Главная / Физика / Урок по физике 8класс "Закон Ома для участка цепи"

Урок по физике 8класс "Закон Ома для участка цепи"


Мhello_html_1694d028.gifихейковская муниципальная средняя (полная)

общеобразовательная школа,

Ярцевского района Смоленской области










Открытый урок

на тему:

«Закон Ома для участка цепи»

8 класс






Урок составил и провел:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович










2013 - 2014 учебный год

Урок «Закон Ома для участка цепи»

Цели урока:

  • раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

  • развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.

Задачи урока.

  • Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;

  • Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;

  • Знать закон Ома для участка цепи;

  • Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;

  • Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;

  • Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;

  • Отрабатывать навыки проверки размерности;

  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.

Оборудование:

Демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, компьютер, эпипроектор, экран, портрет Г.Ома, таблицы с формулами.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

ІІІ. Изучение нового материал.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

І. Организационный момент.

Учитель: Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.

Ученик: Сила тока, напряжение, сопротивление.

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:

  1. Назвать величину;

  2. Что характеризует данная величина?;

  3. Как обозначается?;

  4. В каких единицах измеряется?.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера на экране слова: напряжение, сила тока, сопротивление.

Ученик А: Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U, измеряется [U] = 1 В.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу U, [U] = 1 В.

Ученик В: Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I, измеряется [I] = 1 А.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу I, [I] = 1 А.

Ученик С: Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R, измеряется [R] = 1 Ом.

Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу R, [R] = 1 Ом.

Учитель: Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения.

Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.

ІІІ. Изучение нового материал.

Итак, тема урока: “Закон Ома для участка электрической цепи”.

(Запись учителем темы на доске и учениками в тетрадях).

Учитель: Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка?

Ученик: Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.

Учитель: Какие приборы были вами использованы для установления этой закономерности?

Ученик: Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.

(Учитель обращает внимание учеников на таблицу с электрической цепью).

hello_html_m15cbed43.png   hello_html_3df9d2a1.png

Учитель: Какие приборы изображены под цифрой 1 и 2 и почему вы так думаете?

Ученик А: Под цифрой 1 изображен вольтметр, т.к. он подключается параллельно тому участку, где измеряют напряжение.

Ученик В: Под цифрой 2 изображен амперметр, т.к. он подключается в цепи последовательно тому участку, где измеряют силу тока.

Учитель: Какой график вы получили, исходя из эксперимента, и как он называется?

Ученик: Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера график ВАХ).

hello_html_m6c7c536f.png

Учитель: Еще раз проверим это на опыте. Обратите внимание на демонстрационную установку. (Учитель быстро раскрывает назначение каждого элемента собранной демонстрационной установки, определяя цену деления электроизмерительных приборов).

Учитель: Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника. Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь.

(Учитель демонстрирует зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника).

Учитель: Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод.

Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?

Ученик: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.

(Запись на доске и в тетрадях. Если R = const, I~ U).

Учитель: А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

Учитель: Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 3В:

R, Ом

10

5

3

1

I, А

0,3

0,5

0,7

2

(Учитель демонстрирует опыт, при этом необходимо показания вольтметра поддерживать постоянными, заполняет таблицу, лучше начинать при R = 10 Ом, U = 3В).

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученик: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера таблицу с графиком зависимости силы тока от сопротивления).

Учитель: Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.

hello_html_1f1003c1.png

Учитель: Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника.

(Учитель записывает на доске. При U = const, I ~1/R).

Учитель: Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.

Учитель: Обобщим два эти вывода и запишем итоговую формулу:

hello_html_m5e1d4753.jpg

(Записываем данную формулу на доске и в тетрадях).

Учитель: Такая запись носит название: “Закон Ома для участка цепи”.

Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

(Повторить несколько раз).

(Запись учениками формулировки закона в тетрадях),

Учитель: Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера портрет Георга Ома).

Учитель: Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе.

Пуйе Клод Серве Маттиас (1790-1868) – французский физик.

Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

(Учитель прикрепляет таблицу с треугольником на магнитную доску и раскрывает, как им пользоваться).

hello_html_3d06ebd1.png

Учитель: Для теоретического изложения данного вопроса лучше запомнить следующую таблицу:

hello_html_7a720525.png

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

Учитель: Сейчас с вами, ребята, решим задачу.

(Учитель включает компьютер. Проектирует задачу на экран).

hello_html_4f3866ee.png

На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Ученик: Проводник В обладает большим сопротивлением.

Учитель: Почему ты так считаешь?

Ученик: По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника при постоянном напряжении.

Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше.

Учитель: Докажите это расчетами. I Вариант решает для проводника А.

II Вариант решает для проводника В.

(На экране учитель показывает решение задачи в общем виде.)

hello_html_m69ebe57f.jpg

Общий ответ: 6 Ом > 2 Ом Rв > Ra.

(Учитель демонстрирует с помощью компьютера решение задач на экране).

Учитель: А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли?

Ученик: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Учитель: В какой формуле выражена эта взаимозависимость?

Ученик: Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I =  hello_html_4b0a2494.png.

Учитель: Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины (I, U, R). А вот зависит ли сопротивление данного проводника от силы тока и напряжения в электрической цепи, вы выясните сами. Все свои варианты ответов сможете проверить и обосновать, прочитав § 44, повторив § 42,43.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

(Учитель подводит итог урока, оценивая работу учеников).


Урок по физике 8класс "Закон Ома для участка цепи"
  • Физика
Описание:

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

ІІІ. Изучение нового материал.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

І. Организационный момент.

Учитель: Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.

Автор Лавнюженков Сергей Павлович
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1827
Номер материала 2684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓