Инфоурок География КонспектыУрок по географии для 6 класса "Рельеф дна Мирового океана"

Урок по географии для 6 класса "Рельеф дна Мирового океана"

Скачать материал

Тема урока: "Рельеф дна Мирового океана"

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы

  • материковая отмель (шельф),
  • материковый склон,
  • ложе океана,
  • срединно-океанический хребет,
  • глубоководная впадина (желоб),
  • котловина.

2. Сформировать  представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

3. Продолжать формировать умения работать с географической картой.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема “Рельеф дна Мирового океана”, тесты, учебник, атласы, контурные карты.

ХОД УРОКА

І. Организационный этап урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. На предыдущих уроках вы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”

“В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

ІІІ. Изучение нового материала

1.   Учитель.

Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

Тема урока: Рельеф дна Мирового океана

В таинственных глубинах Океана,
Куда солнца лучам не попасть,
Горбы каких-то древних великанов,
И желоба, растворившие пасть.

Ощетинясь, торчат вулканов клыки,
На поверхность глядят камни островных дуг,
С мокрым подбрюшием - материки,
И котловины сцепившихся рук.

Под водою, как сверху, равнины и горы -
Столько тайн для людского флота!
Потому, на мрачных безлюдных просторах
Звенит ультразвук эхолота.

Цель нашего урока:  ознакомление с рельефом дна Мирового океана, с процессами происходящими на дне океана

2.   Учитель: Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно.

                Первые сведения об океаническом дне  были получены в результате промера глубин, который производился с помощью  прочного троса        с грузом на конце. Фернанд  Магеллан попытался достать дно Мирового океана,  используя канат длиной 370 м.  Как вы думаете, ему это удалось?

Первая карта дна океанов появилась после кругосветной экспедиции британского корабля «Челленджер» в 1872 – 1876 году. Экспедиция опровергла представление о том, что дно Мирового океана  - это ровное песчаное пространство , усеянное островами.

В настоящее время изучение рельефа дна Мирового океана ведется с помощью прибора - эхолота

Сообщение учащегося

(Эхолот – прибор, позволяющий производить на ходу измерение дна до любой глубины. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и  скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Самописец этого прибора все время регистрирует  расстояния до дна. По данным измерений, сделанных на множестве судов, воссоздана карта рельефа дна Мирового океана.)

Эхолот – прибор изучающий глубину океана.   

3.            Учитель: В настоящее время выделяют три части дна Мирового океана

 

                                                           Части дна Мирового океана

 

 

 

 

 

Подводная окраина материков                   переходная зона                                 ложе океана(70%)                                     

 

 


Материковая отмель(шельф)            глубоководные океанические                         котловины

 

                            (100-200м)                                         желоба                                                           

                                                                                                                                                  Срединно-океанические           

 Материковый склон                                                                                                                                 хребты

 

                                

 

 

4. Учитель.

На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и материковый склон.

Сообщение учащегося

(Материковая отмель или шельф  – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф наиболее богатая жизнью часть океанского дна. На глубине 100—150 метров, куда проникает достаточное количество солнечных лучей, дно обычно покрыто разнообразными водорослями. Здесь нет той постоянной низкой температуры, которая характерна для более глубоких частей океана, и это способствует развитию множества донных животных, служащих пищей огромным стаям рыб. Самые богатые рыбой промысловые районы расположены именно в пределах шельфа.)

Шельф материков имеет различную ширину.

 (Работа с картойПо карте материков и океанов определите, а) у каких материков и их частей наиболее широкий шельф, б)  узкий шельф.

Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

 

Материковую отмель и ложе океана соединяет материковый склон ( см. рис 45) . у подножия материкового склона оканчивается подводная окраина материков.

 

5.Переходная зона

Между подводной окраиной материков и  ложем океанов располагается зона имеющая сложный рельеф . посмотрите на рис. 45. Она включает дуги островов и особые формы рельефа – глубоководные океанические желоба.

 

Что такое глубоководный  океанический  желоб ( работа с учебником стр. 65 )

Работа с картой : найдите океанические желоба: Марианский,

 

 

6. Ложе океана

Учитель : Ложе океана занимает самую глубоководную часть дна Мирового океана, 70% его площади.

Здесь распространена океаническая земная кора. На ложе океана, так же как и на суше есть горы и равнины. Равнины ложа океана называются котловинами. Котловины отделяются друг от друга  подводными хребтами и  возвышенностями.

 Единая  горная система на дне Мирового океана называется  -получила название  срединно -океанические хребты.

( срединно -  океанические хребты – работа с учебником стр. 65)

 - Что находится в центре срединно-  океанического хребта ( разлом)

- Что вы можете сказать о разломах?

                           «Черные курильщики»

Задание: Пользуясь картой океанов в атласе. Приведите примеры котловин?

Назовите: срединно- океанические хребты Атлантического океана, Индийского океана, Тихого океана

Назовите океан где находится самый длинный срединно- океанический хребт.

Океан где срединно- океанический хребт разветвляется на два хребта?

 

Учитель: На дне океанов имеются и отдельные горные хребты и одиночно расположенные горы – конусы вулканов. Вулканы поднявшиеся над водой образуют вулканические острова

( Курильские, Канарские – на карте)

 

Потухшие вулканы имеют плоские выровненные вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова  в  форме кольца с внутренним водоемом - атоллы

IV. Первичное закрепление знаний

 

          ( Работа по карточкам:  подписать формы дна Мирового океана)

7. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана

         ( работа с учебником стр. 66.

                I вариант – внутренние процессы

               II вариант – внешние процессы

 

 

V. Закрепление нового материала

1.  Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

 

2. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

в) шельф.

 

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

 

4. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

 

5. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

 

6. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., и 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

в) желоб.

 

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

Б

В

А

Б

В

А

 

VI. Домашнее задание. (Дифференцированное)

1 уровень –  § 22, нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.

2 уровень -  § 22., вопрос 5, стр. 67..

3 уровень –  § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эхолот – прибор, позволяющий производить на ходу измерение дна до любой глубины. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и  скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Самописец этого прибора все время регистрирует  расстояния до дна. По данным измерений, сделанных на множестве судов, воссоздана карта рельефа дна Мирового океана.

Эхолот – прибор, позволяющий производить на ходу измерение дна до любой глубины. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и  скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Самописец этого прибора все время регистрирует  расстояния до дна. По данным измерений, сделанных на множестве судов, воссоздана карта рельефа дна Мирового океана.

Материковая отмель или шельф  – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф наиболее богатая жизнью часть океанского дна. На глубине 100—150 метров, куда проникает достаточное количество солнечных лучей, дно обычно покрыто разнообразными водорослями. Здесь нет той постоянной низкой температуры, которая характерна для более глубоких частей океана, и это способствует развитию множества донных животных, служащих пищей огромным стаям рыб. Самые богатые рыбой промысловые районы расположены именно в пределах шельфа

 

Материковая отмель или шельф  – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф наиболее богатая жизнью часть океанского дна. На глубине 100—150 метров, куда проникает достаточное количество солнечных лучей, дно обычно покрыто разнообразными водорослями. Здесь нет той постоянной низкой температуры, которая характерна для более глубоких частей океана, и это способствует развитию множества донных животных, служащих пищей огромным стаям рыб. Самые богатые рыбой промысловые районы расположены именно в пределах шельфа

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии для 6 класса "Рельеф дна Мирового океана""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по географии для 6 класса "Рельеф дна Мирового океана".

Данный урок направлен на формирование знаний об особенностях рельефа дна Мирового океана. Знакомит учащихся с новыми понятиями: материковая отмель или шельфовая зона,материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб, котловины.На уроке необходимо проводить работу с физической картой полушарий, познакомить учащихся с картой Мирового океана.

На уроке предусмотрена работа с контурной картой, работа по карточкам,  тестовая работа, а так же сообщения учащихся по теме.

В конце урока учащимся дается дифференцированное домашнее задание.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 264 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

УРОК. Презентация." Достопримечательности Дагестана"
  • Учебник: «География. Экономическая и социальная география мира (базовый и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.
  • Тема: §1. Экономическая и социальная география в системе географических наук
  • 01.10.2020
  • 493
  • 2
«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2014 1723
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бородавко Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 19677
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 358 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 174 человека