Инфоурок Другое КонспектыУрок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс.

Урок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ как живут организмы в природном сообществе.ppt

Скачать материал "Урок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс."

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок экологии в 5 классе «Как живут организмы в природном сообществе»Подготов...

    1 слайд

    Урок экологии в 5 классе «Как живут организмы в природном сообществе»
    Подготовила
    Моторина Марина Васильевна,
    учитель химии и экологии,
    МОУ «СОШ п.Липовский»,
    Озинский р-н, Саратовская обл.

  • «Вставь пропущенное слово»  1. Группа организмов, совместно обитающих и связ...

    2 слайд

    «Вставь пропущенное слово»

    1. Группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой называется…….
    2. Биоценоз + факторы неживой природы =……..
    3. Биоценозы бывают …………. и……………
    4. Лес относится к ……………. биоценозу
    5. Парк относится к …………..биоценозу

  • Проверь себя.1.Биоценоз
2.Экосистема
3. Природные и искусственные
4. Естестве...

    3 слайд

    Проверь себя.
    1.Биоценоз
    2.Экосистема
    3. Природные и искусственные
    4. Естественному
    5. Искусственному

  • Глубины вод, простор небес,

    4 слайд

    Глубины вод, простор небес,

  • Пустыня, горы, степь и лес -

    5 слайд

    Пустыня, горы, степь и лес -

  • В каком краю не окажись
Везде кипит упрямо жизнь
И здесь у каждого свой вк...

    6 слайд




    В каком краю не окажись
    Везде кипит упрямо жизнь
    И здесь у каждого свой вкус,
    Кому в песок, кому под куст.
    И каждый выберет себе
    Соседей в жизни и судьбе

  • взаимовыгодные

    7 слайд

    взаимовыгодные

  • Подосиновик  



             подберезовик  


                     белый гри...

    8 слайд

    Подосиновик



    подберезовик


    белый гриб(боровик-еловик)

  • Хозяин – паразит.

    9 слайд

    Хозяин – паразит.

  • 10 слайд


  • Хищник-жертва

    11 слайд

    Хищник-жертва

  • Конкуренция (от лат. сталкиваться)

    12 слайд

    Конкуренция
    (от лат. сталкиваться)

  • выводВ природном сообществе между живыми организмами сущест...

    13 слайд

    вывод
    В природном сообществе между живыми организмами существует множество связей.
    Взаимоотношения могут быть для них полезными,
    вредными,
    нейтральными.

  • Игра «Составь пару»тропические деревья-орхидеи, 
акула- рыба прилипала, 
воро...

    14 слайд

    Игра «Составь пару»
    тропические деревья-орхидеи,
    акула- рыба прилипала,
    ворона- муравьи,
    крокодил – птичка трахилус,
    береза – подберезовик,
    Осина - подосиновик,
    волк – заяц,
    росянка –насекомые,
    пузырчатка – мелкие ракообразные

  • Домашнее задание §45, кроссворд, рисунки.

    15 слайд

    Домашнее задание
    §45, кроссворд, рисунки.

  • Рефлексия Урок полезен ,все понятно

Лишь кое-что, чуть-чуть не яс...

    16 слайд

    Рефлексия
    Урок полезен ,все понятно

    Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно

    Еще придется потрудиться

    Да, трудно все-таки учиться.

  • 17 слайд

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ урок 5 кл экология.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Липовский»

 

 

Тема урока: «Как живут организмы в природном сообществе».

5класс.

 

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Моторина Марина Васильевна

учитель химии и экологии,

МОУ «СОШ п. Липовский»,

Озинского района,

 Саратовской области.

 

 

 

 

 

 

2014

Тема урока: «Как живут организмы в природном сообществе».

Цель: Сформировать  у учащихся знания о многообразии отношений в природных сообществах.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм. Раскрыть значение различных типов взаимоотношений между организмами в природе.

Развивающие: Развитие познавательных способностей и интересов, формирование умения самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: Формирование взгляда на природу как единое целое, прививать бережное и ответственное отношение к природе, интереса к естественным наукам.

Тип урока: урок  «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Личностные

·    Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·   Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные

Регулятивные

·          Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

·         Совершенствование умений выдвигать версии решения проблемы, работать по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану.

Коммуникативные

·           Формирование умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников;

·   Создание индивидуальной информационной среды;

·   Формирование умений работать в паре.

Предметные

·   Формирование у учащихся знаний о взаимоотношениях организмов в природе.   Применять полученные знания в повседневной жизни.

 

Формы работы:

·   Фронтальная

·   Индивидуальная

·   В паре

Методы обучения:

·  по источнику знаний: словесные, наглядные;

·  по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый, игровой.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Оборудование: карточки для игры «Составь пару», листы с тестами.

Литература:

1.Учебник Природа. Введение в биологию и экологию Т. С. Сухова. В. И. Строганов. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2008.

2.Акимушкин И.   «Невидимые нити природы» М. «Мысль» 1995

3.Зверев М. «Кладовая чудес» Москва «Детская литература» 1984

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

    Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. 

 

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.Выполнить тест «Вставь пропущенное слово» (слайд№2)

1. Группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой называется…….

2. Биоценоз + факторы неживой природы =……..

3. Биоценозы бывают …………. и……………

4. Лес относится к ……………. биоценозу

5. Парк относится к …………..биоценозу

   ( слайд № 2)

2. Взаимопроверка            (слайд №3)

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Глубины вод, простор неб                                                                                             Пустыня, горы, степь и лес-                                                                                                В каком краю не окажись                                                                                               Везде кипит упрямо жизнь                                                                                             И здесь у каждого свой вкус,                                                                                          Кому в песок, кому под куст                                                                                                    И каждый выберет себе                                                                                                Соседей в жизни и судьбе.  ( слайд № 4-6)

Учитель: Как вы считаете, что мы на уроке будем изучать?

Предполагаемые ответы учащиеся: Жизнь в природном сообществе. Как организмы живут друг с другом.

Учитель: Мы на уроке узнаем, как живут организмы в природном сообществе.                                                                                                                 Представь себе лес, луг, степь. Цветы своим ароматом, яркой окраской привлекают опылителей. Они словно кричат: «Опыли нас! Перенеси  пыльцу с цветка на цветок, и мы отблагодарим тебя за это сладким нектаром».  ( слайд №7)

- Что вы можете сказать, представив такую картину?

Дети отвечают. Учитель подводит учащихся к правильному ответу- взаимовыгодные отношения между организмами.

Учитель: А теперь вспомни, какие грибы можно найти в лесу, и около каких растений они чаще всего находятся? 

Учащиеся называют лесные грибы и среди них подосиновики, подберезовики и объясняют  почему.(слайд№8)

Учитель: Послушайте отрывок из книги Максима Зверева «Кладовая чудес»:  «Погода была жаркая, дождей давно не было, … совсем близко в муравейнике барахталась ворона. Сначала я подумал: уж не упала ли в муравейник раненая ворона и не съедят ли ее теперь заживо муравьи? Но, присмотревшись, с удивлением понял, что ворона трепыхается в муравейнике по доброй воле: она ложилась то на один бок, то на другой и трясла крыльями, словно курица, принимающая пыльную ванну. Муравьи облепили ворону со всех сторон и, вероятно, кусали ее немилосердно, но она терпела. Более того, она сама ловила муравьев клювом и совала  их себе под крылья. Несколько минут валялась ворона в муравейнике, потом вспорхнула на сук, деловито отряхнулась и улетела».

- Назовите взаимоотношения между организмами, о которых рассказывает автор? (Ворона – насекомые –паразиты (вред), ворона- муравьи (польза).  Ворона лечилась - избавлялась от насекомых-паразитов. Так  же поступают сойки, скворцы, трясогузки, дрозды, птенцы оляпки и  очень многие птицы.)

-Какие бывают взаимоотношения между организмами? 

Учащиеся отвечают ( полезные, когда организмы помогают другим организмам,  вредные, когда одни организмы приносят вред другим организмам).                                

Учитель делает обобщение:  Это отношение  хозяин – паразит. Приведите примеры таких взаимоотношений. (слайд№9)

- Рассмотрим другой пример. Крупных акул всегда сопровождают рыбы прилипалы. Они используют акулу как средство передвижения, прикрепившись к ее телу с помощью присоски, и питаются остатками ее пищи. Охарактеризуйте такие взаимоотношения? (слайд№10)

Учащиеся дают ответы: рыбы прилипалы получают выгоду, но акулам не вредят.

- В природе встречаются взаимоотношения, когда особи одних видов животных питаются особями других видов.  Такие взаимоотношения  называют хищник – жертва. Приведите примеры таких взаимоотношений.

Учащиеся приводят примеры: (возможно: лиса-мышь, птица-гусеница и т.д.) (слайд№11)

Учитель дополняет ответы учащихся: Среди растений тоже  встречаются хищники (росянка, пузырчатка). Они питаются мелкими насекомыми, ракообразными, которых захватывают с помощью специальных приспособлений.

- Как вы считаете нужно бороться с хищниками?

Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем делают выводы:

1.хищники регулируют численность растительноядных животных и мелких хищников;

2.хищники препятствуют распространению болезней, истребляя больных и ослабленных животных.

- Как вы думаете, в природе  ведется борьба только между хищниками и жертвами? Какие взаимоотношения складываются между особями одного вида, например между березами в роще, соснами в бору.

  Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем делают выводы:

-Между организмами,  обитающими на одной территории,  идет состязание за выживание, за пищу, за территорию и т.д.   Растения тянутся  к солнцу, как будто соревнуются. Под пологом леса можно встретить слабые, искривленные  и даже засохшие деревья. Они погибли, не выдержав конкуренции (от лат. сталкиваться).

III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Сделайте вывод:                                                                                                                         Как живут организмы в природном сообществе? (взаимосвязано).                         Какие могут быть взаимоотношения? (полезными, вредными, нейтральными)

 

Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем делают вывод:  

В природном сообществе между живыми организмами существует множество связей. Взаимоотношения могут быть для них полезными, вредными, нейтральными.

 

 

 

V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра « Составь пару»    

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь пару», каждый из вас превратится в организм. Я раздаю  рисунки с названием разных организмов. Учащиеся должны найти себе пару, чтобы составить определенный тип взаимоотношений, который может возникнуть между двумя организмами и дать характеристику (определить тип взаимоотношений). (тропические деревья-орхидеи, акула- рыба прилипала, ворона- муравьи,  крокодил – птичка трахилус, береза – подберезовик, осина подосиновик, волк – заяц, росянка –насекомые, пузырчатка – мелкие ракообразные ).

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Учитель оценивает работу учащихся, с учетом взаимопроверки (оценки за урок):

 Домашнее задание: §45, кроссворд, рисунки.  ( слайд №16)

Предлагает оценить свои действия во время урока.

 ( слайд № 17)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс."

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок составлен на основе учебника "Природа. Введение в биологию и экологию", Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Данный урок формирования "нового знания" направлен на формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности; учиться самостоятельно добывать знания. На уроке учащиеся должны расширить свои знания о разнообразии взаимоотношений организмов в природе. Использование на уроке элементов часично-поискового и игрового методов помогут формировать познавательный  интерес к предмету, творческие и интеллектуальные способности учащихся. Главной целью урока является формирование знаний учащихся о многообразии отношений в природных сообществах; прививать бережное и ответственное отношение к природе и развивать интерес к естественным наукам. 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по МДК ПСО на тему "Государственное пенсионное обеспечение в РФ и проблемы его совершенствования""
  • Учебник: «Право (углублённый уровень)», Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И.
  • Тема: § 19. Правовые основы социальной защиты и обеспечения
  • 01.10.2020
  • 1273
  • 24
«Право (углублённый уровень)», Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.01.2015 1074
    • RAR 2.3 мбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моторина Марина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моторина Марина Васильевна
    Моторина Марина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 55067
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе