Урок по географии в 9-ом
классе
Тема: Типы
климатов России.
Цель урока:
Познакомить с основными типами климатов России.
Задачи: 1)
Закрепить и систематизировать полученные знания и
умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»; 2) Сформировать
обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на
территории России. 3)
Способствовать развитию умения работать с различными источниками географической
информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей);
4) Развивать монологическую речь учащихся;
5) Воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Предметные
результаты:
·
знать
основные понятия по теме;
·
уметь
характеризовать типы климатов по атласу, читать карту атласа – стр.14-15.
Метапредметные
результаты:
·
Познавательные:
выделять
и формулировать познавательную цель (П); работать
с текстом учебника п.10; работать
с картой атласа стр.14 –
15. заполнять
таблицу.
·
Коммуникативные:
управлять своим поведением; (К)
уметь выслушать товарища;
владеть основными приёмами устной речи.
·
Регулятивные:
уметь ставить проблему (Р)
Личностные
УУД:
·
проявлять
интерес к новым знаниям;
Планируемые
результаты: называть
и показывать на карте – типы климатов, правильно использовать в речи
географические термины, умение работать в паре.
Виды
деятельности: беседа, работа с картой «Климатическая карта России», заполнение
таблицы.
Основные
понятия:
умеренно- континентальный, резко – континентальный, муссонный климат.
Оборудование:
физическая
карта, климатическая карта России, ИКТ.
Раздаточный
материал: таблица
«Типы климатов», тест.
Тип урока: Комбинированный,
урок-практикум.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Учитель: Вот звенит для нас
звонок, начинается урок. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Климат».
II. Актуализация
знаний.
А) Устные вопросы.
- Что такое
климат?
- Назовите
климатообразующие факторы. (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая
поверхность, близость морей и океанов, рельеф)
- Назовите
основные элементы климата (температура, количество осадков и распределение по
сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)
- Как
распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на
Дальнем Востоке снова увеличивается)
- Назовите
сухие и влажные районы (сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия,
влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки)
- Что такое
коэффициент увлажнения?
Б) Географический
диктант.
1. Господствующие
ветры умеренных широт … (западные)
2. Полюс холода
Северного полушария … (Оймякон, -71ºС)
3. Самая высокая
температура … (+43ºС, Астрахань, Волгоград)
4. Самая теплая зима
… (в Сочи)
5. Самое холодное
лето …)
6. Отношение годового
количества осадков к испаряемости … (К увл.)
7. Наибольшее
количество осадков выпадает … (на Кавказе)
В) Взаимопроверка и оценка.
7- «5»
5-6 – «4»
3-4 – «3»
III. Изучение
новой темы.
Мотивация
учебной деятельности
Учитель: Ах, как же прекрасна
наша планета! Вот
белая лента, Вот
синего цвета, А
вот голубеет под ней полоса… Земля
в разноцветные ленты одета, Точней
в климатические пояса. (А.Усачёв)
Запись темы урока в тетрадях.
В результате
неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и
особенности климата. А теперь ребята, посмотрим на карту России и определим, в
каких климатических поясах расположена территория России? (показывает на доске
схемы и учащиеся заносят ее в свои тетради).
- Какие пояса основные?
- Какие переходные?
- Самый большой по
площади пояс.
- Что вы заметили в
этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный,
континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада
на восток температура, количество осадков)
- Какие показатели
характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля,
амплитуда, количество осадков, господствующие воздушные массы.)
А теперь ребята, используя карту
атласа стр. 14-15, заполните таблицу по климатическим поясам России по
показателям;
2. Практическая работа по
группам.
Задание
Используя карту атласа стр.14 –
15, заполните таблицу по типам климата в России по показателям:
Тип
климата
|
Географичес
кое
положение
|
Темпера
тура
января
|
Темпера
тура
июля
|
Осадки
|
Воздушные
массы
|
Арктический
|
|
|
|
|
|
Субарктический
|
|
|
|
|
|
Умеренный
а)умеренно-
континентальный
|
|
|
|
|
|
б)континентальный
|
|
|
|
|
|
в)
резко-континентальный
|
|
|
|
|
|
г)
муссонный
|
|
|
|
|
|
г) Сравнение типов
климата
- Какой самый холодный климат?
(арктический)
- В каком самая холодная зима?
(резко-континентальный)
- В каком самое холодное лето?
(арктический)
- Какой тип климата имеет
наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)
- В каком климате
зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонный)
- В каком климате мы
живем? (умеренно-континентальный)
IV.
Закрепление
изученного материала
- С чем мы с вами сегодня познакомились?
- Какому типу климата соответствует описание. (Устный географический диктант).
1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь.
Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение
избыточное (арктический)
2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная
деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до
+22ºС на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат)
3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон.
Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое
+16ºС, +18С (резко-континентальный)
4. В этом поясе
самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное
(субарктический)
5. Зима
холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и
приносит дожди (муссонный)
Рефлексия
Учитель:
Вот подошёл к концу наш урок. Вспомните тему нашего урока. Назовите его цель.
Задачи, которые мы предприняли для достижения поставленной цели. Как вы
считаете, справились мы с задачами, которые мы предприняли для достижения поставленной
цели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто работал лучше всех? Кому ещё надо
постараться? С каким настроением вы уйдёте с урока?
V. Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание.
§ 10читать, выучить таблицу, к/к, подготовить сообщение (по желанию).
VI.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Ребята,
мы закончили изучение новой темы. За активную работу на уроке я поставлю
следующие оценки. Молодцы! Не останавливайтесь на достигнутом. Всем желаю
успехов!
Литература.
1.И. И. Баринова «Поурочные
разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России.
Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.
2. Е А.
Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2005.
3.Н. Н. Перепечева
«География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель», Волгоград 2005.
4. «Современный
урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по курсу «География
России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.