Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок по физике: «Архимедова сила»

Урок по физике: «Архимедова сила»

Скачать материал

Урок по физике: «Архимедова сила»

Цели:

  1. Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости или газа и от объема тела.
  2. Развивая знания учащихся о давлении жидкости и применяя закон Паскаля, выяснить причину возникновения архимедовой силы, вывести формулу для расчета и уметь ей пользоваться при решении задач.
  3. Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.
  4. Демонстрации: сосуд с водой, набор тел, ведерко Архимеда, динамометр

Ход урока  

I.                   Орг момент

II.                Начальный этап ( проблема – формулировка задачи)

Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?

Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.   

III. Основной этап (фрагмент видео)

1) Фронтальный эксперимент:

1.      Определите вес данного тела в воздухе – http://festival.1september.ru/articles/502660/10.gif.

2.      Определите вес этого тела в воде – http://festival.1september.ru/articles/502660/11.gif.

3.      Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Существует http://festival.1september.ru/articles/502660/9.gif– архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Учащиеся записывают тему урока, выполняют рисунок, результаты эксперимента.

http://festival.1september.ru/articles/502660/1.gif

2) Работа в группах-экипажах.

Выполнение задания по карточкам (сделать устный отчет и сообщить вывод)

№1

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности.

№ опыта

Цилиндр

http://festival.1september.ru/articles/502660/2.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/3.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/4.gif

1

алюминий

 

 

 

2

латунь

 

 

 

Вывод:

№2

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности

№ опыта

Тела из
пластилина

http://festival.1september.ru/articles/502660/2.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/3.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/4.gif

1

кубик

 

 

 

2

шарик

 

 

 

Вывод:

№3

Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на одно и тоже тело.

№ опыта

Жидкость

http://festival.1september.ru/articles/502660/2.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/3.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/4.gif

1

вода

 

 

 

2

соленая вода

 

 

 

Вывод

№4

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинаковой плотности, но разной формы.

№опыта

Тело

http://festival.1september.ru/articles/502660/2.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/3.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/4.gif

1

кубик

 

 

 

2

шарик

 

 

 

Вывод:

№5

Архимедова сила в зависимости от погруженной в жидкость части объема тела (глубины погружения)

Часть объема тела, погруженная в воду

1/4

1/2

3/4

1

http://festival.1september.ru/articles/502660/2.gif

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/502660/3.gif

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/502660/4.gif

 

 

 

 

Вывод:

№6

Используя рисунок 136 учебника объяснить причину возникновения Архимедовой силы и вывести формулу для ее расчета.

Причина http://festival.1september.ru/articles/502660/9.gif:

- давление жидкости, возникающее под действием http://festival.1september.ru/articles/502660/12.gif.
-закон Паскаля.

Согласно закона Паскаля это давление действует не только на верхнюю грань, но и на нижнюю.

http://festival.1september.ru/articles/502660/5.gif

Вывод:

Архимедова сила

зависит от:

не зависит от:

http://festival.1september.ru/articles/502660/6.gif

http://festival.1september.ru/articles/502660/7.gif

3) Демонстрация опыта с ведерком Архимеда.

IV.Закрепление

4) Решение задач из сборника В.И. Лукашика: №634, 635

Игра снайпер:  Игра “Снайпер”. Выполнение — 2 мин., проверка — 1 мин. И оценки получают все.На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.

I

II

III

1. Формула силы Архимеда

img3.tif (5713 bytes)

 

2. Сила Архимеда больше в жидкости…

с большей плотностью

с меньшей плотностью

не зависит от плотности

3. Сила Архимеда больше действует на тело, у которого…

меньше объем

больше объем

не зависит от объема

4. Тело тонет, если…

 Сила Архимеда больше силы тяжести

 Сила Архимеда меньше силы тяжести

 Сила Архимеда равна силе тяжести

5. Сила Архимеда направлена…

вниз

вверх

не знаю

6. Сила Архимеда равна…

весу вытесненной жидкости

весу тела

силе тяжести

Подпиши фамилию, имя, класс.

Игра “Снайпер”

1. Учащимся перед уроком раздаю листки с отрезанным правым углом и нумерацией заданий. Отрезанный угол помогает их расположить в одном положении. Прошу перегнуть листочек по вертикали два раза, получилось 4 столбика. “Мишень” готова:

2. На экран через кодоскоп высвечиваю задания с выбором правильного ответа.

3. На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.

Подпиши фамилию, имя, класс.

2 минуты на ответ 1 минута на проверку.

Листочки передают по рядам на первый стол. Ребята на первой парте складывают их быстро так, чтобы срезанный угол был вверху справа и передают учителю.Остается сверху положить листочек с правильными ответами и проколоть шилом, циркурем и т.д.; тут же объявить оценки. Если эта игра освоена и часто применяется на уроке, то способствует быстрой проверке качества усвоения знаний и результативность.. Если класс не подготовлен к игре, то мишени лучше подготовить учителю самому заранее.

V. Самостоятельная работа по карточкам

1.Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13 Н.Определить плотность фарфора? (5 баллов)
2.Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объемом http://festival.1september.ru/articles/502660/13.gif? (4 балла)
3.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении в воду? (3 балла)
4.Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом http://festival.1september.ru/articles/502660/14.gif, находящийся в воде? (2 балла)
5.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н. (1 балл)

VI. Итоги урока.Домашнее задание: § 48, 49, упр. 24 задание 14

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по физике: «Архимедова сила»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по физике: «Архимедова сила»

Цели:

  1. Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости или газа и от объема тела.
  2. Развивая знания учащихся о давлении жидкости и применяя закон Паскаля, выяснить причину возникновения архимедовой силы, вывести формулу для расчета и уметь ей пользоваться при решении задач.
  3. Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.
  4. Демонстрации: сосуд с водой, набор тел, ведерко Архимеда, динамометр

Ход урока  

I.                   Орг момент

II.                Начальный этап ( проблема – формулировка задачи)

Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?

Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.   

III. Основной этап (фрагмент видео)

1) Фронтальный эксперимент:

1.      Определите вес данного тела в воздухе – .

2.      Определите вес этого тела в воде – .

 

3.      Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 464
    • DOCX 53.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Китанина Ольга Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Китанина Ольга Витальевна
    Китанина Ольга Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60757
    • Всего материалов: 46

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 002 человека

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе