Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок по физике в 9 классе

Урок по физике в 9 классе

Скачать материал

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №1

г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области.

 

 

Урок по физике в 9 классе

«Что такое радиоактивность?»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель физики

Кудряшова Людмила Анатольевна

 

 

 


Урок по физике в 9 классе по теме «Что такое радиоактивность?»

Цель:

1. Выяснить, в чем состоит явление радиоактивности, состав радиоактивного излучения, познакомить с историей открытия.

2.Развивать логическое и эвристическое  мышление.

3.Воспитание научного мировоззрения, формирование интереса к истории развития науки.

К уроку:

1.Презентация «Что такое радиоактивность?»

2.Карточки с заданиями для групп и индивидуальными заданиями.

3.Листочки с  копировкой для выполнения самостоятельной работы.

4. Оборудование для имитации опыта Беккереля: конверт из плотной черной бумаги, плоский камушек, кусочек картона.

5. Электронный тест «Радиоактивность».

6. Материал для выполнения задания на магнитной доске (модели протонов и нейтронов)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с использованием ИКТ

Межпредметные связи:1. Строение атома - химия

                        2. Свойства химических элементов в зависимости от их        

                                           положения в периодической системе - химия.

 

 


Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Результат

1.Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

   Слайд №1.

 

 

 

Слайд №2.

 

 

 

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№5.

 

 

 

Слайд №6.

 

 

 

 

Слайд №7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8.

 

 

Слайд №9.

 

 

 

 

Слайд№10.

 

 

 

 

 

 

Слайд№11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Закрепление.

 

 

 

 

4. Итог урока

 

Учитель:« Мир атомов на звездный мир похож:

В нем есть свои туманности и солнца.

И этот мир, куда никто не вхож,

Вам просто так на милость не сдается…»

А это значит, что и сегодня на уроке вы должны упорно трудиться, напрягать свой ум,  чтобы продолжить познание мира атомов. На предыдущих уроках мы вспомнили строение атомного ядра, познакомились с историей открытия частиц, входящих в его состав.

Повторим основные понятия, затем изучим новый материал. В ходе урока будете работать как в группах, так и самостоятельно.

Два человека получают задания на карточках у доски( карточки №1 и №2 в приложении ).

Примечание. В карточке №2 содержится уравнение радиоактивного распада, незнакомое учащимся, которое будет использоваться при изучении нового материала.

 

 

 

Вопросы классу:1.Как называются частицы, входящие в состав ядра?

2.Какие это частицы?

3.Дайте краткую характеристику протона.

4.Дайте краткую характеристику нейтрона.

5.Определите состав ядра Be(4,9)

 

 

 

 

Проверка заданий у доски.

Карточка№1.На магнитной доске составлена схема ядра атома гелия.

 

Карточка №2. Написаны уравнения ядерных реакций, в том числе радиоактивного распада.

 

 

 

 

Учитель:

Как называется по-другому частица, модель ядра которой изображена на магнитной доске? (Альфа – частица)

Что вам известно об этой частице? (Испускается некоторыми химическими элементами, называемыми радиоактивными). В ваших ответах прозвучало слово  «радиоактивный».

Сегодня мы ответим на вопрос «Что такое радиоактивность?»

 

 

 

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

 

Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

1.Как было открыто явление радиоактивности?

2.Каков состав радиоактивного излучения?

3. В чем суть явления радиоактивности?

 

 

 

 

 

 

Явление радиоактивности было открыто в 1896г. французским ученым А.Беккерелем. Он решил исследовать, не испускают ли соли урана невидимое излучение, подобное открытым недавно рентгеновским лучам, которые, как вы помните, обладают высокой проникающей способностью.

 

 

Перед вами на столах предметы, имитирующие оборудование опыта Беккереля: вместо кусочка соли урана - морской камушек, вместо фотопластинки - кусочек картона, а также конверт из плотной черной бумаги.

 

Как бы вы построили опыт? Почему?

( В конверт из черной бумаги положить «фотопластинку, а сверху - «образец урановой соли». Тогда видимый свет не проникнет сквозь бумагу, и на пластинку будет  воздействовать только невидимое проникающее излучение.)

 

 

 

 

Каковы возможные результаты опыта? О чем они свидетельствовали бы?

( Первый возможный результат - пластинка потемнела . Следовательно, образец испускает невидимое проникающее излучение.

Второй возможный результат- пластинка не потемнела. Следовательно , невидимого проникающего излучения нет.)

Посмотрите на схему и результаты опыта.

Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Беккерель попробовал проводить опыт с

разными солями урана и с самим ураном. Результат был тот же.

Как вы считаете, радиоактивное излучение дают молекулы соединений, в которые входят атомы урана, или сами атомы урана?

 

 

 

Какие вопросы вы поставили бы дальше на месте исследователей?

 (Каков состав радиоактивного излучения?

Единственный ли это радиоактивный химический элемент?)  

Что происходит при излучении с атомами ?)

 

 

Как можно определить состав радиоактивного излучения, выяснить, входят ли в него, например, заряженные частицы? Чем можно подействовать на излучение?(Подействовать электрическим или магнитным полями).

 

Посмотрите на схему опыта Резерфорда.

Какое поле воздействовало на излучение? (магнитное)

Сколько компонентов в излучении? (три)

Есть ли заряженные частицы? (альфа и бета – излучения, так как они отклоняются магнитным полем).

Как определить знак частиц? (по правилу левой руки)

 

 

 

Учитель:

Итак, положительно заряженные частицы оказались ядрами атомов гелия, бета- частицы - электронами, летящими с околосветовыми скоростями, а нейтральная составляющая( гамма- излучение) - э. м. волнами высокой частоты.

Итак, еще раз назовем компоненты радиоактивного излучения. 

 

 

 

Поиском других радиоактивных элементов

Занялись французские ученые супруги  М.и П. Кюри. В заброшенном сарае Политехнической Школы, переоборудованном в лабораторию, они перерабатывали вручную ежедневно до 20 кг отходов урановой руды. «Это был тяжелый и изнурительный труд»- вспоминала впоследствии М.Кюри. Это был к тому же и опасный труд, о чем в то время еще не знали.

«Ваш труд упорен, напряжен, как бой.

Но подвиг ваш не всякому заметен:

От вкрадчивой атаки лучевой

Не остается шрамов и отметин…»

 Труд этот увенчался успехом: ученые открыли еще два радиоактивных элемента. Один назвали полоний, в честь родины М.Кюри- Польши, а другой, дающий очень интенсивное излучение, назвали радий (лучистый). По названию элемента назвали и явление- радиоактивность.

Беккерель и супруги Кюри за открытие и исследование явления радиоактивности получили в 1903г. Нобелевскую премию.

 

Оставалось ответить на самый важный вопрос: в чем суть явления? И снова ответ на вопрос помог дать опыт.

Резерфорд и его ученик Содди обнаружили, что в закрытом сосуде, где находится радий, со временем появляется новый элемент-радон.

 

 

 

Сравните положение в таблице Менделеева этих элементов. Какой вывод можно сделать? На сколько отличаются зарядовые числа, массовые числа? Как можно из одного получить другое? (Это разные химические элементы, радий-металл, радон- инертный газ. Зарядовые числа отличаются на 2, массовые на 4).

 

 

 

 

Попробуйте записать уравнение ядерной реакции, проверьте правильность написания. Такой распад называется альфа- распадом. Выполняются ли для альфа- распада законы сохранения зарядового и массового чисел?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите пример бета-распада. Электрон не входит в состав ядра. Откуда он берется?

Оказывается, нейтрон самопроизвольно превращается в протон, электрон и антинейтрино-маленькую незаряженную частицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, сделаем вывод, что такое радиоактивность.

 

 

 

 

 

Учитель:

Посмотрите на уравнения, которые вы писали в начале урока. Есть ли среди них уравнения радиоактивного распада?  Что означает «*», стоящая у знака химического элемента? Определите вид радиоактивного распада в вашем уравнении. А теперь посмотрите на другие уравнения.

Что получается в результате ядерной реакции?  Значит, радиоактивные изотопы можно получать искусственно. Проанализируйте, какими способами.

 

 

Попытаемся выполнить электронные тесты по новому материалу. Инструктаж.  Работа за компьютерами.

 

 

 

Подведем итог урока. Какие отметки вы получили за тест? Отметки за другие виды работы.

Что самое главное вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие выводы вы сделали для себя о труде ученых?

 

 

 

 

 

Домашнее задание: параграфы 55,57,63 Упр.43(1, 2).

 Воспринимают информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания на карточках.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, проверяют правильность выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, воспринимают тему урока.

 

 

 

 

 

Записывают тему урока.

 

 

 

 

Обсуждают вопросы, формулируют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в группах и строят схему опыта на материалах, имитирующих оборудование

 

 

 

 

Предсказывают возможные результаты опыта, дают их интерпретацию.

 

 

 

 

 

Делают вывод о том, что соли урана дают невидимое излучение.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод о том, что излучение- свойство атомов урана.

 

 

 

 

 

 

Ставят вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают схему опыта.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по схеме опыта, определяют знак альфа- и бета- частиц по правилу левой руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют составляющие, записывают в тетрадь.

 

 

 

 

Слушают историю открытия других радиоактивных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают положение радия и радона, делают вывод, что это разные элементы. Делают вывод, что радон получается из радия в результате испускания альфа-частицы.

 

 

Записывают уравнение альфа - распада, проверяют по записи на слайде. Делают вывод о том, что радиоактивный распад- частный случай ядерной реакции.

 

 

 

 

 

 

Записывают уравнение реакции, воспринимают информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод: радиоактивность-свойство атомов некоторых химических элементов самопроизвольно испускать частицы и излучения.

Определяют вид радиоактивного распада.

Анализируют уравнение №1 в тетрадях, делают вывод, что получаются радиоактивные изотопы. Определяют возможные способы их получения (облучение протонами, нейтронами).

 

Выполняют тесты.

 

 

 

Делают выводы.

 

Записывают дом. задание.

Настраиваются на работу, получают самую общую информацию о содержании урока и формах работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверены знания, подготовлен материал для повторения классу

Повторены основные понятия,

вспомнили, как определять состав ядра.

 

 

 

 

 

Закрепили умение определять состав ядра, вспомнили алгоритм написания уравнений ядерных реакций.

 

 

 

 

Связывают имеющиеся знания с темой урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностное восприятие темы, интерес к теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнали историю открытия явления радиоактивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие эвристического мышления, умения применять знания в

новых ситуациях.

 

 

 

Развитие эвристического мышления, умения применять знания в новых ситуациях

 

 

 

Развитие умения логически мыслить, делать выводы из опытных фактов.

 

 

 

 

Развитие умения логически мыслить, делать выводы из опытных фактов.

 

 

 

 

Развитие эвристического мышления.

 

 

 

 

 

Развитие эвристического мышления.

 

 

Развитие умения логически мыслить, делать выводы из опытных фактов.

Вспомнили и применили правило левой руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание чувства уважения к труду ученых, интереса к истории развития физики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивают умение сравнивать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Записано уравнение альфа- распада. Поняли, что р.а. распад-это частный случай ядерной реакции.

 

 

 

 

 

 

 

Выяснили суть бета- распада.

Объяснили, откуда берется электрон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоили определение радиоактивности.

 

 

 

 

Закрепили умение определять вид распада.

 

Получили знания о способах получения радиоактивных изотопов.

 

 

Проверено усвоение знаний по новому материалу.

Выделено главное в материале урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.А.С. Енохович «Справочник по физике», Москва «Просвещение», 1978г.

2. П.С.Кудрявцев «Курс истории физики», Москва «Просвещение», 1982г.

3.Б.И. Спасский «Физика в ее развитии», «Просвещение», 1979г.

4. М.И. Блудов «Беседы по физике», Москва «Просвещение», 1982г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по физике в 9 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок в 9 классе по теме "Что такое радиоактивность?" по УМК Перышкина А.В., Гутник Е.М. содержит технологическую карту урока, тест, презентацию, примеры карточек.

Смена слайдов в презентации происходит нажатием левой кнопки мыши.

В тесте , наведя курсор на строку ответ, увидите выпадающий перечень ответов, из которого левой кнопкой мыши надо выбрать один.

В уроке используется эвристическая беседа, в ходе которой учащиеся воспроизводят ретроспективно этапы открытия и объяснения явления радиоактивности, выполняют имитацию опыта Беккереля, объясняют полученные результаты, предлагают способы изучения радиоактивного излучения, после чего рассматривается опыт Резерфорда, сами делают выводы о сути явления радиоактивности. Закрепление изученного материала проводится путем выполнения электронного теста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 424
    • DOCX 617 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кудряшова Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кудряшова Людмила Анатольевна
    Кудряшова Людмила Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9749
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе