Урок по
географии в 9-х классах на тему
"Урал:
экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы"
Цели:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
2.Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
ОБУЧАЮЩИЕ:
1.Изучение особенностей Уральского экономического района.
2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала.
2.Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географичес-
ких обьектов через литературные
произведения.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с составом района,
оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
- Развивающая: продолжить формирование умения работать
с различными источниками географической информации.
- Воспитательная: способствовать развитию познавательного
интереса, творческой активности учащихся.
ТИП УРОКА: изучение нового
материала.
Оборудование: физическая
и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром.
География России. Население и хозяйство; атласы
Ход урока:
Вид работы
|
Время
|
Организационный момент
|
3 мин
|
Проверка знаний
|
5 – 7 мин
|
Изучение нового материала
|
15 мин
|
Доклады
|
5 мин
|
Закрепление изученного материала
|
5 мин
|
Подведение итогов урока
|
4 мин
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой. Рассказать про задачи
урока
II. Проверка знаний.
Учитель: Важнейшим методом географической науки является
районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по
специализации, участию в территориальном разделении труда.
Задание 1. Какие две крупные
экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом
районировании России? Покажите на карте.
Ученики: Западную
(европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).
Задание 2. Учитель: На
сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория
России?
Ученики: на
11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).
Задание 3. Учитель: С какими
районами Западной экономической зоны мы познакомились?
Ученики: Центральным,
ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.
Задание 4. Раздается на парту
задания нужно по описанию определить, о каком экономическом районе идет речь.
Покажите его на карте.
1.
Этот район называют
«природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди
других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень
выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
2.
Район не имеет выхода к
государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными
ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет
машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
3.
Разнообразная, богатая
ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит
трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных
электростанций. (Северный)
4.
В 18 веке район был «диким
полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и
черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
5.
Самый маленький район по
числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической
зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом
машиностроении. (Северо-Западный)
6.
В Советское время район
называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден
природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое
машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
7.
«Автомобильный цех
страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед
Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые
экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)
III. Изучение
нового материала.
Эпиграф на доске:
« Урал! Опорный край державы
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец »
Твардовский.
Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского
экономического района. Познакомимся с его составом, оценим
экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы.
Задание 1. Определите по атласу,
какие субъекты РФ составляют УЭР.
Ученики: Две Республики: Башкирия
(Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате
референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом),
4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск),
Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).
Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.
Задание 2. Давайте назовем самый
большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.
Ученики: Свердловская область,
республика Удмуртия.
Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург,
Челябинск, Уфа, Пермь?
Ученики: Это
города - миллионники.
Задание 3. Учитель: Оцените экономико-географическое
положение Урала по плану:
- Положение района на территории страны.
- Соседние районы, государства.
- Выход к морю
- Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
- Транспортное положение.
Ответы учащихся: Уральский экономический
район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с
Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами.
На юге граничит с Казахстаном Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме,
Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря
С востока район получает сырье и топливо, а продукцию
обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все
экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные,
автодороги, нефте- и газопроводы).
Задание 4. Учитель: Давайте
проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения
Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)
Оценим природные условия и ресурсы Урала
Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое
положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.
К природным ресурсам относятся:
1. Рельеф
2. Климат
3. Природные зоны
4. Почвы
Рельеф – невысокие, легко
проходимые горы и равнины – Предуралье (Восточно -Европейская равнина), и
Зауралье (Западно – Сибирская равнина)
Климат- меняется с севера на юг,
(на юге Урала лето теплее и длиннее) средняя температура на севере +15° С, на
юге +20° С. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье.
Природные зоны. В горах – высотная
поясность, хотя большая часть Урала покрыта лесами (хвойными и смешанными на
юге) на юге степь.
Реки берут начало с гор, поэтому они маловодны. Почвы
на юге плодородные.
Вывод: Природные условия Урала в
целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятные условия имеет
Предуралье на Юге Урала
Природные ресурсы
Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли
ему мировую славу?
Ученики: Минеральные.
Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает
себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений
полезных ископаемых.
Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.
Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и
металлургической базой страны.
С геологическим строением связано размещение полезных
ископаемых
Задание 5. Учитель: Итак,
обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?
Ученики: В восточных предгорьях и
Зауралье (Свердловская, Челябинская области)
Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на
Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск,
Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).
Какими основными видами представлены топливные ресурсы?
Ученики: нефтью, углем, газом.
Задание 6. Учитель: Где
сосредоточены месторождения нефти?
Ученики: Пермский край, Удмуртия,
Башкирия, Оренбургская область.
Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в
европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля
расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск)
бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей.
Назовите месторождение.
Ученики: Верхнекамский бассейн.
Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение
поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами
(золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в
своих рассказах?
Ученики: о драгоценных и поделочных
камнях.
Учитель. 40% территории района занимают леса. Большая часть из
них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для
промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.
Ученики: Пермский край, Свердловская
область, Башкирия, Удмуртия.
Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре
земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами
истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне
находятся плодородные почвы?
Ученики: на юге района (зона степей)
Задание 7. Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют
заниматься земледелием в теплое время года. Что выращивают на Урале?
Ученики: зерновые культуры: просо,
рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи,
картофель.
Задание 8. Учитель: Какое развито
животноводство?
Ученик: мясо-молочное скотовотство и
свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.
Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …
Ученики: воды. На стр. 289 в учебнике читаем про водную проблему.
Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор
привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов
оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На
территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма,
историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск,
Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы знаменитая на весь мир Кунгарская
ледяная пещера, Каповая пещера (рес. Башкирия).
Заслушиваются доклады от учащихся про Курганскую ледяную
пещеру, Каповая пещера.
IV. Закрепление.
Тест:
1. Какая республика входит в состав Уральского района?
А) Удмуртия Б) Татарстан В) Марий Эл Г) Мордовия
2. Какой город района является крупным?
А) Пермь Б) Екатеринбург
В) Челябинск Г) Уфа
3. Укажите государство, с которым
граничит район?
А) Монголия Б) Китай В)
Казахстан Г) Узбекистан
4. Какое п/и залегает на месторождении
Качканар?
А) уголь Б) железная руда
В) медная руда Г) золото
5. Одна из острейших Уральских проблем это
- ......(нехватка воды)
V. Домашнее задание:
§ 56, доклад Обряды удмуртов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.