Главная / Обществознание / Урок по этике"Нормы этикета в повседневной жизни"

Урок по этике"Нормы этикета в повседневной жизни"

ТЕМА 4: «ЧТО ЗНАЧИТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НОРМ ЭТИКЕТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ?»



ТЕМА УРОКА: «КАКАЯ ОНА МОДА? ОДЕЖДА НА ВСЕ СЛУЧАИ

ЖИЗНИ».



Цель и ожидаемые результаты урока

После этого урока учащиеся:

  • смогут объяснить значение терминов и понятий «мода», «стиль», «одежда»;

  • познакомятся с историей моды;

  • смогут высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения;

  • продолжат формирование навыков общения, умения работы в группе, выступления перед аудиторией;

  • отработают навыки самостоятельной работы, работы с различными источниками информации;

  • смогут убедиться в необходимости соответствия моды и этикета, а также эстетического вкуса для формирования индивидуального стиля.



Тип урока: усвоение новых знаний


Оборудование:

  • Учебник О.Данилевской, Е.Пометун. Этика. 5 класс. – Киев: «Генеза», 2005 (рисунок на стр.155).

  • Эпиграф (написан на доске) - «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А.П. Чехов.

  • Схема «Основные правила, касающиеся одежды».

  • Выставка моделей одежды, изготовленных детьми (опережающее домашнее задание).

  • Выставка книг и журналов по данной теме.

  • Бумага (формат А-3), маркеры, клей, набор вырезок моделей одежды из журналов (для работы в группе).



Литература:

  • О.Данилевская, Е.Пометун. Этика. 5 класс. – Киев: «Генеза», 2005.

  • Етика. Методичний посібник. 5 клас. – Харків, “Основа”, 2005.

  • И.В.Романеева. Этика. 5 класс. Учебное пособие. – Харьков, 2005.

  • Л. Орлова. Азбука моды. – Москва «Просвещение», 1989.

  • Р.И.Егорова, В.П.Монастырная. Учись шить. – Москва, «Просвещение»,

1988.

  • Этикет от А до Я. /Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск «Харвест», 2004.

  • Мода и стиль. Современная энциклопедия. /Под ред. В.А.Володина. –

Москва «Аванта+», 2002.

  • О.И.Максименко. Энциклопедия этикета. – Москва «Астрель», 2004.

ХОД УРОКА


  1. МОТИВАЦИЯ.


Учитель. Ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы поговорим об одежде.В разные времена разные народы уделяли ей особое внимание, так как одежда проявление не только внешнего вида, но и внутреннего мира человека. Не случайно эпиграфом нашего урока стали слова великого русского писателя А.П.Чехова, который говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Ребята, а знаете ли вы какие либо пословицы, поговорки или высказывания об одежде и моде? (дети приводят примеры, учитель дополняет их – «Не платье красит человека, а человек платье», «Встречают по одёжке, а провожают по уму», «По платью надобна и походка», «Мода – «ходячий обычай», временная изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах» - В.Даль.).


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


Учитель. А что такое вообще мода? (с помощью интерактивного метода «микрофон» учащиеся высказывают своё мнение).

А сейчас перед вами выступит «известный специалист по вопросам моды», который расскажет нам о том, что такое мода и какой исторический путь она прошла.


СООБЩЕНИЕ учащегося (Приложение № 1)


Учитель. Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды. Однако, как и все, они во что-то одеты, а это «что-то» принадлежит той или иной моде. Поэтому, можно «признавать» или «не признавать» моду, восторгаться или возмущаться ею, быть её творцом или рабом, - но нельзя быть вне моды. Мода – это часть нашей общественной жизни. Эти вопросы всегда интересовали людей, во все времена им уделялось должное внимание. Обратите внимание на выставку книг и журналов, посвящённую тем вопросам, которые мы обсуждаем сегодня на уроке, а также на ваши работы, которые прекрасно дополняют эту выставку.

Каждый человек воспринимает моду по-своему; это зависит от его возраста, воспитания, характера, убеждений, культуры, одним словом - от личности. Мода - это часть нашего внутреннего мира.

В наше время мода впервые не диктует нам одно и тоже для всех без различия, а предлагает неограниченную свободу выбора. Но нужно знать из чего выбирать, нужно разбираться в стилях одежды.

Вот мы и добрались до одного из самых важных понятий из области культуры одежды. СТИЛЬ (ГРЕЧЕСКОЕ «STYLUS» – ЗАОСТРЁННАЯ ПАЛОЧКА ДЛЯ ПИСЬМА ПО ВОСКУ) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВУ ОЗНАЧАЕТ МАНЕРУ, ХАРАКТЕР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, АВТОРА.

В отношении одежды существует множество стилей: классический, спортивный, романтический, диффузный, фольклорный, хиппи, денди, милитари, сафари, морской, панки, металлисты. Но принято различать три основных: классический, спортивный, романтический. Более подробно с ними вас познакомят наши «эксперты».


СООБЩЕНИЕ «ЭКСПЕРТОВ» (Приложение № 2)


Учитель. Ребята, мы не случайно так детально знакомимся со стилями одежды. Нам предстоит выполнить очень важную и ответственную работу. Поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил для её выполнения. Кроме того, мы еще раз вспомним особенности каждого из стилей.


Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

( элементы и названия одежды сопровождаются движениями,

которые выполняются под музыку)


Мы немножечко устали -

Быстренько на ноги встали.

Должен каждый в классе знать –

Моду нужно уважать.

Лишь бы что не одевать,

Никому не подражать!

Рюши, складочки и бантики…

Мы – великие «романтики»!

Молнии, погоны, джинсы…

Спорта верные традиции.

Строгая юбка, костюм деловой…

Классический стиль всегда с тобой!

Вышивка – бант, юбка – кроссовки…

Может кому-то это неловко.

Разные стили сплелись навек

И получился «диффузный» комплект.



Учитель. А сейчас мы объединимся в группы и выполним очень интересное задание. Дело в том, что наша школьная газета «Большая перемена» открывает новую рубрику - «Мой стиль». Вам, как будущим дизайнерам, модельерам, художникам, ведь именно так вы подписались под работами, выполненными дома, предлагается помочь определить стиль предложенных вариантов одежды. По окончанию работы вам необходимо представить свои проекты, а также :

  1. Объяснить почему именно эти модели относятся к стилю, над которым вы работали.

  2. Для каких случаев, по вашему мнению, эти модели уместны.

А сейчас ко мне подойдут представители групп и получат пакеты документов.


РАБОТА В ГРУППАХ И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ


Представители групп выбирают карточку определённого цвета, на которой написан стиль одежды и получают соответствующий этому цвету пакет документов: краткая инструкция с характеристикой стиля (см. Приложение № 3), набор вырезок различных моделей, лист бумаги, маркеры, клей. Задача группы – из предложенных моделей выбрать те, которые относятся к стилю, над которым работают учащиеся. Свои работы группы оформляют на листе бумаге (формат А-3), который во время защиты проекта вывешивается на доску. Примечание: вместе с пакетом документов учащиеся получают флажок на парту такого же цвета с названием стиля, чтобы во время защиты своего проекта остальные учащиеся могли еще раз акцентировать внимание на стиле и его особенностях.




3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.


Учитель. А теперь немного усложним задание: я меняю местами флажки с названием стиля и предлагаю вам поработать с рисунком на стр. 155 вашего учебника. Из предложенных вариантов одежды составьте комплект того стиля, который написан на вашем флажке.

Вы, наверное, уже поняли, что очень непросто подобрать одежду так, чтобы она соответствовала определённому стилю. А как вы думаете, какой стиль одежды уместен для ношения в школе и почему?

Я рада, что мы все пришли к единому мнению в отношении классического стиля, так как эта одежда удобная, красивая, элегантная и создаёт торжественное настроение.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


Учитель. Когда мы говорим о моде, мы всегда возвращаемся к одежде. Какой же она должна быть вообще, независимо от стиля? Я предлагаю вам поработать со схемой (Приложение № 4). Какой критерий вы считаете самым главным?

Несмотря на разные мнения - все они верны, так как это и есть общие правила, касающиеся одежды. Мы хотим быть интересными, привлекательными, неповторимыми, потому что каждый из нас уникален. Для того, чтобы реализовать наши желания нужно:

  • обладать хорошим вкусом;

  • реально оценивать свои недостатки и достоинства;

  • не слепо идти за модой, а выбирать лишь то, что подчёркивает нашу индивидуальность;

  • во всём руководствоваться чувством меры.

Известный модельер Пьер Карден сказал: «Мода – это способ выражения… отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте», и я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете более красивыми и стильными не только внешне, но и внутренне, то есть станете яркой и неповторимой личностью.




5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: урок № 27-28 (пп.2-4); подготовить сообщение о

традиционной украинской одежде.

















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Что же такое мода? Одни ответят: «Мода – это пустая прихоть, увлечение бездельников». Для других мода – профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что вопрос сложный и в двух словах на него не ответишь. Так что же это такое, как давно мода существует и как к ней следует относиться?

Большинство книг, посвящённых истории мода, начинаются с описания одежд Древнего Египта.

Египтяне «уважали» сандалии и берегли их. Сандалии плели из папируса, кожи и делали даже из золота. Древний фараон часто ходил босиком, а слуга нёс его сандалии. Часть египтян ходили в прямых длиной до щиколотки платьях без украшений, большинство одевались в гофрированные льняные платья – туники, поверх которых повязывали широкий гофре – пояс, который ниспадал спереди передником. На голове был парик и на теле много драгоценных украшений в виде браслета, подвесок, ожерелья.

Наряд знатной дамы состоял из тонкой рубашки и надетого сверху белого гофрированного полупрозрачного платья, которое закреплялось на левом плече, оставляя правое открытым. На запястьях – прекрасные золотые браслеты, в влосах сверкала восхитительная диадема из бирюзы, лазурита и золота, а на причёске сверху благоухающее конусообразное украшение (предположительно оно делалось из волос, смазанных ароматным маслом).

В Древней Греции одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной, синей… Главной мужской одеждой был хитон – кусок материи, окутывавший всего человека сверху донизу. В нем имелось одно отверстие для продевания руки, с другой стороны верхние концы материи застёгивались на плече при помощи пряжки. Женский костюм – туника, спускавшаяся до пят, изготавливалась из шерстяного полотна. Перед выходом из дома женщины накидывали сверху гиматий – кусок материи белого или розового цвета (1,5 м на 3,5 м), окаймлённый полосой чёрного или пурпурного цвета. Его можно было набрасывать на себя, варьируя до бесконечности. Головной убор гречанки представлял собой плоскую круглую шляпу с остроконечной верхушкой.

Во времена Средневековья одежда имела большую социальную значимость. Богатые носили роскошные одежды из тканей, расшитых золотом шёлка. Роскошью являлись меха, за которыми ездили на Русь и в Крым. Всеобщим достоянием становились рубашки и нижнее бельё.

В 15 веке в Европе причудой моды были башмаки с длиннейшими носами, украшенными бубенцами. Причём крестьянам разрешалось иметь обувь с носами не более 6 дюймов, горожанам – 12 дюймов, дворянам – 24 дюймов (1 дюйм = 2,6см).

В 16 веке в Англии, например, купцы носили шнурованную обувь, пёструю одежду и должны были иметь раздвоенную бороду; моряки – широкую куртку до колен и шпагу на боку; доктора – тёмно-синюю и голубую одежду, а чиновники – полосатую с богатым поясом.

Ну, а в наше время мода и развитие костюма подчиняются своим внутренним законам: то, что красиво, удобно, наиболее функционально. Итак, что же такое мода? МОДА – слово латинское (modus – мера, способ, образ действий), что обозначает преобладание вкусов в определённом времени. Известный итальянский писатель Альберто Моравиа в своё время сказал: «Мода – это история, сама история…, которую нельзя отрицать».






ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


К КЛАССИЧЕСКОМУ (иначе строгому) стилю относят всё наиболее устойчивое, отобранное веками, почти не меняющееся, то, что вне моды. Это платья с рукавами, жилет, блузы с юбкой, деловые костюмы, брюки, сарафан с блузой или гольфом, шляпа галстуки. Классическая одежда всегда сшита из дорогих тканей. Девиз этого стиля: «Всё есть, но ничего лишнего». Люди, придерживающиеся этого стиля, всегда корректно и со вкусом одеты, носят дорогую обувь.


РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – область фантазий. Он вобрал в себя весь арсенал украшений предыдущих столетий: кружева, рюши, цветы, воланы, банты, изящные вышивки, пуговки, широкополые шляпы, шарфики, косынки… В романтическом стиле создаются вечерние туалеты и украшения - изящные, под старину, кулоны в виде сердечка, цветка.


СПОРИВНЫЙ СТИЛЬ складывался на основе одежды для профессионалов и любителей спорта. Этот стиль предполагает наличие таких деталей, как: накладные карманы, погоны, пояса, «молнии», липучки, ремни, кепки. Всё это чаще всего ярких цветов и с использованием плакатной графики.


ДИФФУЗНЫЙ СТИЛЬ – все названные стили могут сочетаться в одежде одного человека или в одном ансамбле. Например: джинсы с блузой или юбка с кроссовками, джинсы и туфли на шпильке, классический жакет и джинсы.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 4




hello_html_mfca9431.gifhello_html_7c1b104e.gifhello_html_mb596262.gifhello_html_m8649a9a.gif




hello_html_m73ed4c76.gif


hello_html_m362a2a19.gifhello_html_m5c530420.gif






hello_html_m59d3105d.gifhello_html_m3e304204.gifhello_html_m30d71293.gifhello_html_195b4374.gif









ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


ИНСТРУКЦИЯ № 1



hello_html_m458b4a65.gifhello_html_370731ee.gifhello_html_3b38c597.gif




hello_html_m42000418.gif

hello_html_7856a523.gifhello_html_m786d84bd.gif

hello_html_649fac33.gifhello_html_2487c1c3.gifhello_html_265d2093.gif


hello_html_a176b60.gifhello_html_5073de46.gif

hello_html_1514ed48.gif

hello_html_4dc9a874.gifhello_html_m2df47aa7.gif

hello_html_m3c8d8631.gifhello_html_m1ee0b62d.gif

hello_html_5dfd2bdf.gif










ИНСТРУКЦИЯ № 2



hello_html_1fb1681f.gifhello_html_m2ac77c60.gifhello_html_9b51ee8.gif


hello_html_m792b9223.gifhello_html_m64554563.gifhello_html_353dff75.gif

hello_html_4c484881.gif

hello_html_74d9b4f0.gifhello_html_m3c15eff1.gif


hello_html_a176b60.gifhello_html_m53a5d0eb.gif

hello_html_m2df47aa7.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_m2df47aa7.gif

hello_html_m2e38c9f9.gifhello_html_m6228d09d.gif

hello_html_2b4e2dc5.gifhello_html_m739698d5.gif

hello_html_mbef3246.gifhello_html_1f1f86d.gifhello_html_m2ef4ba47.gif










ИНСТРУКЦИЯ № 3





hello_html_3995f666.gif

hello_html_2e9b689b.gifhello_html_m6c935267.gif




hello_html_m43e17f46.gif

hello_html_m6fbd3532.gif

hello_html_m5669f3ae.gifhello_html_m20d0726c.gif




hello_html_71915868.gifhello_html_62930469.gif










ИНСТРУКЦИЯ № 4





hello_html_m5c8c2e36.gif




hello_html_2f5cf6e2.gif

hello_html_m549e59e6.gif






hello_html_m7d59794d.gif


hello_html_m5b32fd16.gif





Урок по этике"Нормы этикета в повседневной жизни"
  • Обществознание
Описание:

 

В современном мире не знать правил этикета — значит выставить  себя  в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком высоколобых эстетов, которые совсем далеки от реальной жизни. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. 

Автор Бородина Виктория Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 582
Номер материала 36095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓