Главная / География / Урок по географии 8 класс "Часовые пояса на карте России"

Урок по географии 8 класс "Часовые пояса на карте России"




Урок . Россия на карте часовых поясов.

8 класс

Современные преобразования в российском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства средствами Интернет.

Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования привели меня к активному использованию компьютера.

Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция ( я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

Для успешного сотрудничества учителя и учащихся на уроках с использованием ресурсов Интернет я придерживаюсь определенных условий:

  • Уроки провожу в компьютерном классе, где у каждого ученика современный персональный компьютер;

  • Предоставляю полный доступ к техническим средствам обучения;

  • Предоставляю учебное время для самостоятельной работы учеников на компьютере;

  • Создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности.

При четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства. Так как все заняты посильной работой, и в том же время каждый является важным звеном в структуре урока

Реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.

Предлагаю Вашему вниманию один из уроков географии, проведенный с учащимися 8 класса с использованием ресурсов Интернет.



ТДЦ урока

  • сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов, разницу в поясном времени территории; научить объяснять причины различий во времени на территории России; показать важное практическое значение знаний о времени и умений его правильно определять.

  • Систематизировать знания о часовых поясах, о местном, поясном, декретном и летнем времени;

  • Научить использовать ресурсы сети Интернет в практическом применении.

  • Отработать навыки работы с поисковыми системами Интернет.

  • Воспитывать умение работать в коллективе, информационную культуру общения.

  • Развивать память, речь, логическое мышление, развивать информационно – познавательную компетенцию.


Оборудование:

  • Компьютеры с доступом каждого ученика к Интернет;

  • Карточки задания для учащихся


Тип урока:

Систематизация знаний, полученных на уроках географии с практическим применением ресурсов сети Интернет.


Логика занятия:

Мотивация – анализ содержания – самостоятельный поиск – обобщение и систематизация – самоанализ – коррекция – анализ.


Самостоятельный поиск.

Маршрут выполнения задания:

  • Открыть браузер Internet Explorer.

  • В адресной строке указать адрес Федерального образовательного портала http://edu.ru

  • Открыть ссылку Картографический сервис (в меню справа)

  • В меню Лаборатория учебных карт в разделе Россия, открыть ссылку Контурные карты.

  • Выбрать карту часовых поясов.

  • Выполнить практическое задание.



Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке;

  • взаимное приветствие учителя и учащихся; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания;

  • требовательность, сдержанность, собранность учителя, систематичность организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований.

Показатели: кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрее включение учеников в деловой ритм , установка внимания всего класса

Методы организации работы учащихся словесный, индуктивные, под руководством

преподавателя.


  1. Проверка знаний и умений по теме «Моря, омывающие территорию России».

Дидактическая задача:

  • Установить правильность и осознанность выполнения заданий всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки;

  • Выяснить степень усвоения изученного материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причину, ликвидировать обнаруженные недочеты.

Метод: тестовое задание, взаимопроверка¸)


Установить соответствие

Главные признаки морей:

1. Мелководны.

2. Глубоководны.

3. Материкового происхождения.

4. Заполняют прогибы земной коры.

5. Сложная сейсмическая обстановка.

6. Малолзамерзающие.

7. Замерзают на 4 и более месяцев.

8. Опреснены реками.

9. Внутренние.

10. Окраинные.

11. Внутренние.

12. Используются как дешевый транспортный путь.

13. Богатые биологические ресурсы.

14. Курорты и здравницы.

15. Энергия приливов и отливов.

Ответы:

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

Атлантический океан

Внутренний бессточный бассейн

1, 3, 7, 8, 10, 12, 15.

2, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13.

1, 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.

1, 3, 6, 9, 11, 13.


2 - 3 .Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: опираясь на полученные знания в курсе географии за 6 класс ( смена для и ночи, ее причины), выяснить принцип деление поверхности Земли на часовые пояса , их количество. Предъявить знания о местном, поясном, декрет ном и летнем времени, понятие «часовые пояса»; сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов, разницу в поясном времени территорий; научить объяснять причины различий во времени на территории России, показать важное практическое значение знаний о времени и умении его правильно определять

Формы и методы: частично-поисковый, исследовательский, метод логического изложения информации, словесный, наглядный, практикум.


1.Изучение темы следует начинать с проверки у учащихся знаний о причинах смены дня и ночи на Земле, предположив следующие задания:

    1. Вспомните из курса природоведения, что такое суточное вращение Земли?

    2. Приведите доказательства суточного вращения Земли, используясь личными наблюдениями и глобусом.

    3. Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля, и объясните, как перемещается освещённость Солнцем по поверхности Земли.

2.Демонстрация с глобусом убеждает учащихся в том, что на разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток. Например, если на нулевом меридиане полдень, то в это же время на 180-м меридиане полночь, на меридиане 90˚ в.д., вечер, а на 90˚ з.д., утро. На основании опыта с глобусом учитель подводит учащихся к выводам: сутки начинаются одновременно на всём меридиане; каждый меридиан имеет своё местное время; местное время зависит от географической долготы. Таким образом учитель формирует у учащихся понятие «местное время».

Местное время – это время, определяемое для данного места на Земле; оно зависит от географической долготы и одинаково для всех точек на одном меридиане.

Учащиеся записывают определение в тетради.

  1. Учитель. Но меридианов можно провести много, а как же быть со временем? В практической жизни обычно не используются местным временем из-за значительных различий во времени даже между соседними пунктами. Как создать единую систему отсчёта времени? Оказалось удобным разделить земной шар меридианам на 24 пояса. Ведь Земля за сутки совершает оборот на 360˚, а за час – на 15˚. Если разделить территорию земного шара на 24 пояса по 15˚ каждый, то время в каждом поясе будет отличаться от соседнего на один час. Так, ещё в XIX в. Было введено поясное время.

Поясное время- это время в пределах одного часового пояса. Условились считать время по тому меридиану, который проходит по середине.

За нулевой принят часовой пояс, по середине которого проходит меридиан Гринвичской обсерватории. Этот же пояс служит 24-м. Счёт часовых поясов ведётся с запада на восток. Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам; они проведены с учётом административных границ, чтобы та или иная административная единица была в одном часовом поясе.

Вопросы и задания.

2.В каких часовых поясах находится территория России?(Со II по XII пояс.II пояс- московский,XI и XII пояса объединены в один, значит, всего у нас в стране 10 часовых поясов.)

Чтобы у учащихся не было путаницы в исчислении времени, им следует напомнить, что в нашей стране раньше всего наступает Новый год на Чукотке, т.е. чем восточнее территория, тем раньше на ней начинаются сутки. И от любого пояса к востоку время будет больше, а к западу меньше.

Линия перемены дат.

Учитель: Линия перемены дат проведена по 180-му меридиану. Именно от него и начинаются каждые новые сутки.

«Остров Романова и остров Крузенштерна разделены узенькой полоской ледяной арктической водой.

Но ведь именно здесь, между этими двумя небольшими островами, почти затерянными в водных просторах, и пролегает незримая граница, которая разделяет не континенты, не страны- она отделяет Сегодня от Вчера и Завтра от Сегодня.

Время идёт с востока на запад. И если на острове Ратманова наступил новый день, то на острове Крузенштерна ещё царит день вчерашний.

Рождённому дню предстоит обежать весь земной жар, чтобы вновь возвратиться на крохотный островок в Беринговом проливе. А в мгновение прихода Сегодня на американский островок на российском острове Ратманова уже будет Завтра»

(Хрестоматия.)

Если мы вместе с Землей движемся с запада на восток, то, пересекаем линию перемены дат, мы должны считать одни и те же сутки два раза, т.е. мы попадаем во «вчерашний» день и можем иметь, к примеру, два праздничный дня и два дня рождения, Но если мы в этот же праздничный день пересекаем линию перемены дат с востока на запад, то должны пропустить один день и, таким образом, вовсе лишаемся праздника.


Работа с картой часовых поясов.

Объяснить:

  • В каких часовых поясах находится Россия?

  • Почему объединены 11-й и 12-1 часовые пояса?

  • Что такое декретное время, поясное время?

  • С 1981 года в России введено летнее время В последнее воскресенье марта стрелки часов переводят на один час вперед, таким образом, мы встаем летом на 2 часа раньше поясного времени.

  • Практическая работа


1.Определите, в каких часовых поясах находятся города Санкт- Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск

(С.Петербург - часовом поясе; Екатеринбург - - часовом поясе;

Владивосток - - часовом поясе; Иркутск - - часовом поясе)


2.В каком часовом поясе находится город ,в котором вы живёте? Как различается его поясное время по сравнению с Москвой?

( Мы живет в 8 часовом поясе, а Москва во 2 часовом поясе разница во времени 6 часов, у нас раньше)


3.Определите время в Якутске и в Магадане, если в Москве 12.00

(В Якутске 18.00, в Магадане – 19.00)


4.Определите местное время на 30 в.д. и 30 з.д., если на нулевом меридиане 12.00 часов.



Работа по вариантам.

1 вариант

1.Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10.00

( в Якутске 16.00 )

2.Определите время во Владивостоке, если в Москве 12.00.

( во Владивостоке 19.00)


3.Определите поясное время в Хабаровске, если в Челябинске 07.00 часов.

(Хабаровск- 9 часов пояс, а Челябинск – 4 часовой пояс, поясное время этих городов различается на 5 часов (9-4=5), Хабаровск находится восточнее Челябинска, значит, там время идет вперед, поэтому 7ч+ 5ч= 12 часов, Следовательно, если в Челябинске 07.00 , то в Хабаровске 12.00)


4.На сколько часов и куда надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы в Новосибирск?

( Время в Новосибирске опережает московское время на 3 часа, следовательно, стрелки придется перевести на 3 часа вперед)


2 вариант

1. Город К. расположен в 5 часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город М., если разница во времени между ними 3 часа? Нанесите эти условные города на карту.

(Город М расположен в 8 часовом поясе)


2. Определите поясное время на Камчатке, если в Нерюнгри 10.00.

( Нерюнгри расположен в 8 часовом поясе, Камчатка в 11 часов поясе, следовательно разница 3 часа .На Камчатке 13.00.)


3.Сколько времени в Магадане, если в Екатеринбурге 05.00

(В Магадане 11.00. разница в количестве часовых поясов 6 следовательно 5+6=11).


4. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Мурманск на такое же почти расстояние не надо?

(Мурманск находится в том же часовом поясе, что и Москва, поэтому поясное время в этом городе не отличается от московского, а Екатеринбург – в 4-м часовом поясе.)


4. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы сформировали умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов, разницу в поясном времени территории; научились объяснять причины различий во времени на территории России; показали важное практическое значение знаний о времени и умений его правильно определять.

Систематизировали знания о часовых поясах, о местном, поясном, декретном и летнем времени;

Научились использовать ресурсы сети Интернет в практическом применении.

Отработали навыки работы с поисковыми системами Интернет.

Продолжили воспитывать умение работать в коллективе, информационную культуру общения.

Развивали память, речь, логическое мышление, развивали информационно – познавательную компетенцию.


Рефлексия:

Цели поставленные на уроке были достигнуты.

Проведен анализ деятельности учащихся на уроке и выставлены оценки с комментариями учителя.


  1. Информация о домашнем задании , инструктаж по его выполнению

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: прочитать 3 выполнить задание 2-3 в рабочем тетради.



Урок по географии 8 класс "Часовые пояса на карте России"
  • География
Описание:

Современные преобразования в российском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства средствами Интернет.

      Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования привели меня к активному использованию компьютера.

      Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция ( я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

Для успешного сотрудничества учителя и учащихся на уроках с использованием ресурсов Интернет я придерживаюсь определенных условий:

Ø      Уроки провожу в компьютерном классе, где у каждого ученика современный персональный компьютер;

Ø      Предоставляю полный доступ к техническим средствам обучения;

Ø      Предоставляю учебное время для самостоятельной работы учеников на компьютере;

Ø      Создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности.

      При четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства. Так как все заняты посильной работой, и в том же время каждый является важным звеном в структуре урока

      Реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.

Предлагаю Вашему вниманию один из уроков географии, проведенный с учащимися 8 класса с использованием ресурсов Интернет.

 

 

ТДЦ урока

Ø      сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов, разницу в поясном времени территории; научить объяснять причины различий во времени на территории России; показать важное практическое значение знаний о времени и умений его правильно определять. 

Ø      Систематизировать знания о часовых поясах,  о местном, поясном, декретном и летнем времени;

Ø      Научить использовать ресурсы сети Интернет в практическом применении.

Ø      Отработать навыки работы с поисковыми системами Интернет.

Ø      Воспитывать умение работать в коллективе, информационную культуру общения.

Ø      Развивать память, речь, логическое мышление, развивать информационно – познавательную компетенцию.

 

 

Автор Громова Маргарита Сергеевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 6046
Номер материала 3904
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓