Главная / География / Урок по географии на тему "Уральский экономический район" 9 класс

Урок по географии на тему "Уральский экономический район" 9 класс

Урок географии 9 класс. Учитель: Мальцева Т.В.

Тема: Уральский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал.


Цель урока:

обучающая: познакомить учащихся с составом Уральского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП), описать природные условия и ресурсы района.

развивающая: продолжить работу над формированием умения работать с различными источниками географической информации.

воспитывающая: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.


Тип урока: комбинированный

Техническое оформление: презентация, раздаточный дополнительный материал, атласы 8 класса.

Структура урока: основана на технологии развития критического мышления.


Ход урока

  1. Мотивационная беседа стадия вызова.

Используя эпиграф, постарайтесь определить с каким экономическим районом мы начинаем знакомиться сегодня?

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев

Объяснение: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района.А что такое Урал? Сегодня мы познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал. В 8 классе мы изучали физико-географическое положение региона, заполните первую колонку таблицы:

знаю

Желаю узнать

узнал




Учащиеся вспоминают, что они уже знают по теме урока и делают соответствующие записи. Дальше идет обсуждение. Учитель выслушивает каждого желающего выступить ученика. На основании этих высказываний он может представить себе уровень знаний по теме урока учеников.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме и записать их в колонку "Желаю узнать" все той же таблицы. Обсуждение записей учащихся. Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока. Учащиеся определяют цели урока самостоятельно. Учитель может задавать наводящие вопросы. Для чего полученные знания нужны учащимся? Где они могут быть востребованы в жизни?





  1. Стадия осмысления.

Откройте карту атласа на странице 38-39, раскройте визитную карточку региона.

Работа с картой

- Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют УЭР? (Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург)).

- Запишите состав района в рабочую тетрадь

- Оцените экономико-географическое положение Урала, работая в группах (класс заранее разделён на пять групп, где в каждой группе есть свой координатор).

1 группа: приграничное положение;

2 группа: приморское положение;

3 группа: соседское положение;

4 группа: транспортное положение;

5 группа: заслушав ответы групп, делает общий вывод о выгодности ЭГП.


(Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря. С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы)).

Беседа

- Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего? В чем различия?

Объяснение

Давайте вспомним из курса 8 класса, какие природные условия мы можем выделить для региона? (Рельеф, климат, внутренние воды, почвы). Работа в группах с картами атласов, заполнить таблицу «Природные условия»:

Черты сравнения

Предуралье

Урал

Зауралье

Рельеф




Климат




Почвы




Внутренние воды




вывод







1 группа: рельеф

2 группа: климат

3 группа: почвы

4 группа: внутренние воды

5 группа: вывод

Каждая из групп заполняет свои черты всех трёх частей: Предуралье, Урал, Зауралье. Когда группа докладывает свои черты, остальные по ходу сообщений должны заполнить таблицу до конца. 5 группа делает вывод по каждой территории. Весь класс приходит к общему выводу.


(Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала).

Объяснение

На столах лежит дополнительный раздаточный материал. Ваша задача, проработав его, дайте характеристику природным ресурсам.

1 группа: минеральные

2 группа: водные и энергетические

3 группа: лесные

4 группа: рекреационные

5 группа: вывод


Беседа:

- Какими основными видами представлены топливные ресурсы? (нефтью, углем, газом).

- Где сосредоточены месторождения нефти? (Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область).

В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах.

Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области.

Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной).

- Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу? (Минеральные).

- А с чем связано размещение полезных ископаемых? (С геологическим строением).

Проблемный вопрос

Но на развитие сельского хозяйства сильное влияние оказывает одна из острейших уральских проблем – это нехватка воды. На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч!

- Так в чем же проблема?(водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими)).

- Какое решение данной проблемы вы можете предложить?(Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды).

Подведение итогов.

Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологический район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге. 

Этап первичной проверки понимания изученного.

Текст с географическими ошибками

Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западеевропейской части России, на юге граничит с Киргизией.Близость к сырьевым базам азиатской части страны.В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

  1. Рефлексия.

Учитель возвращает учащихся к таблице, которую они начали заполнять в начале урока

знаю

Желаю узнать

узнал






предлагает им сделать записи в третью колонку "Узнал". В нее они должны записать все то, что они нового узнали на уроке. По желанию учащихся, они озвучивают свои записи. Важно обратить внимание на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они сформулировали при заполнении колонки "Желаю узнать".

Этап информации о домашнем задании.

§ 56, выполнить задания на контурной карте стр. 12 «Урал». Составить синквейн к слову «Урал»


Дополнительный раздаточный материал.

По добыче железной руды Урал уступает только Центрально – Черноземному экономическому району. Тем не менее потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добыче только на 3/5. На Урале известно свыше 2 тыс. месторождений железных руд, эксплуатируются – 29. В настоящее время ведется разработка бедных руд Качканарской и Бакальской групп месторождений. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна. Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).

Урал – обширная горная страна, протянувшаяся почти на две тысячи километров. Уральские горы единственные на Земле разделяют целый континент на две части света – Европу и Азию. Учёные утверждают, что сегодня мы видим остатки самых высоких когда-то гор на планете.

Солнце ветер, вода и лёд миллионы лет разрушали эти величественные горы. Всё, что когда-то было скрыто на большой глубине, теперь оказалось практически на поверхности.

Полезные ископаемые Урала отличаются богатством и разнообразием видов. Здесь найдены огромные месторождения большинства металлов, ценнейшие залежи драгоценных камней и неисчерпаемые запасы минерального сырья.По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.Уральский экономический район обладает и рудными, и топливными, и нерудными полезными ископаемыми . По запасам некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире.

Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.



Урок по географии на тему "Уральский экономический район" 9 класс
  • География
Описание:

На данном уроке в 9 классе   изучение Уральского экономического района: состав экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал разработан с использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. А  что такое Урал? В 8 классе учащиеся изучали физико-географическое положение региона, и на стадии вызова им предлагается заполнить таблицу, которая включает три колокни: знаю, желаю узнать, узнал. Учащиеся заполняют первые две колонки на основании этих высказываний мы можем представить себе уровень знаний по теме урока учеников

 

Автор Мальцева Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1202
Номер материала 28413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓