Главная / География / Урок по географии"Урал: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы"(9 класс)

Урок по географии"Урал: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы"(9 класс)

Урок по географии в 9-х классах на тему

"Урал: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы"

Цели:  

РАЗВИВАЮЩИЕ:

          1.Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

          2.Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

 ОБУЧАЮЩИЕ:

          1.Изучение особенностей Уральского экономического района.

          2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

          1.Формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала.

          2.Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географичес-

             ких обьектов через литературные произведения.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.

  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

Оборудование: физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; атласы

Ход урока:

Вид работы

Время

Организационный момент

3 мин

Проверка знаний

5 – 7 мин

Изучение нового материала

15 мин

Доклады

5 мин

Закрепление изученного материала

5 мин

Подведение итогов урока

4 мин

Домашнее задание

1 мин

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой. Рассказать про задачи урока

II. Проверка знаний.

Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда.

Задание 1. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Задание 2. Учитель: На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России?

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Задание 3. Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Задание 4. Раздается на парту задания нужно по описанию определить, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

  1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

  2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)

  3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

  4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)

  5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)

  6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)

  7. «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

III. Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

« Урал! Опорный край державы

 Ее добытчик и кузнец.

 Ровесник древней нашей славы

 И славы нынешней творец »

Твардовский.

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы.

Задание 1. Определите по атласу, какие субъекты РФ составляют УЭР.

Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Задание 2. Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города - миллионники.

Задание 3. Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:



  1. Положение района на территории страны.

  2. Соседние районы, государства.

  3. Выход к морю

  4. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.

  5. Транспортное положение.

Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Задание 4. Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)

Оценим природные условия и ресурсы Урала

Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

К природным ресурсам относятся:

  1. Рельеф

  2. Климат

  3. Природные зоны

  4. Почвы

Рельеф – невысокие, легко проходимые горы и равнины – Предуралье (Восточно -Европейская равнина), и Зауралье (Западно – Сибирская равнина)

Климат- меняется с севера на юг, (на юге Урала лето теплее и длиннее) средняя температура на севере +15° С, на юге +20° С. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье.

Природные зоны. В горах – высотная поясность, хотя большая часть Урала покрыта лесами (хвойными и смешанными на юге) на юге степь.

Реки берут начало с гор, поэтому они маловодны. Почвы на юге плодородные.

Вывод: Природные условия Урала в целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятные условия имеет Предуралье на Юге Урала

Природные ресурсы

Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Ученики: Минеральные.

Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.

Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.

С геологическим строением связано размещение полезных ископаемых

Задание 5. Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области)

Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом.

Задание 6. Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.

Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.

Ученики: Верхнекамский бассейн.

Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах?

Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.

Учитель. 40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.

Ученики: Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия.

Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?

Ученики: на юге района (зона степей)

Задание 7. Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Что выращивают на Урале?

Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель.

Задание 8. Учитель: Какое развито животноводство?

Ученик: мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Ученики: воды. На стр. 289 в учебнике читаем про водную проблему.

Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы знаменитая на весь мир Кунгарская ледяная пещера, Каповая пещера (рес. Башкирия).

Заслушиваются доклады от учащихся про Курганскую ледяную пещеру, Каповая пещера.

IV. Закрепление.

Тест:

  1. Какая республика входит в состав Уральского района?

А) Удмуртия Б) Татарстан В) Марий Эл Г) Мордовия

2. Какой город района является крупным?

А) Пермь Б) Екатеринбург В) Челябинск Г) Уфа

3. Укажите государство, с которым граничит район?

А) Монголия Б) Китай В) Казахстан Г) Узбекистан

4. Какое п/и залегает на месторождении Качканар?

А) уголь Б) железная руда В) медная руда Г) золото

5. Одна из острейших Уральских проблем это - ......(нехватка воды)

V. Домашнее задание:

§ 56, доклад Обряды удмуртов



Урок по географии"Урал: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы"(9 класс)
  • География
Описание:

Данный урок по географии  разработан для  9-х классов на тему "Урал: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы"Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; атласы для 9 классов.

Цели:  

РАЗВИВАЮЩИЕ:

          1.Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

          2.Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

 ОБУЧАЮЩИЕ:

          1.Изучение особенностей Уральского экономического района.

          2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

          1.Формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала.

          2.Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географичес-

             ких обьектов через литературные произведения.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Автор Перкина Кристина Владимировна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2585
Номер материала 10004
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓