестирование, эвристическая беседа.

 

Оборудование:  карточки с заданиями, экран, компьютер, проектор, презентация, тестовые задания.

 

Ожидаемые результаты:

Предметные:

·       Знать теорему Пифагора и теорему, теорему обратную теореме Пифагора, формулы вычисления площадей треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, совершенствовать навыки решения задач на применение различных способов решений на примере заданий ГИА и ЕГЭ. Уметь устанавливать причинно – следственные связи между теоремой, формулой  и задачей,  развивать умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить, обобщать.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Технология:

   Разработка урока предусматривает организацию учебного занятия с использованием проблемного обучения и частично исследовательского метода. При этом исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения от конкретных фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися.  

 

План урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи (формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы)

4.Реализация поставленных целей и задач урока.

5.Физкультминутка

 6.Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа учащихся.

7. Итог урока.

10. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Самоопределение  учебной деятельности.

 

Организационный момент.

 

Эпиграф к нашему уроку: (слайд 2).

 

«Геометрия полна приключений. Потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – значит пережить приключение» (В. Произволов).

 

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу.

Проверяют домашнюю работу (2 учащихся подготовили краткое решение домашних задач №490(в) и 491(б))

1 мин.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 - Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Площади». Сегодня на уроке нам предстоит применять теорему, о которой сложены легенды. В средние века эта теорема называлась гекатомба

 (приложение 1).

 

- О какой теореме идет речь?

 

- Как вы думаете, почему эта теорема так знаменита?

- Как читается эта теорема?

- Что нам еще необходимо знать для решения задач?

 

 

Высказывания учащихся

 

 

 

 

 

 

Теорема Пифагора

 

Высказывания учащихся.

 

 Формулы для вычисления площадей, обратную теорему

 

 

 

 

 

2 мин.

3.

Постановка учебной задачи (формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы).

Устный счет

- Что можно сказать о каждой фигуре по рисунку и что можно найти?

а) дан равнобедренный треугольник с катетами по 2 см;

б)треугольник со сторонами 5см, 13см и 12см;

 в)треугольник со сторонами 4, 6 и 8см (слайд 3-4)

 

 

 - Как вы считаете,  можем ли мы вычислить площадь треугольника на третьем рисунке в рамках сегодняшнего урока и каким образом?

 

- К какой стороне?

- Есть ли другие предложения?

-Как быть?

 

 

-Правильно, так можно вычислить площадь треугольника, но это долго и затруднительно.

 

- Древнегреческий математик Герон Александрийский, живший в первом веке открыл формулу для вычисления площади треугольника по трем сторонам (слайд 5)

 

- Зачем нам нужно знать эту формулу?

 

- Как наиболее полно сформулировать тему нашего урока?

 

-  Какой главный вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке?

 

- Это и будет целью нашего урока (слайд 6)

 

Предполагаемые ответы:

Найти стороны, определить вид треугольника и найти его площадь

 

Учащихся предполагают, что по третьему рисунку тоже можно вычислить площадь, но как ???

 

 Предлагают провести высоту.

 

 

 

Предполагаемые действия

 

 

 

 

 

 

- Записывают формулу в тетрадях, проводят вычисления

 

 

 

 

-Облегчить вычисления

 

-Высказывания учащихся

 

 

 

 

 

 

-Учащиеся оценивают себя по результатам каждого задания.

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

4.

Реализация поставленных целей и задач урока.

-Проведем цифровой диктант: запишите номер задания для вычисления (слайд 7):

1) площади прямоугольного треугольника,

2) площади трапеции,

3) гипотенузы прямоугольного треугольника,

4) площади ромба,

5) площади любого треугольника,

6) катета прямоугольного треугольника.

 

Формулы:

1. S = а²

2. S = ав/2

3. S =ав

4. S = d d/2

5. S =а² √3/4

6. S =(а+в)/2 h

7. Sh

8. c² = а² + в²

9.  S = ав/2

10. а² = с² - в²

 

 

 

-Решим задачи по учебнику №494 и №495(а)

Рисунки на доске (пока отвечали на вопросы цифрового диктанта – 2 ученика подготовили рисунки по условию задачи)

 

 

 - Давайте рассмотрим следующий этап нашего исследования.

 

-Вам предлагается задача из материалов ГИА. Как вы стали ее решать? (слайд 7)

 

-Для этого проведем мини-исследования в парах. 

 

 

-Учитель подходит для консультирования и контроля по мере необходимости.

 

-Рассмотрим разные способы

 (слайд 8-14)

 

-Какой способ наиболее простой?

 

Самостоятельно выполняют задания, взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сначала устно проговаривают решение, затем переносят решение задач в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты решения задачи

 

Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мин

5.

Физкультминутка

- Немного отдохнем. Встали из-за парт. Я буду озвучивать утверждения.  Если утверждение верное, вы хлопаете, если неверное – поднимаете руки вверх.

1. Любой прямоугольник является:

А) ромбом;

Б) параллелограммом;

В) квадратом;

Г) нет правильного ответа.

2. В ромбе:

А) все углы равны;

Б) все стороны равны;

В) диагонали равны;

Г) нет правильного ответа.

3. Любой квадрат является:

А) параллелограммом;

Б)  ромбом;

В) прямоугольником;

Г)  нет правильного ответа

4. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то он является:

А) ромбом;

Б) квадратом;

В) прямоугольником;

Г)  нет правильного ответа

5. В параллелограмме:

А) все углы равны;

Б) все стороны равны;

В) все диагонали равны;

Г)  нет правильного ответа.

 

 

Выполняют двигательную гимнастику

2 мин

6.

 

Закрепление материала

(практическое

применение)

 

Необходимо изготовить подставку в форме четырехугольника. Сколько размеров и какие надо снять, если он имеет форму:

-параллелограмма,

-прямоугольника,

-ромба,

-квадрата?

 

 

-Все ли вопросы  мы рассмотрели?

 

 

- Учащиеся в парах обсуждают выбор ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

7.

Проверка пройденного материала Самостоятельная работа учащихся

- Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы изучили  тему  «Площади».

Учащиеся выполняют тест по вариантам. ( У каждого текст на столе). Далее взаимопроверка

6-8 мин

8

Итог

-Подведем итоги нашего урока.

-Что нового узнали?

 

2 мин

 

Рефлексия

 

Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале.

 

 

 

– Спасибо за урок. За хорошую и активную работу. Домашнее задание на доске.

Анализируют самостоятельно  свою работу на уроке.

 Аспект – оценка собственного продвижения.

Наиболее активные поощряются оценкой  по итогам всего урока

 

 

1 мин

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по геометрии в 8 классе: Решение задач по теме «Площади»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок может быть проведён в 8-ом классе по любой авторской программе по математике. Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода). Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстративный материал. Работа с информационной моделью, выполнение математического диктанта, тестовых заданий, вариативность и дифференциация заданий на отработку умений и навыков решения задач с привлечением межпредметных связей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 347 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.04.2020 123
    • DOCX 69.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мельникова Наталья Леонидовна
    Мельникова Наталья Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92258
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 072 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 821 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов