Главная / Физика / урок по физике на тему "Испарение и конденсация" (8 класс)

урок по физике на тему "Испарение и конденсация" (8 класс)

Урок по физике

Испарение и конденсация.

ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить учащихся с процессами испарения и конденсация.

Задачи урока.

Образовательные: углубить и пополнить знания учащихся о

агрегатных состояниях вещества; дать понятия процессов испарения и конденсации,

рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факты, влияющие на скорость испарения.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Развивающие: развивать умение производить наблюдения,

делать выводы ,обобщать ,умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; развивать мышление, интеллект.


Межпредметные связи: связь физики с географией, биологией, литературой.

Оборудование урока: презентация к уроку, проектор мультимедиа, термометр, спирт, сосуд с водой, вата.

Ход урока


Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи.

Сегодня мы рассмотрим уже известные вам явления, происходящие, в окружающем нас мире и попробуем, их объяснить с помощью физики.


1.Актуализация знаний.

-в каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

- как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое состояние?

- при каких условиях происходит плавление?

-какой процесс называют отвердеванием?

-все ли молекулы движутся с одинаковой скоростью?

-как связаны скорость движения молекул и температура?

-как связаны температура и внутренняя энергия тела?

-как связаны изменения скорости движения молекул и их

кинетическая энергия?

2.Запись в тетрадь тему урока «Испарение и конденсация» СЛАЙД 1

3. Изучение нового материала.

Стихотворение.

-Куда ты несешься, постой ручеек. Побудь, непоседливый, с нами!

-Спешу я, ребята. Ведь путь мой далек. Бегу я на родину, к маме!

- А кто твоя мама?

- Большая волна. Волна океана седая.

-О бурях неистовых пела она, меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотел, но солнце пригрело сильнее, и к странице – тучке я паром взлетел, понеся по свету, я с нею.

-Какой ты счастливец! Увидел с небес всю землю с ее чудесами! Да, много в пути повидал я чудес, но помнил, грустил я о маме.

- Так что же ты к ней не вернулся опять веселым сверкающим ливнем?

-Жестокая стужа успела сковать, укутать все панцирем зимнем

Я снегом на землю упал - и уснул, с полями уснул и лесами.

-А что тебе снилось?

-Что, славя весну, бегу я на родину, к маме!

И вот я проснулся, преграды круша, вперед пробиваюсь упрямо.

Прощайте ребята, я очень спешу…….мы скоро увидимся., мама!

О каком процессе, происходящем в природе, идет речь. (круговорот воды в природе). В основе этого процесса лежат

испарение и конденсация. Рассмотрим, как происходит испарение по таблице.

Объяснения по таблице.

От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев жидкости. Таким образом, жидкость покидают самые «энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Температура жидкости понижается. Молекулы, которые покинули жидкость, ушли в воздух, образуя пар.

4. Фронтальная экспериментальная работа. Слайд 3.

- как зависит скорость испарения жидкости от рода вещества?

-какая жидкость испаряется быстрее?

Опыт: нанесите на два листа бумаги по капли спирта, один лист отложите, а на другой помашите. Где испарение произошло быстрее?

Другой лист смочите водой и опыт повторите

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости , от площади свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров. Слайд 4

5. Фронтальная экспериментальная работа.

Наблюдения поглощения энергии при испарении жидкости

-заметить начальное положение термометра

-смочить вату спиртом, обернуть резервуар

спирта при их испарении?

Как изменяется внутренняя энергия жидкости при ее испарении?


Вывод: при испарении жидкости ее внутренняя энергия уменьшается. Слайд 5

Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Слайд 6. Рассмотреть процесс испарения в закрытом сосуде.( по учебнику стр. 40). Определение динамического равновесия и насыщенного пара.


6. Закрепление материала.

-Опорный конспект (записать в тетради) Слайд 7

Парообразование

/ \

Испарение Кипение


Испарение- это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

ИСПАРЕНИЕ ЗАВИСИТ:


1. от температуры ( испарение происходит при любой температуре), но чем выше температура, тем быстрее происходит испарение.


2. от площади поверхности


3. от рода жидкости


4. от ветра

Температура всегда понижается.

Конденсация- это переход из газообразного состояния в жидкое.


Закрепление материала по презентации.


-Почему температура воды в открытом сосуде всегда бывает немного ниже температуры воздуха? Слайд 8

-Почему скошенная трава высыхает в ветреную погоду, быстрее , чем в тихую? Слайд 9

-Мокрое белье, вывешенное, зимой во дворе замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильном морозе. Чем это объяснить? Слайд 10

-В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему? Слайд 11

-Зачем вспотевшую лошадь после езды покрывают на морозе попоной? Слайд12

-Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему? Слайд 13

-Почему вода в бутылке плотно закрытой пробкой, не испаряется? Слайд14

-В одном стакане эфир, в другом вода. Опустили термометр. Какой из них будет показывать более низкую температуру? Слайд 15

-Почему белье очень медленно сохнет, если оно сложено в кучу? Слайд 16

-Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа? Слайд 17

-Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, превышающую 100С? Слайд18

-Почему костер можно погасить водой? Слайд19.

7.Сообщения учащихся о роли испарения в жизни растений и животных. Презентация.


8.Задачи для любителей литературы.


_ «Когда темный от влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней» (М. А. Булгаков.) « Собачье сердце»

Какие процессы описаны автором? (Испарение и конденсация)


-« Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький, черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное средство» (И. С. Тургенев.) Для чего необходимо потогонное средство? ( для выделения пота: он испаряется с поверхности кожи, при этом температура организма понижается)


9. Итог урока

а) с какими процессами мы познакомились сегодня на уроке?

б) что такое испарение?

в) от чего зависит скорость испарения?

г) что такое испарение?

д) какой пар называется насыщенным и ненасыщенным?


10.Рефлексия.

а) что нового вы узнали на уроке?

б) что понравилось вам?

11. Подведение итогов.

12. Домашнее задание. П. 16, 17 упр. 9.

урок по физике на тему "Испарение и конденсация" (8 класс)
  • Физика
Описание:

Ознакомить учащихся с процессами испарения и конденсации,углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества, исследовать факты, влияющие на скорость испарения. Развивать умение проводить наблюдения, делать выводы, обобщать,умение сравнивать,выделять главное в тексте,развивать мышление, интеллект. Объяснить, что от поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им  преодолевать силы притяжения с молекулами нижних слоев жидкости. Таким образом, жидкость покидают самые " энергичные" молекулы, а в жидкости остаются  молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняяя энергия жидкости уменьшается. 

Автор Головинская Виктория Витальевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 604
Номер материала 42588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓