Главная / География / Урок по географии "Земная кора и литосфера"

Урок по географии "Земная кора и литосфера"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»













Конспект урока по теме:

§ 13. Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли



















Подготовила учитель географии

С.Н.Антипова



Цели урока:

  1. Образовательная – продолжить формирование знаний учащихся о оболочке «литосфере», способствовать формированию представлений о причинах разнообразия строения Земной коры, методах изображения литосферных плит на картах.

  2. Развивающая – развитие умения и навыка работы с физической и контурной картами, развитие логического мышления, памяти.

  3. Воспитательная - повысить интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение.



Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока (по целям): урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный комплекс, физическая карта мира, атлас для 6 класса, учебник.



Ход урока:



  1. Организационный момент.

Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся, друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.



Вспомните

  • Какие внутренние оболочки Земли выделяются? (Ядро, мантия, земная кора)

  • Какая из оболочек самая тонкая? Земная кора-самая тонкая, наружная оболочка земли.

  • Какая оболочка самая большая? Мантия- самая большая из внутренних облочек.

  • Как образуются гранит?

  • Как образуются осадочные горные породы?

  • Какие горные породы называют метаморфическими?

Загадки о полезных ископаемых



1. Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны. (гранит)



2. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. ( каменный уголь)



3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. ( глина)



4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)



5. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (известняк)



6. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (мелом)



7. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (соль)



8. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. ( природный газ)



9. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. ( торф)





И мы приступаем к изучению нового параграфа 13

Земная кора и литосфера-каменные оболочки Земли.

Земная кора — самая верхняя каменная оболочка Земли. Она состоит из магматических, метаморфических и осадочных горных пород. На материках и под океанами Земная кора устроена по-разному.

Рассмотрим (рис. 42).

чем они отличаются друг от друга? Они отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более мощная — 35—40 км, под высокими горами — до 75 км. Она состоит из трех слоев. Верхний слой — осадочный. Он сложен осадочными породами. Второй и третий слои состоят из разнообразных магматических и метаморфических пород. Второй, средний слой, условно называют «гранитным», а третий, нижний — «базальтовым».

hello_html_m7141d007.jpg

Рис. 42. Строение континентальной и океанической земной коры

Океаническая кора намного тоньше — от 0,5 до 12 км — и состоит из двух слоев. Верхний, осадочный слой, сложен осадками, покрывающими дно современных морей и океанов. Нижний слой состоит из застывших базальтовых лав и называется базальтовым.

Континентальная и океаническая кора на поверхности Земли образуют гигантские ступени разной высоты. Более высокие ступени — это материки, поднимающиеся выше уровня моря, более низкие — дно Мирового океана.

Литосфера. Как вы уже знаете, под земной корой располагается мантия. Слагающие ее породы отличаются от горных пород земной коры: они более плотные, тяжелые. Земная кора прочно скреплена с верхней мантией, образуя с ней единое целое — литосферу (от греч. «литое» — камень) (рис. 43).



Рис. 43. Соотношение литосферы и земной коры

Рассмотрите соотношение между земной корой и литосферой. Сравните их толщину.

Вспомните, почему в мантии есть слой пластичного вещества. Определите по рисунку глубину, на которой он залегает.

Найдите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

Литосфера — твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Под литосферой находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по нему. При этом она перемещается в разных направлениях: поднимается, опускается и скользит горизонтально. Вместе с литосферой перемещается и земная кора — внешняя часть литосферы.

hello_html_6ea64674.jpg

Рис. 44. Основные литосферные плиты

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки — литосферные плиты (рис. 44). Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других — сталкиваются друг с другом.

Вопросы и задания

  1. Какие два вида земной коры вы знаете?

  2. Чем литосфера отличается от земной коры?

  3. На какой литосферной плите вы живете?

 



Урок по географии "Земная кора и литосфера"
  • География
Описание:

Конспект урока поможет учителю провести урок географии в 6 классе по теме "Земная кора и литосфера" Важно начать формирование у подрастающего поколения представление о теории литосферных плит, дрейфе материков и последствии - образование рифтовых зон, зон землетрясений, образования складчитых гор.Земная кора имеет важное значение для человека, так как человек живет на ней,берет из неё полезные ископаемые, строит различные объекты и коммуникации и важно как можно раньше обратить внимание детей о необходимости охраны, и правильном использовании её.

Автор Антипова Светлана Николаевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 946
Номер материала 3580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓