Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по географии по теме Электроэнергетика

урок по географии по теме Электроэнергетика

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ план -конспект урока различные виды ЭС..odt

Урок географии в 9-м классе. Тема: "Электроэнергетика России"

•	Садовников Николай Петрович преподаватель географии

Разделы: Преподавание географии

 

Цели урока.

1.            Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”.

2.   Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики;

3.   Познакомить воспитанниц с электроэнергетикой, её ролью и значением,

4.   Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.

5.   Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами.

6.   Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.

7.   Познакомить учащихся с проблемами энергетики.

Задачи.

Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

План.

8.            Значение электроэнергетики для страны.

9.   Состав электроэнергетики.

10.       ТЭС.

11.       ГЭС.

12.       АЭС.

13.       Работа с картой.

14.       Альтернативные источники энергии.

15.       Проблемы и перспективы развития отрасли.

Понятия: электроэнергетика, ТЕС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, Единая энергосистема.

Время: 40 минут.

Литература.

16.          География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром

17.       Поурочные разработки по географии “Население и хозяйство России” 9 класс. Е.А. Жижина

18.       Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.

19.       Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс.

20.       Карта Электроэнергетика России Мультимедийный диск.

21.       Презентация к уроку “Электроэнергетика” Полстянкина О.Л.

Технические средства обучения и материальное обеспечение.

22.          Компьютер в комплекте – 1 компл.

23.       Видеопроектор – 1 шт.

24.       Интерактивная доска – 1 шт.

25.       Компьютерные программы и носители – 1 компл.

Ход урока

 

Содержание урока

Деятельность воспитанниц

1.

Организационный момент. (2 мин.)

Фронтальная беседа, в ходе которой воспитанницы с помощью учителя определяют задачи урока

2.

Изучение нового материала.

Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия.

Потребление электроэнергии.

Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.

Производство электроэнергии. Анализ рисунка.

Заполняют опорный конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со статистическим материалом. Анализ рисунка. Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет.

Спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время.

3

Виды электростанций.

1. Виды электростанций.

Тепловые (ТЭС) – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны.

Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская.

Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме энергии вырабатывают тепло.

Недостатки ТЭС:

1.            Работают на невозобновимых ресурсах.

2.   Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).

3.   Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток).

4.   Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).

Саяно-Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская.

Недостатки ГЭС:

1.            Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет).

2.   Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.

3.   Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все микроорганизмы.

Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет. Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская.

2. Проблемы электростанций.

Недостатки АЭС:

1.            Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

2.   Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

 

 

 

 

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

 

 

 

 

 

Доклад воспитанниц о крупнейшей ТЭС (опережающее задание -3 мин)

 

 

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

 

 

 

 

Доклад воспитанниц о крупнейшей ГЭС (опережающее задание - 3 мин.)

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

 

Доклад воспитанниц о крупнейшей ГЭС (опережающее задание -3 мин).

4.

Работа в группах с контурной картой.

На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей.

Задание на контурной карте;

1.            Подписать крупнейшие ГЭС. (Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская, Усть-Илимская, Иркутская, Волгоградская, Саратовская, Волжская, Цимлянская, Кирошская, Рыбинская)

2.   Подписать все атомные электростанции.

3.   Пописать перечисленные ТЭС. (Новочеркасская, Кемеровские, Печерская, Сургутская, Костромская, Рефтинская, Ямбургская, Сахалинская, Нерюнгринская) Условным знаком указать вид, используемого топлива.

4.   Сделать вывод об особенностях размещения электростанций.

Работа с картой.(7 минут)

1 группа выполняет задание №1, 4.

2 группа выполняет задание № 2, 4.

3 группа выполняет задание №3, 4.

Анализ результатов работы. Вывод об особенностях размещения ТЭС, ГЭС, АЭС.

 

Остальные задания все доделывают дома.

5.

Закрепление.

1. Минимальные затраты на перевозку топлива.

2. Возможность размещения практически в любом месте.

3. Низкая себестоимость электроэнергии.

4. Увеличивает мощность в пиковые часы..

5. Работают на невозобновимых ресурсах.

6. Относительно низкая стоимость строительства.

7. Возможность использования различных видов топлива.

8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства).

9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.

10. Проблема утилизации и захоронения отходов.

11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.

12. Высокая стоимость и продолжительность строительства.

13. Препятствуют естественным миграциям рыб.

14. Заболачивание территорий.

15. Сильное загрязнение атмосферы.

16. Высокие расходы на транспортировку топлива.

17. Высокая себестоимость электроэнергии.

18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом.

19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории.

Воспитанницы письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы.

Фронтальный опрос. (6 минут)

Тип электро-
станции

Преиму-
щества

Недо
статки

ТЭС

 

 

ГЭС

 

 

АЭС

 

 

Ответы:

Тип электро-
станции

Преи-
мущества

Недо
статки

ТЭС

2, 6, 7

5, 15, 16, 17

ГЭС

3, 4, 8,

11, 12, 13, 14, 18, 19

АЭС

1, 2,

5, 9, 10

Взаимопроверка. Выставление оценок.

6

Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать её из района в район.

Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии. Ее цль:

1.            Надежное обеспечение энергией.

2.   Покрытие “пиковых” нагрузок.

3.   Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой – вечер и пик потребления).

 

7

Каковы перспективы энергетики?

1.            Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую).

2.   Строить мини ГЭС.

3.   Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо.

4.   Применять энергосберегающие технологии в экономике.

Воспитанницы самостоятельно формулируют перспективы развития электроэнергетики России в опорном конспекте. Проверка с классом.

8

Альтернативные источники энергии.

Задание. Используя рис.46 на стр.105. определите территории для возможности использования ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС?

Тип электро-
станции

Особен-
ности

Возможные районы 
использования в России
(анализ рис.46 стр.105)

ПЭС

 

 

ВЭС

 

 

СЭС

 

 

ГеоЭС

 

 

Анализ рис.46 стр.105.

Заполнение таблицы в опорном конспекте.

9

Д/З. Параграфы 18-19-20, доделать контурную карту.

Подготовиться к самостоятельной работе по ТЭК.

 

Характеристика электростанций.

Особенности

ГЭС

ТЭС

АЭС

Доля в выработке электроэнергии

19%

65%

16%

Топливо

Энергия воды

Уголь, газ, мазут, торф

Урановые руды, ТВЭЛы

Время работы

“часы пик” быстро включается

Постоянный базовый режим

Работает постоянно

Размещение

Крупные реки. Восточная Сибирь + Волга

У топлива (уголь).

У потребителя (газ, мазут)

У потребителя, в дефицитных районах

Время и сроки строительства.

Долго и дорого

Быстрее и дешевле ТЭС

Сложные объекты

Влияние на окружающую среду

Затопление территории.

Мало выбросов.

Влияет на органический мир рек

Загрязнение атмосферы.

Твердые отходы.

Сброс теплой воды в водоемы

Риск радиоактивного загрязнения

Эксплуатация

Проста.

Низкие затраты труда

Требуется много трудовых ресурсов

Высокие требования, высокие затраты

Примеры электростанций

Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская.

Красноярская, Рефтинская

Обнинская, Билибинская, Балаковская, Курская

Приложение


 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии по теме Электроэнергетика"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данном уроке рассматривается одна из промышленностей России-как авангардной,самой перспективной ,динамичнно развививающися ,способной изменить развитие России с вектора добывающей,на вектор индустриальной и в какой то мере постиндустриальной страны.Используя методы исследовательской работы:работа с допольнительной литературой,с ЭОР, с Интернетом,составление таблиц,умение выделять главное,сравнивать,сопоставлять-ученики находят особенности различных электростанций,учатся принципам их размещения,затрагиваются основы экологии в использовании различных видов энергии 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 275
    • RAR 26.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Садовников Николай Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Садовников Николай Петрович
    Садовников Николай Петрович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4857
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе