УРОК № ___
АТМОСФЕРА: строение, значение, изучение.
Практическая работа № 24
Составление и объяснение схемы «Строение атмосферы».
ЦЕЛЬ УРОКА:
- сформировать у учащихся представления об атмосфере, её строении,
значении и методах изучения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- определить состав атмосферы;
- назвать слои атмосферы и раскрыть их особенности,
- раскрыть значение атмосферы для природы и жизни человека;
- познакомить с методами, способами и средствами изучения атмосферы,
основными мероприятиями по её охране.
ТИП УРОКА: изучение и первичное закрепление новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, атлас, учебник, схема
«Строение атмосферы» на слайде, приборы: термометр, барометр-анероид, флюгер,
демонстрационный прибор для определения состава воздуха
МЕТОДЫ РАБОТЫ: объяснительно-иллюстративные.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера,
термосфера, экзосфера.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
ОРГМОМЕНТ
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку.
Собрать работы учащихся, которые они выполняли дома на
контурных картах.
ОПРОС ДОМАШНЕГО
ЗАДАНИЯ: (работа с тестами и заданиями по карточкам)
ФИ_____________________________________
Проверь свои
знания по теме «Гидросфера»
Выбери правильный
ответ и выполни задания (7 минут).
|
Вопрос (утверждение)
|
Ответы:
|
1
|
Гидросфера – это
воздушная оболочка Земли.
|
да
|
нет
|
2
|
Самый большой
океан – Северный Ледовитый.
|
да
|
нет
|
3
|
Окраинным морем
называют море, далеко вдающееся в материк.
|
да
|
нет
|
4
|
Соленость воды –
это количество граммов вещества, растворенных в 1 литре воды.
|
да
|
нет
|
5
|
Океаническая
вода замерзает при 0 градусов.
|
да
|
нет
|
6
|
Река – поток
воды, текущий в углублении, называемом руслом.
|
да
|
нет
|
7
|
Озеро Байкал
расположена на материке Австралия
|
да
|
нет
|
8
|
Цунами
образуется из-за подводных землетрясений.
|
да
|
нет
|
9
|
Какое море более
соленое: Черное или Красное?
|
Черное
|
Красное
|
10
|
Гольфстрим – это
полуостров?
|
да
|
нет
|
11
|
Приведите пример
одного внутреннего моря
|
|
12
|
Укажите на
рисунке цифру, которая обозначает высоту волны
|
|
13
|
Одна из главных
причин движения вод в океане – ветер.
|
да
|
нет
|
14
|
Расставь цифры
на рисунке:
1 – устье
2 – исток
Стрелкой укажи
направление течения
|
|
15
|
Самое большое
озеро в мире – Каспийское.
|
да
|
нет
|
|
|
|
|
|
ИЗУЧЕНИЕ
ТЕМЫ УРОКА
Мы начинаем изучать новый раздел, третью оболочку
нашей планеты - атмосферу. На 11 – ти уроках этой темы нам предстоит
познакомиться со свойствами и особенностями этой оболочки. Вы узнаете, что
такое суточный и годовой ход температуры, атмосферное давление, осадки, облака,
погода, климат. Познакомитесь с распределением солнечного света по поверхности
планеты. Мы будем работать с климатическими картами, наблюдать за погодой и
описывать её с помощью приборов. Будем строить схемы, графики.
1.
Объявление целей и
задач урока, структуры.
Сегодня мы познакомимся со
строением атмосферы, значением её для природы и жизни человека, а также узнаем
о методах изучения этой оболочки Земли. Запись темы урока в тетр.
2.
Запись домашнего
задания: § 35, вопросы. Записи тетради (схема). Провести
опыт и записать в тетрадь результаты измерения температуры в течение дня,
начиная с 8-00 до 20-00, через каждые 2 часа.
3. Представление
о газовой оболочке.
Есть ли, дети,
одеяло,
Чтоб всю Землю
укрывало?
Чтоб его на всех
хватало,
Да притом не видно
было?
Ни сложить, ни
развернуть,
Ни пощупать, ни
взглянуть?
Пропускало б дождь
и свет,
Есть, а вроде бы и
нет?!
Атмосфера (греч «atmos» = пар) – воздушная (газообразная) оболочка
Земли («невидимое одеяло, окутывающее планету»).
4. Состав Атмосферы:
Воздух – смесь газов:
- азот – 78%
- кислород – 21%
- другие газы и
углекислый газ, озон, гелий, водород, водяной пар – 1%
- пыль, копоть
- кристаллы льда.
Демонстрация опыта определения состава воздуха поможет
нам убедиться в объеме кислорода.
Горение свечи в стеклянной колбе на поплавке прекращается,
как только израсходуется кислород, который поддерживает горение. Вода занимает
объем, равный объему израсходованного на горение кислорода, то есть её уровень
поднимается до 1-ой риски.
Проделанный
опыт дает возможность убедиться, что в воздухе содержится 21% кислорода, т.е.
1/5 часть.
5. Работа на доске (начертить схему).
Атмосфера удерживается силой притяжения Земли и потому
не рассеивается в космосе, а вращаются с Землей вокруг её оси.
Наибольшие давление и плотность наблюдаются у земной
поверхности. По мере поднятия вверх давление, количество влаги и плотность
изменяются.
6. Строение атмосферы (рассказ учителя с элементами беседы и выполнение
Практической работы № 24 (о) «Составление и объяснение схемы «Строение
атмосферы»)
Ребята, атмосфера имеет границы? Какие и чем
представлены? (затрудняются ответить)
Мощность - до 3000
км.
Нижняя граница – земная поверхность.
Верхняя граница – отстутствует (растворение в космосе).
Тогда, давайте воспользуемся учебником § 35 стр.105.
По ходу чтения текста мы будем вычерчивать в тетрадях схему строения атмосферы.
Работа учащихся с учебником (комментированное
чтение со стр. 106) и запись схемы в тетради.
Учащиеся в тетрадях рисуют схему строения
атмосферы, нанося на неё основные характеристики слоев. Учитель работает в
программе презентации с анимированными объектами в презентации.
1. Тропосфера – толщина
слоя до 18 км.
С увеличением высоты на каждый км – температура понижается на 60С.
Толщина слоя:
- на полюсах – 8-9 км;
- в умеренных широтах – 10-11
км;
- на экваторе – до 18 км.
80% всей массы воздуха в тропосфере.
Состав: пыль, копоть, весь водяной пар (90%), газы, облака, осадки,
«кухня погоды»
2. Стратосфера – толщина 50-55
км.
Воздух разрежен, водяной пар отсутствует. С высоты 20
км температура начинает повышаться.
Скорость воздушных потоков – 300-400 км/час
Характерны перламутровые облака, состоящие из кристалликов льда.
3. Верхние слои атмосферы(мезосфера, термосфера,
экзосфера (космос) – выше
55 км.
Сильно разреженный воздух. Характерно черное небо с Солнцем и звездами.
Хором проговорить названия слоев атмосферы.
7. Значение атмосферы (учащиеся делают краткую запись
в тетради):
1.
Предохраняет Землю от перегрева днем и
переохлаждения ночью.
2.
Броня планеты - защищает
от падения метеоритов (до 100 тонн – ежедневно), ультрафиолетового
излучения.
3.
Дает возможность жизни (человек в сутки поглощает до 11 000
литров воздуха = ж/д цистерна).
4.
Состояние атмосферы
(погода) влияет на здоровье людей; хозяйственную деятельность, авиацию,
строительство, с/х.
5.
Образование облаков и
осадков. Перенос облаков на
большие расстояния.
Сегодня велики выбросы в атмосферу углекислого газа, пыли, копоти.
Необходимость охраны:
- газоулавители;
- дымоуловители;
- лесонасаждения в городах.
8. Изучение
атмосферы (сообщение
учащегося)
Десятки тысяч специальных
метеорологических станций на всём земном шаре непрерывно следят за погодой
и тщательно записывают её изменения.
Все эти сведения тотчас же посылают в центры;
по ним делают заключения о том, какая ожидается погода.
Метеорологические наблюдения сначала
производились только у поверхности земли. Но так как воздух простирается
вверх на многие тысячи метров, то эти наблюдения не могут полностью охарактеризовать
состояние всего воздушного океана. Для этого необходимо получить
сведения из более высоких слоев атмосферы.
Для этой цели строят станции в горах.
Некоторые из таких станций расположены очень
высоко. Так, станции на горе Эльбрус и на Памире, на леднике Федченко, находятся на высоте около 5000
м. Но при этом атмосферные явления
искажаются влиянием гор. Поэтому метеорологи построили целый ряд приборов,
позволяющих получать необходимые
сведения непосредственно из верхних слоев атмосферы.
Чтобы узнать, какой ветер дует на разных
высотах над землёй, в воздух выпускается небольшой резиновый шар,
наполненный лёгким
газом — водородом, так называемый «шар-пилот».
Наблюдая с земли специальными приборами за его перемещениями, определяют направление и скорость ветра на разных высотах.
Чтобы получить сведения о других явлениях в атмосфере,, в воздух стали выпускать снабжённые парашютами
шары-зонды. К ним подвешивают
приборы, записывающие температуру, влажность и давление воздуха. Поднимаясь высоко вверх, такой воздушный шар разрывается, а прибор на парашюте невредимым
опускается на землю. Шары-зонды позволили получить сведения с высоты 40
км. К шару-зонду в последнее время стали прикреплять маленький радиопередатчик, который непрерывно посылает свои
сигналы на землю.
Развитие авиации позволило применить для
исследования атмосферы самолёты. В настоящее время они широко
используются всеми центральными метеорологическими учреждениями и позволяют
очень быстро получать подробные и полные наблюдения. Чтобы проникнуть еще выше,
чем на самолете, были применены усовершенствованные воздушные шары, названные
стратостатами.
(ЭВМ, радиодатчики, автоматика, телесъемка)
Метеостанции 4 раза в день фиксируют скорость и силу ветра,
температуру, облачность, давление, влажность и т.д.
Метеослужба.
Метеорологи
НИИ
Суда
Буйки
Радиометеостанции
|
Приборы и механизмы:
- радиозонды (30-40 км);
- метеоракеты (120 км);
- ракеты (400-500 км);
- воздушные шары;
- ИСЗ «Метеор» (900 км);
- Флюгер ;
- термометры (демонстрация);
- барометр (демонстрация);
- психрометр (демонстрация).
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Выполнение в
тетради чертежа «Строение атмосферы»
Игра «Что за цифра?»
На слайде (доске):
- ок 3000
км. – толщина атмосферы
- 78% - азот
- 6*С – понижение
температуры на каждый км.
- 21% - кислород
- 1% - прочие газы
- 18
км – толщина тропосферы над экватором
- 50-55
км – верхняя граница стратосферы.
- догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?
Слой снегов, дождей, ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь все, но в большей мере –
Кислород, азот, озон,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, аргон. (Тропосфера)
Вопросы для
беседы (при наличии
дополнительного времени):
1. Как называются оболочки Земли?
2. Какое строение имеет атмосфера?
3. Каково значение атмосферы для жизни на земле?
4. Что вы узнали об атмосфере?
5.
Какого газа содержится больше всего в атмосфере?
6.
Сколько процентов кислорода в атмосфере?
7.
Какие газы составляют 1% атмосферы?
8.
Мы видим, что атмосфера имеет достаточно сложное строение. Атмосферу изучают
постоянно и значение ее велико.
- Каково значение атмосферы?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩИХСЯ.
Учитель.
Итак, ребята мы в конце нашего путешествия. Сегодня мы познакомились с еще одной оболочкой Земли.
- Какой? (ответы учеников)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным легким покрывалом нашей планеты? (ответы учеников, аргументированные)
Вы все работали сегодня хорошо давайте оценим вашу
работу.
Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся;
выставление отметок в журнал и дневники.
Спасибо за работу на уроке.
Доп.
информация
Изучение атмосферы
Десятки тысяч специальных метеорологических станций
на всём земном
шаре непрерывно следят за погодой и тщательно записывают её изменения.
Все эти сведения тотчас же посылают в центры; по ним делают заключения о том, какая
ожидается погода.
Метеорологические наблюдения сначала производились только у поверхности земли. Но
так как воздух простирается вверх на многие тысячи метров, то эти наблюдения не могут
полностью охарактеризовать
состояние всего воздушного океана. Для этого необходимо получить сведения из более
высоких слоев атмосферы.
Для
этой цели строят станции в горах.
Некоторые из таких станций расположены очень высоко. Так,
станции на горе Эльбрус
(Кавказ) и на Памире, на леднике Федченко, находятся на высоте около 5000
м. Но при этом атмосферные явления
искажаются влиянием гор. Поэтому метеорологи построили целый ряд приборов,
позволяющих получать необходимые
сведения непосредственно из верхних слоев атмосферы.
Чтобы узнать, какой ветер дует на разных высотах над землёй, в воздух выпускается
небольшой резиновый шар, наполненный
лёгким газом — водородом, так называемый «шар-пилот». Наблюдая с земли
специальными приборами за его перемещениями,
определяют направление и скорость ветра на разных высотах.
Чтобы
получить сведения о других явлениях в атмосфере,, в воздух стали выпускать снабжённые парашютами шары-зонды. К ним подвешивают приборы, записывающие температуру,
влажность и давление воздуха.
Поднимаясь высоко вверх, такой воздушный шар разрывается, а прибор на парашюте невредимым опускается на землю. Шары-зонды
позволили получить сведения с высоты 40
км. К шару-зонду в последнее время стали прикреплять маленький радиопередатчик, который непрерывно посылает свои
сигналы на землю.
Развитие авиации позволило применить для исследования атмосферы самолёты. В
настоящее время они широко используются всеми центральными метеорологическими
учреждениями и позволяют очень быстро получать подробные и полные наблюдения.
Чтобы проникнуть еще выше, чем на самолете, были
применены усовершенствованные воздушные шары, названные стратостатами. Недавно,
в начале марта, по телевидению был показан такой стратостат, который может
находиться в воздухе несколько месяцев без всякой поддержки, дополнительного
топлива и он будет выполнять много функций, в том числе и связь с спутником,
спутниковое телевидение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.