Инфоурок География КонспектыУрок по географии "Внутренние воды России" в 8-м классе

Урок по географии "Внутренние воды России" в 8-м классе

Скачать материал

 

 

Итоговый урок  «Внутренние воды России»

8 класс

Учитель ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга

Беляева надежда Петровна

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме (знание особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание).
  2. Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники).
  3. Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Оборудование:  Физическая карта России, атласы, схемы, таблицы, контурные карты.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок – соревнование.

Ход урока.

1.      Оргмомент.

2.      Сообщение темы и целей урока.

Какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков?  (Внутренние воды России)

  Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют  в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от   выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

 Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали, и вместе с тем, узнали очень много новых  понятий
( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота)

 

Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в конце урока подведем итоги.

1   Начнем  с игры «термин- понятие»

1.половодье   -   ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

2. падение реки  -   превышение истока реки над устьем.

3.режим реки -   распределение стока реки в течение года

4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

5. межень – низкий уровень воды в реке.

6.водные ресурсы-  воды суши, пригодные для хозяйственного использования.

7. многолетняя мерзлота –слой  горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.

8. болото – переувлажненный участок местности

9. водохранилище. -  крупные искусственные водоемы, созданные на реках.

10. уклон реки- отношение падения  к длине реки

11. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.

Что называется рекой?
 Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).
Задание 2 Следующее задание будет таким (работа по карточке):

Бассейн  какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком        
направлении она течёт? (Обь, течет с юга на север)

 

 

 

Покажите реку на карте и назовите ее притоки.

 

 Докажите, что от рельефа зависит скорость и характер течения рек.

 

3 задание Поработаем с контурной картой , откройте страницу 44. я буду называть вам реки и озера а вы их подписывайте.

 

 

I вариант

II вариант

1. Волга

1. Печора

2. Обь

2. Иртыш

3. Енисей

3. Лена

4. Яна

4. Индигирка

5. Онежское озеро

5. Ладожское озеро

6. озеро Байкал

6. Каспийское море-озеро

7. Амур

7. Дон

8. Западная Двина     

8. Северная Двина

 

 

 

 

 

Взаимопроверка, сравнение с атласом.

Задание 4: Практическая работа.

Составить характеристику реки Волги по плану:

1.      К бассейну какого океана относится

2.      исток, устье реки

3.      характер течения реки

4.      конфигурация речного бассейна, основные притоки

5.      источники и режим питания реки

6.      возможное хозяйственное использование, крупнейшие города, искусственные сооружения на реке.

7.      стихийные явления природы, связанные с рекой.

 

Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными –о чем идет речь?(  Об озёрах.)

 В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.

Задание 5: Заполните таблицу

Озёра различаются по происхождению

   Типы озерных котловин по происхождению

Название озёр

Тектонические

Байкал

Ледниковые

Ладожское, Онежское

Вулканические

Курильские озёра

Термокарстовые

Неджели

Искусственные(водохранилища)

Рыбинское,Камское

Задание 6.Подпишите озёра, изображённые на рисунке, определите: сточные или бессточные:
Ответ:   

  1. Ладожское – сточное,
  2. Ханка – бессточное,
  3. Таймыр – сточное,                    
  4. Чудское и Псковское  – сточные,
  5. Онежское – сточное.

 

 

Болота – это переувлажненные участки местности.

Назовите необходимые условия образования болот:
Ответ:

  1. избыточные увлажнение (к › 1)
  2. плоский рельеф, замедленный сток;
  3. зарастание озер;
  4. близость грунтовых вод.
  5. близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).

 Вопрос: Почему нельзя осушить все болота?
Ответ:

  1. На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.
  2. На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
  3. В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.
  4. Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.

Задание 7.  Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в  промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.

Заполните схему.

 

 

 

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы.
- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?
(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)

 Вопрос: Приведите примеры ухудшения качества воды.
Ответ:
а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду                   
ядовитыми веществами
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.  

 Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
Ответ:

  1. Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
  2. Cовершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.
  3. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии "Внутренние воды России" в 8-м классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Урок по географии "Внутренние воды России" в 8-м классе является уроком обобщающего повторения и проводится в форме индивидуального соревнования и содержит как теоретические, так и практические вопросы по теме "Внутренние воды России".

      Проводимый в такой форме урок вызывает у учащихся интерес к обобщаемому материалу, отрабатывает различные универсальные учебные действия, способствует развитию активности у учащихся, формирует активную гражданскую позицию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 702 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.01.2015 976
    • DOCX 344.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаврилова Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаврилова Татьяна Михайловна
    Гаврилова Татьяна Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22705
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека