Главная / География / Урок по географии на темe "Движение Земли по околосолнечной орбите"

Урок по географии на темe "Движение Земли по околосолнечной орбите"

hello_html_m2237b042.gifhello_html_m5764ecaf.gifhello_html_m5764ecaf.gif

Учитель МОУ СОШ №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги МО «Барышский район»

Репакова Н.Н.

Конструирование урока географии (5 класс) в соответствии с требованиями ФГОС по теме: « Движение Земли по околосолнечной орбите».

Цели урока:

Образовательные:

создать условия для формирования представлений об орбитальном движении Земли;

объяснить смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли;

формировать практическое умение наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Обращение Земли вокруг Солнца») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

Развивающие:

создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету;

развитию коммуникативных умений.

Планируемые результаты.

Личностные:

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

умение работать в коллективе;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

овладение умениями работы с учебником.

Предметные:

формирование представлений о движении Земли по околосолнечной орбите и следствии этого движения;

формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

умение вести самостоятельный поиск, анализировать информацию;

извлекать, отбирать, обобщать, сравнивать информацию из источников ЭОР;

устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные:

умение организовывать свою деятельность под руководством учителя;

целеполагание, планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные:

уметь общаться и самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

осознавать необходимость изучения темы.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя: видеофильм «Годовое движение Земли вокруг Солнца», компьютер, проектор, презентация.

Оборудование для учеников: - учебник А.А. Летягина «География. Начальный курс: 5 класс»_ М.: Вентана-Граф, 2013; тетради.

Ход урока

  1. Организационный этап.


Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Добрый день, ребята. Вас приветствую на уроке географии.

Тема нашего урока: «Движение Земли по околосолнечной орбите».

Сегодня будем работать в группах и индивидуально.

Мы продолжаем знакомиться с Землей как планетой Солнечной системы.

Открываем учебник §4 стр. 19. Отвечаем на вопросы перед параграфом, подводим итог.


2. Актуализация. Целеполагание.


Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

Слайд 1

«Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару,

Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой – что Солнце все с собой планеты водит;

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: - Ты звезд теченье знаешь?

Скажи: как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал такой ответ: - Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

(1761г)

Учитель: Выделить основную мысль и ключевое слово данного изречения.

Учащиеся: Вращение Земли вокруг Солнца.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Учащиеся называют тему урока: «Движение Земли по околосолнечной орбите». С помощью учителя формулируют цели и задачи урока на основе содержания параграфа.


3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.


Цель: формирование вместе с учащимися в ходе исследовательской и проблемно - поисковой работы представления об орбитальном вращении Земли.

Слайд 2

Схема. Вращение Земли вокруг своей оси (рис.7).

Работа со словарем. Понятие географический полюс.

Слайд 3

Схема «Обращение Земли вокруг Солнца».

Беседа:

Ось изменяет свое положение? (Нет)

Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)

На схеме отмечены определенные дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся (март, июнь, сентябрь, декабрь).

Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

На вопросы, связанные со сменой времен года поможет видеофильм «Годовое движение Земли вокруг Солнца». Видеофильм просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты.

Во время просмотра заполняется таблица (работа в группах).

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

22 июня

лето

летнего солнцестояния

северный тропик

23 сентября

осень

осеннего равноденствия

экватор

22 декабря

зима

зимнего солнцестояния

южный тропик

21 марта

весна

весеннего равноденствия

экватор


Постановка проблемной ситуации.

- Что бы изменилось, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты? День и ночь были бы равны – по 12ч в каждое время суток. Прекратилась бы смена сезонов года, температура бы не менялась в течение года.


Установление причинно – следственных связей.

Причины Следствие


Орбитальное движение Смена сезонов года

Земли;

неизменный наклон земной

оси к плоскости орбиты;

неизменное положение

вращающейся Земли в пространстве.

Слайд 4

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день);

23.III – день весеннего равноденствия (день = ночи);

22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь);

21.IX – день осеннего равноденствия (день = ночи)

Слайд 5


Физкультминутка


Карточка – задание (работа в группах) с материалом учебника стр. 20 – 21.

  1. Что в переводе с греческого языка значит слово «тропик»?

  2. Вставьте пропущенные слова:

А) Тропики – параллели, где Солнце в зените бывает ………. раз в году.

Б) Над северным тропиком солнце бывает в зените ………..

В) Над южным тропиком солнце бывает в зените …………

Г) Северный полярный круг - линия к северу от которой Солнце не заходит за горизонт в день ………….

Д) Южный полярный круг – линия, за которой Солнце не заходит за горизонт в день ………….


Закрепление материала о движении Земли по околосолнечной орбите.


Слайд 6

На слайде даны ключевые понятия §4. Кто – то из учеников их зачитывает и отвечает.

Слайд 7

Тест и самопроверка

Возвращение к плану урока. Все пункты плана выполнены.

- Рефлексия.


Подчеркнуть фразу, характеризующую работу ученика на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Помогал другим

Узнал больше, чем знал

безразлично

Отдыхал

Не понял материал


Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  1. Мне было интересно потому что,……

  2. Мы сегодня разобрались ……

  3. Я сегодня понял, что ……

  4. Мне было трудно ……..

  5. Завтра я хочу на уроке …….

Слайд 8

Домашнее задание.


§4, уметь пересказывать, знать понятия.

Придумать 4 вопроса для теста по данной теме.

Выставление оценок.



Урок по географии на темe "Движение Земли по околосолнечной орбите"
  • География
Описание:

Данный урок разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по новым стандартам ФГОС. Базовый учебник, по которому составлен материал: География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А. Летягин, под редакцией В.П. Дронова- М.: издательство Вентана-Граф, 2012 год.

Целью данного урока является в ходе исследовательской и проблемно-поисковой работы создание условий для формирования представлений об орбитальном движении Земли, объяснении смены времен года.

Урок способствует формированию УУД через развитие умения работать с текстом учебника, видеоматериалами обобщение и систематизацию учебного материала, заинтересованности изучения темы учащимися.

Автор Репакова Наталья Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 4920
Номер материала 44646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓