Урок по физике
Испарение и конденсация.
ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить учащихся с процессами испарения
и конденсация.
Задачи урока.
Образовательные: углубить и пополнить знания учащихся о
агрегатных состояниях вещества; дать понятия
процессов испарения и конденсации,
рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факты, влияющие
на скорость испарения.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Развивающие: развивать умение производить наблюдения,
делать
выводы ,обобщать ,умение сравнивать; умение выделять главное в тексте;
развивать мышление, интеллект.
Межпредметные связи: связь физики с
географией, биологией, литературой.
Оборудование
урока: презентация к уроку, проектор мультимедиа, термометр, спирт, сосуд с
водой, вата.
Ход урока
Природа так обо всем
позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи.
Сегодня мы рассмотрим уже известные вам явления,
происходящие, в окружающем нас мире и попробуем, их объяснить с помощью физики.
1.Актуализация знаний.
-в каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
- как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое
состояние?
- при каких условиях происходит
плавление?
-какой процесс называют отвердеванием?
-все ли молекулы движутся с одинаковой скоростью?
-как связаны скорость движения молекул и температура?
-как связаны температура и внутренняя энергия тела?
-как связаны изменения скорости движения молекул и их
кинетическая энергия?
2.Запись в тетрадь тему
урока «Испарение и конденсация»
СЛАЙД 1
3. Изучение нового
материала.
Стихотворение.
-Куда ты несешься, постой ручеек. Побудь,
непоседливый, с нами!
-Спешу я, ребята.
Ведь путь мой далек. Бегу я на родину, к маме!
- А кто твоя
мама?
- Большая
волна. Волна океана седая.
-О бурях
неистовых пела она, меня на груди колыхая.
Всегда бы ту
песню я слушать хотел, но солнце пригрело сильнее, и к странице – тучке я паром
взлетел, понеся по свету, я с нею.
-Какой ты
счастливец! Увидел с небес всю землю с ее чудесами! Да, много в пути повидал я
чудес, но помнил, грустил я о маме.
- Так что же
ты к ней не вернулся опять веселым сверкающим ливнем?
-Жестокая
стужа успела сковать, укутать все панцирем зимнем
Я снегом на
землю упал - и уснул, с полями уснул и лесами.
-А что тебе
снилось?
-Что, славя
весну, бегу я на родину, к маме!
И вот я
проснулся, преграды круша, вперед пробиваюсь упрямо.
Прощайте
ребята, я очень спешу…….мы скоро увидимся., мама!
О каком процессе,
происходящем в природе, идет речь. (круговорот воды в природе). В основе этого
процесса лежат
испарение и
конденсация. Рассмотрим, как происходит испарение по таблице.
Объяснения по таблице.
От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень
большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами
нижних слоев жидкости. Таким образом, жидкость покидают самые «энергичные»
молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими
скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается.
Температура жидкости понижается. Молекулы, которые покинули жидкость, ушли в
воздух, образуя пар.
4. Фронтальная
экспериментальная работа. Слайд 3.
- как зависит скорость испарения жидкости от рода вещества?
-какая жидкость испаряется быстрее?
Опыт: нанесите на два листа бумаги по капли спирта, один лист отложите,
а на другой помашите. Где испарение произошло быстрее?
Другой лист смочите водой и опыт повторите
Вывод: скорость испарения жидкости зависит от
рода жидкости , от площади свободной поверхности, температуры и скорости
удаления паров. Слайд 4
5.
Фронтальная экспериментальная работа.
Наблюдения поглощения энергии при испарении жидкости
-заметить начальное положение термометра
-смочить вату спиртом, обернуть резервуар
спирта при их испарении?
Как изменяется внутренняя энергия жидкости при ее испарении?
Вывод: при испарении жидкости ее внутренняя
энергия уменьшается. Слайд 5
Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Слайд 6. Рассмотреть
процесс испарения в закрытом сосуде.( по учебнику стр. 40). Определение
динамического равновесия и насыщенного пара.
6.
Закрепление материала.
-Опорный конспект
(записать в тетради) Слайд 7
Парообразование
/ \
Испарение Кипение
Испарение- это
парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
ИСПАРЕНИЕ ЗАВИСИТ:
1. от температуры (
испарение происходит при любой температуре), но чем выше температура, тем
быстрее происходит испарение.
2. от площади
поверхности
3. от рода жидкости
4. от ветра
Температура всегда
понижается.
Конденсация- это переход из газообразного состояния в жидкое.
Закрепление материала
по презентации.
-Почему температура
воды в открытом сосуде всегда бывает немного ниже температуры воздуха? Слайд 8
-Почему скошенная
трава высыхает в ветреную погоду, быстрее , чем в тихую? Слайд 9
-Мокрое белье,
вывешенное, зимой во дворе замерзает. Но через некоторое время оно становится
сухим даже при сильном морозе. Чем это объяснить? Слайд 10
-В двух одинаковых
тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут?
Почему? Слайд 11
-Зачем вспотевшую
лошадь после езды покрывают на морозе попоной? Слайд12
-Сырые дрова горят
хуже, чем сухие. Почему? Слайд 13
-Почему вода в
бутылке плотно закрытой пробкой, не испаряется? Слайд14
-В одном стакане
эфир, в другом вода. Опустили термометр. Какой из них будет показывать более
низкую температуру? Слайд 15
-Почему белье очень
медленно сохнет, если оно сложено в кучу? Слайд 16
-Для чего летом после
дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем
перегноя, навоза или торфа? Слайд 17
-Почему в сухом
воздухе человек выдерживает температуру, превышающую 100С? Слайд18
-Почему костер можно
погасить водой? Слайд19.
7.Сообщения учащихся
о роли испарения в жизни растений и животных. Презентация.
8.Задачи для
любителей литературы.
_ «Когда темный от
влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки
прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней»
(М. А. Булгаков.) « Собачье сердце»
Какие процессы
описаны автором? (Испарение и конденсация)
-« Через полчаса явился
уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький, черноволосый. Он прописал
мне обычное потогонное средство» (И. С. Тургенев.) Для чего необходимо
потогонное средство? ( для выделения пота: он испаряется с поверхности кожи,
при этом температура организма понижается)
9. Итог урока
а) с какими
процессами мы познакомились сегодня на уроке?
б) что такое испарение?
в) от чего зависит
скорость испарения?
г) что такое
испарение?
д) какой пар
называется насыщенным и ненасыщенным?
10.Рефлексия.
а) что нового вы
узнали на уроке?
б) что понравилось
вам?
11. Подведение
итогов.
12. Домашнее
задание. П. 16, 17 упр. 9.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.