Урок « Особенности рельефа России»
8 класс
Учитель ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Беляева надежда Петровна
Цель: закрепить
знания о главных тектонических структурах России; сформировать представления о
рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних
процессов; формировать умения и навыки устанавливать взаимосвязь тектонических
структур и крупных форм рельефа; совершенствовать навыки работы с
географическими картами; развивать навыки практической деятельности;
отрабатывать навыки работы с контурной картой.
Оборудование:
Физическая карта России, Тектоническая карта России, атлас, контурные карты,
учебник.
Тип урока:
изучение нового материала с элементами практикума
Ход урока
1. Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Знакомство учащихся
с темой урока. Постановка цели урока.
2. Изучение нового материала.
2.1. Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.
Изучение новой темы начинается с повторения.
·
Что называют рельефом?
·
Какие основные формы рельефа вы знаете?
·
Как различаются равнины по высоте и характеру
поверхности?
·
Как различаются горы по высоте и характеру
поверхности?
·
Какие крупные тектонические структуры лежат в
основе территории России?
·
Какая закономерность существует в размещении
крупных форм рельефа?
·
Почему общая характеристика природы начинается с
рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы?
2.2. Работа с Физической картой России
·
По картам атласа определите, какая форма рельефа
преобладает в России? (равнины)
·
В каких частях страны преобладают равнины? (на
западе и севере)
·
Назовите крупные равнины России. Как они делятся по
высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно –
Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м,
низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская
низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м)
·
Где в России размещаются горы? (на юге и востоке)
·
Как они делятся по высоте и характеру поверхности
(Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и
складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней
складчатости, (2000-30000м), складчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет,
горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые.
·
Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа
(Эльбрус – 5642 м).
Выводы:
1. Рельеф России разнообразен.
2. Преобладают равнины.
3. Равнины расположены на западе и севере.
4. Горы расположены на юге и востоке.
5. Рельеф понижается с юга на север (основное направление течения рек на
север) и с востока на запад.
·
Почему рельеф России столь разнообразен?
Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию
литосферных плит. (Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного
возраста; на древних участках – устойчивых, жестких платформах - расположены
крупные равнины).
2.3. Закрепление материала
Практическая работа
Установление связи между тектоническими структурами,
формами рельефа и полезными ископаемыми по Тектонической и Физической картам на
примере конкретных территорий.
Крупная
тектоническая структура
|
Соответствующая
ей форма рельефа
|
Наиболее
распространенные полезные ископаемые
|
1. Восточно-Европейская платформа
|
|
|
2. Сибирская платформа
|
|
|
3. Области кайнозойской складчатости
|
|
|
4. Области герцинской складчатости
|
|
|
Выводы об установленной зависимости
|
|
|
4. Домашнее задание.
На контурную карту России нанести
формы рельефа .
Подготовить ответ на вопрос:
каковы особенности рельефа Санкт – Петербурга и Ленинградской обл.
5. Итог урока.
Выставление отметок за работу в классе.
Отметки за практическую работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.