Главная / Физика / Урок по физике на тему "Первоначальные сведения о строении вещества" (7 класс)

Урок по физике на тему "Первоначальные сведения о строении вещества" (7 класс)

Урок физики в 7 классе

Первоначальные сведения о строении вещества


Цели и задачи урока:

- Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

- обобщить знания учащихся об основных положениях строения вещества;

- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

- Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.


Оборудование: Макеты-рисунки: карточки-задания, молекулы воды, мензурки с водой на парты, магнитики.


Оформление доски:

Эпиграф урока: «Если бы я захотел читать, ещё не зная букв это было бы бессмыслицей. Точно также, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей.» М. В. Ломоносов.


Схема маршрута: царство, царевна, 2 дерева +10карточек (название тел и веществ), болото+змея+камень+письмо с заданиями, бревно, стена и дверь замка с замком на ней.


Сзади доски ответы правильные на рассказ – на листе прикрепить.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово учителя: Эпиграф урока: «Если бы я захотел читать, ещё не зная букв это было бы бессмыслицей. Точно также, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей.» М. В. Ломоносов.

Пояснения к уроку, оформление записи в тетрадях.

  1. Сказка – учитель читает:

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья-Премудрая. Красавица писаная, а уж рукоделица! Но больше всего она физику любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда, чтобы помогла ему физику использовать во вредных целях. Крикнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому в жены ее отдам". Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят.


Идет, а навстречу ему старушка.

- Куда путь держишь?

- Настасью-Премудрую искать, ее черный вихрь унес.

- Нелегко тебе придется, ведь спасти ее сможет лишь тот, кто физику хорошо знает.

- Вот и хорошо, уж что-что, а физику-то я знаю.

Дала ему старушка клубок и говорит:

- Он волшебный, но станет им тогда, когда скажешь правильно:

клубок - это: вещество или физическое тело?

Задумался Иван, давайте ему поможем. (Ответ учеников - тело)


Покатился клубок и привел Ивана к деревьям. А на них вместо листьев листочки бумажные висят. Хотел он пройти мимо, да услышал голос:

- Помоги нам Иван! Развесь ленточку правильно: на одно дерево - с названиями веществ, а на другое - с названием физических тeл.

Принялся Иван за работу. Кто может выполнить это задание? (Желающий ученик на магнитной доске размещает карточки. Остальные в тетради пишут по пять названий веществ и физических тел).

(Самоконтроль по записям ученика на доске).


Выполнил Иван задание, а перед ним зеленой листвой шумят деревья: "Спасибо Иван, за то, что оживил нас".

Пошел он дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Смотрит - змея.

- Отодвинь камень, на котором сидишь, там - письмо заветное. Сумеешь ответы найти - откроется тебе тропинка через болото, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи-Премудрой. - сказала змея.

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем два задания.

Первое - дописать концы фраз (в тетрадях):

1. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется ... (диффузия)

2. То, из чего состоит физическое тело, называется ... (вещество)

3. Частицы, из которых состоят молекулы ... (атомы)

4. Сохранение объема и формы - это свойство ... (тел в твердом агрегатном состоянии)

5. Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был русский ученый ...(Демокрит)


(Взаимоконтроль: обмен тетрадями. Учитель читает правильные ответы.)


Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях (три ученика).


Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван за ним, глядь - перед ним старичок на пеньке сидит и говорит:

- Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на три мои вопроса.

- Задавай.

1. Что ты знаешь о молекулах?

2. Можно ли отличить воду, полученную из сока, от воды выделенной из молока или морской воды? Почему?

3. Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода?

(-Скажите, что он ответил старичку?) Справился Иван с заданием.


Покатился клубок дальше. Идет Иван, торопится. Остановился клубок. Видит Иван впереди бревно огромное посреди дороги лежит, не обойти, не перепрыгнуть. А на бревне слова написаны: "Если найдешь физические ошибки в рассказе, то отодвинется бревно, а не найдешь, - так и останешься на этой стороне. "

(Учитель читает, ученики ошибки увиденные записывают в тетрадях – перечислением)


(Рассказ с ошибками. Записан на магнитофон)

Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись.

"А я уже физику знаю", - хвалится Коля.

"И я тоже знаю", - говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.

Коля: "Я знаю, что мельчайшая частица вещества это молекула".

Витя: "Подумаешь! Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов".

Коля: "А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в телескоп?".

Витя: "Конечно! В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?"

Коля: "Еще бы не знать! Это каждому известно! А ты слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?"

Витя: "Конечно, слышал! Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема. Газы меняют форму и объем".

Коля: "Постой, постой! По-моему, ты что-то перепутал!"

Витя: "Ничего я не перепутал! Я физику как дважды два знаю".

Коля: "Ну, тогда ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Только подумай сначала".

Витя: "А что тут думать. Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия".


(Взаимоконтроль: обмен тетрадями, с доски в тетрадях карандашом.)


Иван точно, как и вы, указал все ошибки, тут же бревно отодвинулось, и он пошел дальше.

Долго ли коротко он шел, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может - вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал небольшую дверь, но на ней замок многопудовый. Попытался Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: "Не печалься Иван, замок сам откроется, если сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц": «Ложка дегтя бочку меда портит», «Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь», «Как с гуся вода».

(Ответы учеников - движение молекул-диффузия, силы притяжения-отталкивания, несмачиваемость-силы отталкивания).


С последними словами замок упал на землю. Открыл Иван дверь, а перед ним Настасья-Премудрая. (открыть доску)


- Молодец, Иван! Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления у всех мензурок, стоящих на партах, и сказать, сколько воды в каждой из них.

(Самостоятельно в тетрадях). - фронтально опрос.


Выполнил Иван и это задание.

Рухнули злые чары, и очутились Иван да Настасья-Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее да физику повторял, молодец!


4.Итоги урока, сбор тетрадей.

5.Домашнее задание: Составить кроссворд с вопросами по теме на альбомном листе. ответы на другом листе или обратной стороне.


Урок по физике на тему "Первоначальные сведения о строении вещества" (7 класс)
  • Физика
Описание:

Аннотация к уроку физики «Первоначальные сведения о строении вещества»

Данный урок разработан для учащихся 7 класса при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Тип урока – повторение изученной темы.  

На этом уроке ученик должен проверить свои знания об основных положениях строения вещества.

Контроль за усвоением положений учитель проводит различными приемами:

1)самоконтроль – самостоятельное сравнение письменных ответов учеников с записью на доске -1 уровень (узнавание).

2)взаимоконтроль – учитель читает правильные ответы, а учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют записи в тетрадях - 2 уровень (применение знаний в знакомой ситуации).

3)взаимоконтроль - учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют записи в тетрадях с записями на доске - 3 уровень (практическое применение знаний).

 

4)фронтальный опрос - (практическое применение знаний).

Автор Петрунина Нина Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 957
Номер материала 2550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓