Итоговый урок «Внутренние воды России»
8 класс
Учитель ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Беляева надежда Петровна
Цели и задачи урока:
- Закрепить и
определить уровень знаний по изученной теме (знание особенностей вод
России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание).
- Развивать навыки работы с картами (показать
на карте реки, озёра, болота, ледники).
- Отработать,
закрепить и систематизировать знания и умения по теме «Внутренние воды и
водные ресурсы».
Оборудование: Физическая карта
России, атласы, схемы, таблицы, контурные карты.
Тип урока: урок обобщающего
повторения.
Форма проведения: урок –
соревнование.
Ход урока.
1.
Оргмомент.
2.
Сообщение темы и целей урока.
Какую тему мы рассматривали вот уже
несколько уроков? (Внутренние воды России)
Без воды нет
жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют
в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся
отрезанными от выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы.
Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.
Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали, и вместе с
тем, узнали очень много новых понятий
( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная
мерзлота)
Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый
правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в
конце урока подведем итоги.
1 Начнем с игры «термин- понятие»
1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
2. падение
реки - превышение истока реки над устьем.
3.режим реки - распределение стока реки в течение года
4. наводнение –
стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
5. межень – низкий уровень воды в
реке.
6.водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
7. многолетняя
мерзлота –слой горных пород не оттаивающий в течение
длительного времени, до тысячи лет.
8. болото – переувлажненный участок местности
9.
водохранилище. - крупные искусственные водоемы,
созданные на реках.
10. уклон
реки- отношение падения к длине реки
11. снеговая
линия – уровень, выше которого снег не тает,
накапливается и превращается в лед.
Что называется рекой?
Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).
Задание 2 Следующее задание будет таким (работа по карточке):
Бассейн какой реки изображен на карточке, подпишите ее
название и покажите, в каком
направлении она течёт? (Обь, течет с юга на север)
Покажите реку на карте и назовите ее притоки.
Докажите, что от рельефа зависит скорость и
характер течения рек.
3 задание Поработаем с контурной картой
, откройте страницу 44. я буду называть вам реки и озера а вы их подписывайте.
I вариант
|
II вариант
|
1. Волга
|
1. Печора
|
2. Обь
|
2. Иртыш
|
3. Енисей
|
3. Лена
|
4. Яна
|
4. Индигирка
|
5. Онежское озеро
|
5. Ладожское озеро
|
6. озеро Байкал
|
6. Каспийское море-озеро
|
7. Амур
|
7. Дон
|
8. Западная
Двина
|
8. Северная Двина
|
|
|
|
|
Взаимопроверка, сравнение с атласом.
Задание 4: Практическая
работа.
Составить характеристику реки Волги по плану:
1.
К бассейну какого океана относится
2.
исток, устье реки
3.
характер течения реки
4.
конфигурация речного бассейна, основные притоки
5.
источники и режим питания реки
6.
возможное хозяйственное использование, крупнейшие
города, искусственные сооружения на реке.
7.
стихийные явления природы, связанные с рекой.
Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и
бессточными –о чем идет речь?( Об озёрах.)
В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое
большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.
Задание 5: Заполните таблицу
Озёра различаются по
происхождению
Типы озерных
котловин по происхождению
|
Название озёр
|
Тектонические
|
Байкал
|
Ледниковые
|
Ладожское, Онежское
|
Вулканические
|
Курильские озёра
|
Термокарстовые
|
Неджели
|
Искусственные(водохранилища)
|
Рыбинское,Камское
|
Задание 6.Подпишите
озёра, изображённые на рисунке, определите: сточные или бессточные:
Ответ:
- Ладожское –
сточное,
- Ханка – бессточное,
- Таймыр – сточное,
- Чудское и Псковское – сточные,
- Онежское –
сточное.
Болота – это переувлажненные участки местности.
Назовите необходимые условия образования болот:
Ответ:
- избыточные
увлажнение (к › 1)
- плоский рельеф, замедленный сток;
- зарастание озер;
- близость грунтовых вод.
- близость к
поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Вопрос: Почему нельзя осушить все
болота?
Ответ:
- На болотах идет очистка
воды, болото дает начало многим рекам.
- На болотах растут ценные ягоды - клюква,
морошка, голубика.
- В болотах образуется торф, который
используется как топливо, и как удобрение.
- Болото – места
обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.
Задание 7. Водные
ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в
быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не
может.
Заполните схему.
Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы.
- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное
влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?
(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)
Вопрос: Приведите примеры
ухудшения качества воды.
Ответ:
а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет,
загрязняет воду
ядовитыми веществами
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения
воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность
самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию
окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит
затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ
остаются деревни, и даже города.
Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
Ответ:
- Строить очистные
сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
- Cовершенствовать технологию производства на
предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения.
Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.
- Экономия
потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.