Главная / География / Урок по географии для 10 класса "Экономико-географическое положение России"

Урок по географии для 10 класса "Экономико-географическое положение России"

Урок в 10 классе применение элементов кредитной технологии Тема: Экономико-географическое положение России. История формирования государства.

Абдолова Н.Б. учитель географии СОШ №20 города ЗКО Уральска.


Цель: 1. Определить место России на карте мира и выяснить особенности ЭГП. Познакомить с символикой государства и историей ее развития. Выявить положительные и отрицательные стороны ЭГП.

Задачи: 1. Формировать информационную компетенцию через закрепление навыков работы с картами атласа, дополнительными и справочными материалами. Выявить закономерности и причинно-следственные связи изменения ПГП РФ на политической карты в девяностых годах прошлого столетия.

2. Развивать коммуникативные компетенции, используя ранее приобретенные знания и умения для использования в новых ситуациях и закрепления новых терминов. Формировать навыки работы с технологическими средствами и самостоятельной работы с различными источниками знаний.

3. Воспитывать личностные качества учащихся: самостоятельность,

толерантность, гражданственность.

Тип: Объяснительно- иллюстративный с элементами практической работы.

Ход урока:

Мотивация: по отработанной нами схеме сегодня Вам предстоит сдать зачет, далее индивидуальные ответы и презентации, за активное участие на уроке вы получайте дополнительные баллы, которые вам позволит повысить свой рейтинг.

Актуализация прежних знаний.

Зачет по странам СНГ (Показать страны и столицы на карте)

Индивидуальный опрос (домашнего задания)

Формирование новых знаний

Учитель: Постановка цели урока

Учитель: Ответьте, на какие группы делятся страны по форме правления (республики и монархии), дате определение. По территориальному устройству (унитарные и федерации), дате определение таким образом: Мы приступаем к изучению самого большого федеративного государства в мире России. Давайте ознакомимся с историей формирования страны (презентации по теме)

Ученик: Презентация «История формирования государства. Символы РФ»

Учитель: Мы свами убедились что РФ – одно из древнейших государств с уникальной историей развития. А теперь предстоит знакомство с визитной карточкой России.

Визитная карточка России

РФ по занимаемой территории самая большая

Площадь 17,1 млн.км.

Население 143,6 млн. человек

Государственное устройство федерация 21 республика

9 автономных округов, 7 краев, 49 областей, 2 города

Глава государства - президент

Законодательный орган – Государственная Дума

Глава правительства премьер - министр

Государственный язык – русский

Валюта – рубль

Учитель: Прежде чем говорить, об экономико-географическом положении России давайте вспомним особенности ЭГП Казахстана (Обсуждение ЭГП РК, кратки вывод Казахстан, является одним из крупных государств в мире и СНГ имеет, выгодное транзитное положение является крупным приграничным государствам России).

Положение на политической карте

Протяженность Севера на Юг 4000 км. Запада на Восток 9000 км.

Граница РФ 58000 км, 1/3 сухопутная, остальная 38000 км, морская. Морская граница это 12-мильная зона от берега охраняемая тактическим флотом и 200-мильная зона – граница экономической зоны государства охраняемая стратегическим флотом. Граница РФ подразделяется: на государственную (со странами Дальнего зарубежья это Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США), на административную - со странами СНГ (Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан) и незаконченную – со странами Балтии: Эстония, Латвия, Литва).

Учитель: Существует утверждение, что экономико-географическое положение России выгодное найдите подтверждение (Работа учеников по карте и учебникам)

Ответы учеников: Громадность территории

Разнообразная природно-сырьевая база

Выход в мировой океан

Использование Северного морского пути

Соседство со странами СНГ

Близость высокоразвитых государств

Развитая транспортная сеть

Учитель: Можете вы назвать отрицательные стороны ЭГП? (работа учеников со справочниками интернет ресурсами, картами)

Ответы учеников: отрицательные стороны

2/3 территории с экстремальными условиями в связи с этим дополнительные расходы при добыче полезных ископаемых

Нет прямых связей со странами Зарубежной Европы Страны Балтии, Беларусь и Украина отдалили Западную Европу от РФ

Отсутствие прямых сухопутных сообщении со странами Западной Европы

Бывшие дружественные страны Восточной Европы стали членами НАТО

Калининградская область оказалась за пределами основной территории России

Казахстан отделяет РФ от стран Средней Азии. Грузия и Азербайджан от Армении

РФ лишилась многих крупных морских портов13 на Черном море и 3 на Балтийском.

Учитель: Таким образом, мы подошли к вопросу о геополитике. Кто впервые термин геополитика?

Ученик: определил немецкий ученный Ратцель,

Учитель: Дайте определение науке

Ученик: Геополитика – занимается вопросами внешней политики, поэтому геополитическое положение это положение государства в системе других государств.

Учитель: Что можете сказать о геополитическом положении РФ (беседа)

Геополитическое положение России тесно связанно с положением на экономической карте мира, отражающее отношение страны к основным хозяйственным рынкам центрам мировой экономики.

Соседствуя с другими странами просто не возможно не сотрудничать с ними по тем или иным вопросам. Кроме того, как у России к другим странам, так и у других стран к России имеются геополитические интересы. Казахстан является, крупным экономическим партнером России.

Контроль умений и навыков

1) Проверочная работа по теме: «Экономико-географическое положение России» Вариант 1

1. Не имеет государственной границы с Россией:

А. Норвегия С. Молдова

В. Литва Д. Грузия

2.Самая большая по протяженности сухопутная граница у России:

А. с Украиной С. с Молдовой

В. с Казахстаном Д. с Кыргызстаном

3.Самая западная точка России расположена на границе:

А. с Украиной С. с Белоруссией

В. с Эстонией Д. с Польшей

4. К государствам СНГ относится:

А. Белоруссия и Украина С. Молдова и Польша

В. Эстония и Грузия Д. Азербайджан и Литва

5. Территория России составляет обитаемой суши:

А. ⅓ В. С.⅔ Д. ⅜

6. На шельфовую зону Берегового моря претендует:

А. США С. Япония

В. Эстония Д. Корея

7. Общая протяженность границ РФ (км).

А.38,2 В.56,3 С.58,3 Д. 62,4

8. 12- мильная зона от берега территориальные воды, охраняемые тактическим флотом и 200 мильная зона охраняемая стратегическим флотом называется _____________ (Морская граница).

9.Главой правительства является:

А. Президент С. Государственная дума

В. Премьер- министр Д. Народ

10. По форме территориального устройства Россия является:

А. Монархией С. Федерацией

В. Джамахирией Д. Унитарное

Вариант 2

1.Не имеет государственной границы с Россией:

А. Норвегия С. Молдавия

В. Литва Д. Грузия

2.С 12-ю странами у России морские границы, а по суше граничит с…странами:

А. 15-ю С. 13-ю

В. 14-ю Д. 20-ю

3.Легко доступна для экономических связей граница РФ с:

А. Украиной и Белоруссией С. Украиной и Грузией

В. Грузией и Азербайджаном Д. Азербайджаном и Белоруссией

4. К государствам СНГ относится:

А. Белоруссия и Эстония С. Молдова и Польша

В. Армения и Молдова Д. Азербайджан и Литва

5. Территория России протянулся с запада на восток (км.):

А. 8000 В.9000 С.5000 Д. 4000

6. Самая южная точка России расположена на границе:

А. с Азербайджаном С. с Грузией

В. с Эстонией Д. с Казахстаном

7. Протяженность морских границ РФ (км) .

А.48000 В.56000 С.38000 Д. 62000

8. Проведение границы на местности с помощью условных опознавательных знаков называется _____________(демаркация).

9.Главой государства является:

А. Президент С. Государственная дума

В. Премьер- министр Д. Народ

10. По форме правления Россия является:

А. Монархией С. Федерацией

В. Республикой Д. Унитарной


2)Практическая работа

«Государственные границы РФ и пограничные государства»

  1. Обвести границу России (на контурной карте);

  2. Подпишите названия государств, с которыми Россия имеет общую границу;

  3. Обозначьте на контурной карте крупнейшие города РФ.


Рефлексия и оценивание:

Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?

Домашнее задание:§ 45

Уметь показывать границу РФ. Письменно ответить на вопрос № 3 на странице 207.

Урок по географии для 10 класса "Экономико-географическое положение России"
  • География
Описание:

На базе нашей школы с апреля 2007 года была  открыта областная экспериментальная площадка «Применение  элементов  кредитной технологии обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы»

Одним из направлений работы экспериментальной площадки является разработка модели модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся, адаптированной к средней общеобразовательной школе.

Рейтинговая система оценки знаний широко распространена в европейском образовании и имеет давние традиции в нашей стране. Особенно востребована она стала с переходом вузов на кредитную  систему обучения.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

В педагогической практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания ученика по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, год).

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

1)    рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу ученика и его результаты на экзамене (зачете);

2)    совокупный четвертной рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, за которые выставляется оценка  в данной четверти;

3)    годовой рейтинг за цикл дисциплин, изучаемых в течение года;

4)    итоговый рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

Весь курс обучения по предмету за год разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

По окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах.

 В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от экзаменов.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины ученик накапливает баллы, зарабатывая рейтинг, который в итоге показывает его успеваемость. Например:

ФИО учащихся

Устный

ответ

Зачет

Тест

Практическая работа

Итоговая оценка

Балл,  оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Абдолова Нуржамал Булатовна
Дата добавления 07.03.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1986
Номер материала 57647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓