Главная / География / Урок по географии ""Северо-Западный район России""

Урок по географии ""Северо-Западный район России""


Урок"Северо-Западный район России"

9 класс

Учитель ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Беляева надежда Петровна





Цель урока: создание “образа" Северо-Западного района

Задачи:

Образовательные: составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России, расширить представление о природно-ресурсном потенциале района ,показать значение Северо-Запада в хозяйстве страны

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность

Воспитательные: формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение

Оборудование: политико-административная и экономическая карты России, атласы, контурные карты, бланки с заданиями. бланки с опорным конспектом, учебник, дополнительная литература

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап

Продолжаем изучение экономических районов европейской России. Сегодня на уроке познакомимся с Северо-Западным районом.

Этот район можно назвать “окном в Европу”. Почему? Постараемся найти ответ на этот вопрос в ходе урока.

Как вы думаете, а какую задачу необходимо решить для этого? (уч-ся предлагают свои варианты).

План изучения района

  1. Состав района

  2. ЭГП района

  3. Природные условия и ресурсы

  4. Население

  5. Специализация хозяйства района

  6. Проблемы и перспективы развития района

2. Операционно-содержательный этап

Чтобы изучить район, необходимо определить его состав.

Ход работы:

1) Прочитать §42 (с.192), рассмотреть картосхему “Экономические районы России” (рис. 71 с.160). Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа и заполнить пропуски в тексте

1. Северо-Западный район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение (подчеркните верные ответы)

2. Северо-Западный район граничит со следующими экономическими районами _________

3. Состоит район из _____субъектов:_________ областей и Санкт-Петербурга-города федерального значения

4. Северо-Западный район имеет морскую границу по ________________________

5. Основными транспортными магистралями являются_________________________

3) Сделать вывод: выгодно или нет ЭГП района_______________________

Задание 2

Подчеркните те из областей,которые входят в состав Северо-Западного экономического района

Архангельская,Новгородская,Мурманская,Тверская,Псковская,Ленинградская,Вологодская,Калининградская.Двумя чертами подчеркнуть ту область,которая не имеет государственных границ

Задание 3

Подчеркните те из перечисленных ниже стран ,с которыми граничит Европейский Северо-Запад:

Финляндия,Норвегия,Польша,Германия,Литва,Латвия,Эстония,Украина,Белоруссия

Задание 4. Определите и подчеркните города,которые являются административными центрами субъектов Северо-Запада: Ленинград,Великий Новгород,Великие Луки,Санкт-Петербург,Нижний Новгород,Псков,Калининград,Кенигсберг,Выборг

Задание 5. Определите(отметив знаком "+" или "-"),какие из следующих утверждений правильные,а какие-неправильные:

1). Для Северо-Запада характерен морской ледниковый рельеф.

2) Район отличается богатством полезных ископаемых.

3) В районе ведется добыча нефти и природного газа.

4) В районе ведется добыча горючих сланцев,торфа,фосфоритов и строительных материалов.

5) Озер и рек мало из-за засушливости климата.

6) На территории района насчитывается около 7 тыс. озер.

7) Крупнейшие озера-Ладожское и Онежское.

8) Новгородская область имеет выход к Ладожскому озеру.

9) В Калининградской области ведется добыча янтаря.

10) В Новгородской области начата добыча алмазов.

Задание 6. Проанализировать таблицу "Территория и население субъектов РФ"(раздаточный материал) и выписать субъекты Северо-Запада в порядке убывания численности населения

Задание 7

1) Изучить экономическую карту атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России”, текст учебника §42 (с.195-198), дополнительный и статистический материал.

2) Определить отрасли промышленной специализации района, занимающие 1-4 места, заполнить таблицу



Промышленный центр Отрасли промышленности

Санкт-Петербург

Псков

Новгород

Великие Луки

Тихвин

3) Назвать условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию ________________________________________________________________

Сделать вывод о хозяйственном освоении района:___________________________

Задание 8:

1) Изучить текст учебника §42 (с.198), дополнительный материал, карту атласа “Экологические проблемы”.

2) Выписать:

а) Проблемы района и пути их решения______________________________________

б) Перспективы развития района____________________________________________

.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Практическая работа

Задание.На контурную карту нанести:

1) ЭГП Северо-Западного района: границу района; состав района (границы областей, их центры); подписать названия соседей (приграничные государства и экономические районы); Балтийское море.

2) Используя условные знаки, нанесите природные ресурсы и отрасли специализации района.

Общий вывод по уроку

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Почему район называют “окном в Европу”? (уч-ся высказывают свою точку зрения).

4. Домашнее задание:

1) Повторить опорный конспект урока

2) Составить туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты, презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2) пункты назначения; 3) исторические памятники.


Урок по географии ""Северо-Западный район России""
  • География
Описание:

Целью урока "северо-Западный район России" является создание образа данного региона.  Помимо образовательной задачи составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России, расширить представление о природно-ресурсном потенциале района ,показать значение Северо-Запада в хозяйстве страны, большое внимание уделяется развитиюу учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность. Урок имеет ярко выраженную практическую направленность.

 

 

 

Автор Беляева Надежда Петровна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 2819
Номер материала 53800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓