Урок
по физике: «Архимедова сила»
Цели:
- Сформировать
понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить
качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости или газа
и от объема тела.
- Развивая
знания учащихся о давлении жидкости и применяя закон Паскаля, выяснить
причину возникновения архимедовой силы, вывести формулу для расчета и
уметь ей пользоваться при решении задач.
- Способствовать
формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.
- Демонстрации:
сосуд с водой, набор тел, ведерко Архимеда, динамометр
Ход
урока
I.
Орг
момент
II.
Начальный
этап ( проблема – формулировка задачи)
Герой романа А.Р.
Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем
в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Собака легко
перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с
места. Почему?
Задача: исследование
действия жидкости или газа на погруженное в них тело.
III. Основной
этап (фрагмент видео)
1) Фронтальный
эксперимент:
1. Определите
вес данного тела в воздухе – .
2. Определите
вес этого тела в воде – .
3. Сравните
результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Существует – архимедова сила, в
честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее
существование и рассчитал ее значение.
Учащиеся записывают
тему урока, выполняют рисунок, результаты эксперимента.
2) Работа в
группах-экипажах.
Выполнение задания
по карточкам (сделать устный отчет и сообщить вывод)
№1
Архимедова
сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности.
№
опыта
|
Цилиндр
|
|
|
|
1
|
алюминий
|
|
|
|
2
|
латунь
|
|
|
|
Вывод:
№2
Архимедова сила в
пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности
№
опыта
|
Тела
из
пластилина
|
|
|
|
1
|
кубик
|
|
|
|
2
|
шарик
|
|
|
|
Вывод:
№3
Архимедова сила в
пресной и соленой воде, действующая на одно и тоже тело.
№
опыта
|
Жидкость
|
|
|
|
1
|
вода
|
|
|
|
2
|
соленая
вода
|
|
|
|
Вывод
№4
Архимедова сила в
пресной воде, действующая на тела одинаковой плотности, но разной формы.
№опыта
|
Тело
|
|
|
|
1
|
кубик
|
|
|
|
2
|
шарик
|
|
|
|
Вывод:
№5
Архимедова сила в
зависимости от погруженной в жидкость части объема тела (глубины погружения)
Часть
объема тела, погруженная в воду
|
1/4
|
1/2
|
3/4
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
№6
Используя рисунок
136 учебника объяснить причину возникновения Архимедовой силы и вывести формулу
для ее расчета.
Причина :
- давление
жидкости, возникающее под действием .
-закон Паскаля.
Согласно закона
Паскаля это давление действует не только на верхнюю грань, но и на нижнюю.
Вывод:
Архимедова
сила
|
зависит от:
|
не зависит от:
|
|
|
3) Демонстрация
опыта с ведерком Архимеда.
IV.Закрепление
4) Решение
задач из сборника В.И. Лукашика: №634, 635
Игра
снайпер:
Игра “Снайпер”. Выполнение — 2 мин., проверка — 1 мин. И оценки получают
все.На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.
|
I
|
II
|
III
|
1.
Формула силы Архимеда
|
|
|
|
2. Сила
Архимеда больше в жидкости…
|
с
большей плотностью
|
с меньшей
плотностью
|
не
зависит от плотности
|
3. Сила
Архимеда больше действует на тело, у которого…
|
меньше
объем
|
больше
объем
|
не
зависит от объема
|
4. Тело
тонет, если…
|
Сила
Архимеда больше силы тяжести
|
Сила
Архимеда меньше силы тяжести
|
Сила
Архимеда равна силе тяжести
|
5. Сила
Архимеда направлена…
|
вниз
|
вверх
|
не знаю
|
6. Сила
Архимеда равна…
|
весу
вытесненной жидкости
|
весу
тела
|
силе
тяжести
|
Подпиши фамилию,
имя, класс.
Игра “Снайпер”
1. Учащимся перед
уроком раздаю листки с отрезанным правым углом и нумерацией заданий. Отрезанный
угол помогает их расположить в одном положении. Прошу перегнуть листочек по
вертикали два раза, получилось 4 столбика. “Мишень” готова:
2. На экран через
кодоскоп высвечиваю задания с выбором правильного ответа.
3. На каждый
вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.
Подпиши фамилию,
имя, класс.
2 минуты на ответ
1 минута на проверку.
Листочки передают
по рядам на первый стол. Ребята на первой парте складывают их быстро так, чтобы
срезанный угол был вверху справа и передают учителю.Остается сверху положить
листочек с правильными ответами и проколоть шилом, циркурем и т.д.; тут же
объявить оценки. Если эта игра освоена и часто применяется на уроке, то
способствует быстрой проверке качества усвоения знаний и результативность..
Если класс не подготовлен к игре, то мишени лучше подготовить учителю самому
заранее.
V.
Самостоятельная работа по карточкам
1.Вес фарфорового
изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13 Н.Определить плотность фарфора? (5
баллов)
2.Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объемом ? (4 балла)
3.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении
в воду? (3 балла)
4.Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом , находящийся в
воде? (2 балла)
5.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170
Н, а в воде 150 Н. (1 балл)
VI. Итоги
урока.Домашнее
задание:
§
48, 49, упр. 24 задание 14
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.