Главная / ОБЖ / Урок по электробезопасности в 5 классе

Урок по электробезопасности в 5 классе

Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области


Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»


Содержание материала


Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.


Тема: «Осторожно - электричество!»

Цели урока:


1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


План проведения урока:

  1. О чем пойдет речь?

  2. Электрический ток: друг или враг?

  3. Какой он бывает?

  4. Как поражает человека?

  5. Как этого избежать?

  6. Как не пострадать во время грозы?

  7. Кто они - удивительные и опасные животные?


Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1)

  2. Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)

  3. Актуализация знаний учащихся

  1. Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

  2. Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

  3. Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

  4. Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

  5. Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

Не кради и не помогай красть электрические провода.

Не влезай на опоры.

Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.

  1. Изучение нового материала.

  1. Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?

Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.

  1. Знакомство с правилами «шагового напряжения»:

- НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

- НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

- Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

- НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

- НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.


  1. Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).

В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать , взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  1. Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

  2. Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

  3. Решение проблемной ситуации.

Чтение стихотворения:

Для чего нужны розетки –

Знают взрослые и детки:

В них вставляем мы всегда

От приборов провода.

Посторонние вещицы

(Всем должно быть ясно!)

Гвозди, шпильки, иглы, спицы

В них совать опасно!

А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? ( слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

  1. Проверка изученного материала.

  1. Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)

Вопросы к кроссворду:

  1. Без ног бежит,
    Без огня горит,
    Без зубов, а кусается. (Электричество)

  2. Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

  3. Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

  4. Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

  5. Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

  6. Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

  1. Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

  2. Выставление оценок за урок.

  1. Итог урока.

О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

  1. Домашнее задание

  1. Нарисовать правило по электробезопасности.

  2. Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

  1. Рефлексия

Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)


Библиографический список

  1. Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».

  2. Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».

  3. Сайт ОАО «Алтайэнерго».


Методические рекомендации:

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.











Приложение 3

Разгадай кроссворд «Электробезопасность»






1























2






















3
























4


























































5


























6












Вопросы:

  1. Без ног бежит,
    Без огня горит,
    Без зубов, а кусается. (Электричество)

  2. Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

  3. Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

  4. Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

  5. Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

  6. Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)



Подготовила: Логвиненко Л.В., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинск...
Что объединяет эти рисунки?
Тема урока: «Осторожно – электричество!»
Электрический ток: друг или враг? Дает нам свет, тепло. Он наш незаменимый по...
Последствия поражения током
Коварная особенность электроэнергии невидима, не имеет запаха не имеет цвета.
Предупреждающие знаки
Правила поведения на улице вблизи энергообъектов Энергообъекты – это воздушны...
Правила поведения на улице вблизи энергообъектов
шаговое напряжение НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему про...
Игра «Правила безопасного использования электроприборов» Правила: Найди рисун...
Правила поведения во время грозы Прятаться под одинокое высокое дерево Нельзя...
Это интересно и опасно
Как быть?
Разгадай кроссворд
Выполни тест «Электробезопасность». Проверь себя. 1 б 2 г 3 а 4 б, в 5 б
Домашнее задание Нарисовать правило по электробезопасности Рассказать правила...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Подготовила: Логвиненко Л.В., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская
Описание слайда:

Подготовила: Логвиненко Л.В., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ»

№ слайда 2 Что объединяет эти рисунки?
Описание слайда:

Что объединяет эти рисунки?

№ слайда 3 Тема урока: «Осторожно – электричество!»
Описание слайда:

Тема урока: «Осторожно – электричество!»

№ слайда 4 Электрический ток: друг или враг? Дает нам свет, тепло. Он наш незаменимый помощ
Описание слайда:

Электрический ток: друг или враг? Дает нам свет, тепло. Он наш незаменимый помощник. Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тыс.человек.

№ слайда 5 Последствия поражения током
Описание слайда:

Последствия поражения током

№ слайда 6 Коварная особенность электроэнергии невидима, не имеет запаха не имеет цвета.
Описание слайда:

Коварная особенность электроэнергии невидима, не имеет запаха не имеет цвета.

№ слайда 7 Предупреждающие знаки
Описание слайда:

Предупреждающие знаки

№ слайда 8 Правила поведения на улице вблизи энергообъектов Энергообъекты – это воздушные и
Описание слайда:

Правила поведения на улице вблизи энергообъектов Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты. 

№ слайда 9 Правила поведения на улице вблизи энергообъектов
Описание слайда:

Правила поведения на улице вблизи энергообъектов

№ слайда 10 шаговое напряжение НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему провод
Описание слайда:

шаговое напряжение НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле! НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги! Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания! НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

№ слайда 11 Игра «Правила безопасного использования электроприборов» Правила: Найди рисунок
Описание слайда:

Игра «Правила безопасного использования электроприборов» Правила: Найди рисунок электроприбора. Назови правило эксплуатации. Сядь на свое место.

№ слайда 12 Правила поведения во время грозы Прятаться под одинокое высокое дерево Нельзя ку
Описание слайда:

Правила поведения во время грозы Прятаться под одинокое высокое дерево Нельзя купаться в водоеме; Держаться подальше от линий электропередач; Разговаривать по мобильному телефону;

№ слайда 13 Это интересно и опасно
Описание слайда:

Это интересно и опасно

№ слайда 14 Как быть?
Описание слайда:

Как быть?

№ слайда 15 Разгадай кроссворд
Описание слайда:

Разгадай кроссворд

№ слайда 16 Выполни тест «Электробезопасность». Проверь себя. 1 б 2 г 3 а 4 б, в 5 б
Описание слайда:

Выполни тест «Электробезопасность». Проверь себя. 1 б 2 г 3 а 4 б, в 5 б

№ слайда 17 Домашнее задание Нарисовать правило по электробезопасности Рассказать правила эл
Описание слайда:

Домашнее задание Нарисовать правило по электробезопасности Рассказать правила электробезопасности родителям

Приложение 2

Предупреждающие знаки

знаки по электробезопасности

Приложение 1

Презентация к уроку «Безопасное путешествие»

Название документа

Приложение 5

Советы, которые помогут вам предотвратить несчастные случаи.         
• Если у вас есть маленькие дети, закройте все розетки специальными колпачками, обеспечивающими их безопасность; не допускайте детей к электрическим приборам.
• Не пользуйтесь электрическими приборами, когда вы принимаете душ или у вас мокрые руки.
• Никогда одновременно не притрагивайтесь к электрическим приборам и к водопроводным кранам или трубам с холодной водой в кухне, потому что эти трубы часто используются для заземления электрических цепей дома.                                       
•  Проверяйте целостность изоляции электропроводов, следите, чтобы на них не было трещин и порезов.
• Следите за исправностью бытовых приборов. Устанавливайте их подальше от горячих и холодных поверхностей, а также от острых углов.
• Не ставьте на электрическое оборудование стаканы с водой или другие влажные предметы. Следите, чтобы вода не проливалась на электрические приборы.
• Избегайте пользоваться удлинителями.
• Если без них вам не обойтись, не протягивайте их под коврами или там, где на них можно наступить.
• Проследите, чтобы электрические соединители имели три прямых и хорошо зафиксированных штыря. Штыри должны хорошо входить в розетки, а розетки быть надежно укрепленными и не иметь трещин.
• Если бытовой электрический прибор вспыхивает и дымит, а также, если при дотрагивании до него вы почувствовали слабый удар, немедленно отключите прибор от сети.

Приложение 4

Ф.И. учащегося________________________


Тест «Электробезопасность»

1. Самыми опасными последствиями электрического удара током являются:

а) воспаления наружных оболочек глаз;
б) прекращение дыхания и кровообращения (клиническая смерть);
в) потеря сознания с нарушением сердечной деятельности;


2. К упавшему на землю в сырую погоду оголённому электропроводу нельзя подходить ближе, чем:

а) на 3метра;
6) на 5 метров;
в) на 8 метров;
г) на 10 метров;


3. При просмотре телепередачи, вы почувствовали запах дыма. Что вы сделаете?

а) выключите из розетки;
б) зальете водой;
в) продолжите смотреть телевизор;


4. Что запрещается делать во время грозы?

а) читать книгу;
б) купаться в водоеме;
в) разговаривать по мобильному телефону;


5. Как следует двигаться в зоне «шагового напряжения»? Выберите правильные ответы:

а) бегом или обычным шагом;
б)не отрывать подошвы от поверхности земли;
в) делать широкие шаги;

Ответы: 1 б, 2 г, 3 а, 4 б, в, 5 б.


Урок по электробезопасности в 5 классе
  • ОБЖ
Описание:

По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

 

Автор Логвиненко Людмила Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 3625
Номер материала 49508
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓