1.
Организационный
момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно
мышь.
2.
Актуализация
знаний.
1)
Беседа
- О каком времени года я говорю?
Солнце скрыто
за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает
над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели
да сосны радуются своему зелёному наряду.
- Как вы догадались,
что речь идёт об осени?
2)
Игра «Найди ошибки»
- Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, но в них есть ошибки.
Слушайте внимательно и найдите их.
На севере
Один из холодных районов Земли – это Северный
Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и
покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают.
Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый
слой подкожного жира.
3.
Самоопределение
к деятельности.
- С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц.
Давайте послушаем разговор скворца и цапли.
-Здравствуй,
скворушка!
-Что ты такая
печальная, цапля?
- Ах голубчик,
голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте.
Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает
дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко серенький болтал, что бывает
зима и какой-то трескучей мороз. Может быть, это правда?
- Пустая
болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не
видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.
Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни
осени, ни зимы?
- Предположите, о чем
сегодня пойдет речь на уроке.
-Прочитайте тему урока на с. 16 учебника.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4.
Работа по теме
урока.
-Что вам уже известно о птицах?
Постановка
проблемы.
- Попробуем
выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими.
5.
Физкультминутка.
(Дети считают,
загибая отдельно каждый палец)
Эта птичка –
соловей,
Эта птичка –
воробей,
Эта птичка –
совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка –
коростель,
Эта птичка –
скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта - стриж,
Эта - развеселый
чиж.
Ну а эта – злой
орлан.
Птички, птички, по
домам!
Продолжение
работы по теме урока.
Выявление
причин перелета или зимовки птиц.
Посмотрите на
рисунки. Почему птицы разделены на две группы?
– Те птицы, которые улетают в теплые
края на зиму, называются перелетными птицами.
А тех птиц, которые остаются на зимовку,
называют зимующими птицами.
– Назовите перелетных птиц.
– Назовите зимующих птиц.
- Посмотрите за
окно, каких птиц вы видите?
Таблица «Зимующие
птицы»
- Эти птицы не
боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И
все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может
быть, одна-две доживают до весны.
- Как можно помочь
птицам зимой?
– Почему же некоторые птицы улетают на юг?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было
летом?
– Больше или меньше их стало с приходом
осени? В какую погоду их становится меньше?
– А чем еще питаются птицы?
Птицы питаются
разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других
– плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на
растениях уже не видно обилия плодов и семян.
– Все ли птицы улетают
осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Мы видим синиц, воробьев, ворон.
Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать
корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы
питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся
насекомых.
6.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
7.
Продолжение
работы по теме урока.
1)
Беседа, работа по
учебнику. Работа в парах.
- Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с
соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои.
Объясните, почему вы так считаете.
Проверка.
- Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17
- Куда улетают ласточки?
- А журавли?
- Что вместо колец в последнее время используют ученые?
- Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни
птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос,
можно использовать подсказку на с. 17.
2)
Игра «Узнай птицу».
(Учитель читает описание птицы. Задача детей – как можно быстрее узнать её.
Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание
дочитывается до конца.)
- Обычно эти птицы прилетают весной на старое
гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно
увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда
мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах
и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит
счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше
дома. Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители
высиживают их: мама обычно сидит ночами, а папа – днем. К концу лета
птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку.
Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют
петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая
нижней половинкой клюва о верхнюю.
- Ранней весной, едва зазеленеют леса, из
берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она
зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и
продолжить свой род. Но делает это не так, как все птицы. Она не вьёт
гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает
более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Эта птица –
большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие
птицы, и спасает лес от гибели.
- Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на
домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на
высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на этих птиц,
резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно
ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички
редко и неохотно опускаются на землю, а ля отдыха садятся на тонкие
ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над
водой и зачерпывая её клювом.
- Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без
устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый
уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и
притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью;
они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба,
кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко,
спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые.
3)
Выполнение заданий в
рабочей тетради
№1 (с. 14). Работа в группах.
- Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями
изображения и названия птиц.
- Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя.
№2 (с.14-15). Работа в парах.
- Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.
- Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц?
- А весенних?
- Выполните задание.
Проверка по словарику «Птицы России».
8.
Рефлексия.
Игра «Третий лишний».
- Из названий трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить
свой выбор.
·
Галка, грач,
воробей.
·
Ласточка, зяблик, дятел.
·
Ворона, сорока, кукушка.
·
Сова, голубь, соловей.
·
Скворец, поползень,
журавль.
·
Стриж, воробей, галка.
- Оцените свои достижения на уроке.
9.
Подведение
итогов урока.
- Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют
по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?
|
- Да.
-Об осени
- Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад.
- В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс.
- Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.
- Потому что, они
улетали на зимовку в другие страны.
-О птицах.
-Где зимуют птицы?
- Узнаем, что птицы зимуют по-разному. Будем учиться выдвигать
предположения и доказывать их.
- Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
- Тело птицы состоит из головы, туловища, шеи, клюва, крыльев,
хвоста, ног.
-Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и
подкармливать птиц подходящим кормом.
- Одни зимой
улетают, другие остаются зимовать.
- Журавль,
жаворонок, ласточка, скворец.
- Сорока, синица,
воробей, ворона.
- Воробьи и синицы
-Сделать кормушки и
насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.
-Птицы улетают на
юг, т.к им нечем питаться.
- Да. Стрекозы,
мошки, комары, мух, их много.
-С приходом осени
их стало меньше.
-Плодами и семенами
растений.
-Не все птицы
улетают, они перебираются ближе к дому человека
Дети сначала
объясняют своими словами, а затем читают текст на с. 85.
- В Африку.
- В Индию.
- Радиопередатчик.
- Птицам не хватает
корма.
- Аисты.
- Кукушка.
- Ласточки.
- Синицы.
- Синим.
- Красным.
- Грач.
- Дятел.
- Кукушка.
- Соловей.
- Поползень.
- Стриж.
Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.
- Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а
те, которые на зиму улетают в теплые края, - перелетными.
|
Волевая саморегуляция (Р)
Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать (П)
Выделение и осознание того, что уже известно (Р).
Формирование интереса к новому материалу, способность к самооценке
(Л)
Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели (П).
Целеполагание - постановка учебной задачи (Р).
Умение слушать и свтупать в диалог, участие в коллективном обсуждении
проблемы (К).
Следовать установке на заботливое отношение к птицам (Л).
Самоорганизация свободного времени (Л).
Выявление причин перелета или зимовки птиц (П)
Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).
Наблюдение окружающего мира (Р).
Умение работать с разными видами информации (П).
Постановка и решение проблемы (П).
Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).
Самоорганизация свободного времени (Л).
Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками,
управление поведением партнера (К).
Универсально-логические действия:
-выдвижение гипотез и их обоснование (П).
Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение,
извлечение необходимой информации из текста (П).
Универсально-логические действия:
- анализ признаков
с целью нахождения объектов (П).
Способствование осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по
парте (К).
Умение работать с разными видами информации (П).
Универсально-логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов,
- построение логической цепи рассуждений (П).
Поиск и выделение необходимой информации (П).
Универсально-логические действия:
- анализ объектов,
-выбор оснований и критериев для сравнения,
-классификации объектов,
- построение логической цепи рассуждений.
Выдвижение гипотез и их обоснование (П).
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием (Л).
Умение контролировать свою деятельность по результату; умение
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника (Р).
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение
слушать собеседника (К).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.