Главная / География / Урок по географии "Особенности рельефа России"

Урок по географии "Особенности рельефа России"

Урок « Особенности рельефа России»


8 класс

Учитель ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга

Беляева надежда Петровна



Цель: закрепить знания о главных тектонических структурах России; сформировать представления о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов; формировать умения и навыки устанавливать взаимосвязь тектонических структур и крупных форм рельефа; совершенствовать навыки работы с географическими картами; развивать навыки практической деятельности; отрабатывать навыки работы с контурной картой.


Оборудование: Физическая карта России, Тектоническая карта России, атлас, контурные карты, учебник.


Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума



Ход урока

1. Организационная часть урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Знакомство учащихся с темой урока. Постановка цели урока.

2. Изучение нового материала.

2.1. Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.

Изучение новой темы начинается с повторения.

  • Что называют рельефом?

  • Какие основные формы рельефа вы знаете?

  • Как различаются равнины по высоте и характеру поверхности?

  • Как различаются горы по высоте и характеру поверхности?

  • Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России?

  • Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа?

  • Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы?

2.2. Работа с Физической картой России

  • По картам атласа определите, какая форма рельефа преобладает в России? (равнины)

  • В каких частях страны преобладают равнины? (на западе и севере)

  • Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно – Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м, низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м)

  • Где в России размещаются горы? (на юге и востоке)

  • Как они делятся по высоте и характеру поверхности (Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней складчатости, (2000-30000м), складчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет, горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые.

  • Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа (Эльбрус – 5642 м).

Выводы:

  1. Рельеф России разнообразен.

  2. Преобладают равнины.

  3. Равнины расположены на западе и севере.

  4. Горы расположены на юге и востоке.

  5. Рельеф понижается с юга на север (основное направление течения рек на север) и с востока на запад.

  • Почему рельеф России столь разнообразен?



Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию литосферных плит. (Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста; на древних участках – устойчивых, жестких платформах - расположены крупные равнины).

2.3. Закрепление материала



Практическая работа

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по Тектонической и Физической картам на примере конкретных территорий.

Крупная тектоническая структура


Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

  1. Восточно-Европейская платформа



  1. Сибирская платформа



  1. Области кайнозойской складчатости



  1. Области герцинской складчатости



Выводы об установленной зависимости





4. Домашнее задание.

На контурную карту России нанести формы рельефа .

Подготовить ответ на вопрос: каковы особенности рельефа Санкт – Петербурга и Ленинградской обл.

5. Итог урока.

Выставление отметок за работу в классе.

Отметки за практическую работу.





3


Урок по географии "Особенности рельефа России"
  • География
Описание:

Урок по географии "Особенности рельефа России" своими целями видит

закрепить знания о главных тектонических структурах России; сформировать представления о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов;  формировать умения и навыки устанавливать взаимосвязь тектонических структур и крупных форм рельефа; совершенствовать навыки работы с географическими картами; развивать навыки практической деятельности; отрабатывать навыки работы с контурной картой.

В качестве закрепления знаний учащимся предлагается выполнить практическую работу на установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по Тектонической и Физической картам на примере конкретных территорий.

Автор Беляева Надежда Петровна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1886
Номер материала 53799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓