Главная / Другое / Урок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс.

Урок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс.

Название документа как живут организмы в природном сообществе.ppt

Урок экологии в 5 классе «Как живут организмы в природном сообществе» Подгото...
«Вставь пропущенное слово» 1. Группа организмов, совместно обитающих и связан...
Проверь себя. 1.Биоценоз 2.Экосистема 3. Природные и искусственные 4. Естеств...
Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес -
В каком краю не окажись Везде кипит упрямо жизнь И здесь у каждого свой вкус...
взаимовыгодные
Подосиновик подберезовик белый гриб(боровик-еловик)
Хозяин – паразит.
Хищник-жертва
Конкуренция (от лат. сталкиваться)
вывод В природном сообществе между живыми организмами существует множество с...
Игра «Составь пару» тропические деревья-орхидеи, акула- рыба прилипала, ворон...
Домашнее задание §45, кроссворд, рисунки.
Рефлексия Урок полезен ,все понятно Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно Еще прид...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок экологии в 5 классе «Как живут организмы в природном сообществе» Подготовил
Описание слайда:

Урок экологии в 5 классе «Как живут организмы в природном сообществе» Подготовила Моторина Марина Васильевна, учитель химии и экологии, МОУ «СОШ п.Липовский», Озинский р-н, Саратовская обл.

№ слайда 2 «Вставь пропущенное слово» 1. Группа организмов, совместно обитающих и связанных
Описание слайда:

«Вставь пропущенное слово» 1. Группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой называется……. 2. Биоценоз + факторы неживой природы =…….. 3. Биоценозы бывают …………. и…………… 4. Лес относится к ……………. биоценозу 5. Парк относится к …………..биоценозу

№ слайда 3 Проверь себя. 1.Биоценоз 2.Экосистема 3. Природные и искусственные 4. Естественн
Описание слайда:

Проверь себя. 1.Биоценоз 2.Экосистема 3. Природные и искусственные 4. Естественному 5. Искусственному

№ слайда 4 Глубины вод, простор небес,
Описание слайда:

Глубины вод, простор небес,

№ слайда 5 Пустыня, горы, степь и лес -
Описание слайда:

Пустыня, горы, степь и лес -

№ слайда 6 В каком краю не окажись Везде кипит упрямо жизнь И здесь у каждого свой вкус, К
Описание слайда:

В каком краю не окажись Везде кипит упрямо жизнь И здесь у каждого свой вкус, Кому в песок, кому под куст. И каждый выберет себе Соседей в жизни и судьбе

№ слайда 7 взаимовыгодные
Описание слайда:

взаимовыгодные

№ слайда 8 Подосиновик подберезовик белый гриб(боровик-еловик)
Описание слайда:

Подосиновик подберезовик белый гриб(боровик-еловик)

№ слайда 9 Хозяин – паразит.
Описание слайда:

Хозяин – паразит.

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Хищник-жертва
Описание слайда:

Хищник-жертва

№ слайда 12 Конкуренция (от лат. сталкиваться)
Описание слайда:

Конкуренция (от лат. сталкиваться)

№ слайда 13 вывод В природном сообществе между живыми организмами существует множество связ
Описание слайда:

вывод В природном сообществе между живыми организмами существует множество связей. Взаимоотношения могут быть для них полезными, вредными, нейтральными.

№ слайда 14 Игра «Составь пару» тропические деревья-орхидеи, акула- рыба прилипала, ворона-
Описание слайда:

Игра «Составь пару» тропические деревья-орхидеи, акула- рыба прилипала, ворона- муравьи, крокодил – птичка трахилус, береза – подберезовик, Осина - подосиновик, волк – заяц, росянка –насекомые, пузырчатка – мелкие ракообразные

№ слайда 15 Домашнее задание §45, кроссворд, рисунки.
Описание слайда:

Домашнее задание §45, кроссворд, рисунки.

№ слайда 16 Рефлексия Урок полезен ,все понятно Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно Еще придетс
Описание слайда:

Рефлексия Урок полезен ,все понятно Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно Еще придется потрудиться Да, трудно все-таки учиться.

№ слайда 17
Описание слайда:

Название документа урок 5 кл экология.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Липовский»





Тема урока: «Как живут организмы в природном сообществе».

5класс.



Тип урока: урок «открытия» нового знания












Подготовила

Моторина Марина Васильевна

учитель химии и экологии,

МОУ «СОШ п. Липовский»,

Озинского района,

Саратовской области.












2014

Тема урока: «Как живут организмы в природном сообществе».

Цель: Сформировать у учащихся знания о многообразии отношений в природных сообществах.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм. Раскрыть значение различных типов взаимоотношений между организмами в природе.

Развивающие: Развитие познавательных способностей и интересов, формирование умения самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: Формирование взгляда на природу как единое целое, прививать бережное и ответственное отношение к природе, интереса к естественным наукам.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Личностные

  • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные

Регулятивные

  • Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Совершенствование умений выдвигать версии решения проблемы, работать по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану.

Коммуникативные

  • Формирование умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников;

  • Создание индивидуальной информационной среды;

  • Формирование умений работать в паре.

Предметные

  • Формирование у учащихся знаний о взаимоотношениях организмов в природе. Применять полученные знания в повседневной жизни.


Формы работы:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • В паре

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные;

  • по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый, игровой.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Оборудование: карточки для игры «Составь пару», листы с тестами.

Литература:

1.Учебник Природа. Введение в биологию и экологию Т. С. Сухова. В. И. Строганов. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2008.

2.Акимушкин И. «Невидимые нити природы» М. «Мысль» 1995

3.Зверев М. «Кладовая чудес» Москва «Детская литература» 1984































Ход урока.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.


I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.Выполнить тест «Вставь пропущенное слово» (слайд№2)

1. Группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой называется…….

2. Биоценоз + факторы неживой природы =……..

3. Биоценозы бывают …………. и……………

4. Лес относится к ……………. биоценозу

5. Парк относится к …………..биоценозу

( слайд № 2)

2. Взаимопроверка (слайд №3)

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Глубины вод, простор неб Пустыня, горы, степь и лес- В каком краю не окажись Везде кипит упрямо жизнь И здесь у каждого свой вкус, Кому в песок, кому под куст И каждый выберет себе Соседей в жизни и судьбе. ( слайд № 4-6)

Учитель: Как вы считаете, что мы на уроке будем изучать?

Предполагаемые ответы учащиеся: Жизнь в природном сообществе. Как организмы живут друг с другом.

Учитель: Мы на уроке узнаем, как живут организмы в природном сообществе. Представь себе лес, луг, степь. Цветы своим ароматом, яркой окраской привлекают опылителей. Они словно кричат: «Опыли нас! Перенеси пыльцу с цветка на цветок, и мы отблагодарим тебя за это сладким нектаром». ( слайд №7)

- Что вы можете сказать, представив такую картину?

Дети отвечают. Учитель подводит учащихся к правильному ответу- взаимовыгодные отношения между организмами.

Учитель: А теперь вспомни, какие грибы можно найти в лесу, и около каких растений они чаще всего находятся?

Учащиеся называют лесные грибы и среди них подосиновики, подберезовики и объясняют почему.(слайд№8)

Учитель: Послушайте отрывок из книги Максима Зверева «Кладовая чудес»: «Погода была жаркая, дождей давно не было, … совсем близко в муравейнике барахталась ворона. Сначала я подумал: уж не упала ли в муравейник раненая ворона и не съедят ли ее теперь заживо муравьи? Но, присмотревшись, с удивлением понял, что ворона трепыхается в муравейнике по доброй воле: она ложилась то на один бок, то на другой и трясла крыльями, словно курица, принимающая пыльную ванну. Муравьи облепили ворону со всех сторон и, вероятно, кусали ее немилосердно, но она терпела. Более того, она сама ловила муравьев клювом и совала их себе под крылья. Несколько минут валялась ворона в муравейнике, потом вспорхнула на сук, деловито отряхнулась и улетела».

- Назовите взаимоотношения между организмами, о которых рассказывает автор? (Ворона – насекомые –паразиты (вред), ворона- муравьи (польза). Ворона лечилась - избавлялась от насекомых-паразитов. Так же поступают сойки, скворцы, трясогузки, дрозды, птенцы оляпки и очень многие птицы.)

-Какие бывают взаимоотношения между организмами?

Учащиеся отвечают ( полезные, когда организмы помогают другим организмам, вредные, когда одни организмы приносят вред другим организмам).

Учитель делает обобщение: Это отношение хозяин – паразит. Приведите примеры таких взаимоотношений. (слайд№9)

- Рассмотрим другой пример. Крупных акул всегда сопровождают рыбы прилипалы. Они используют акулу как средство передвижения, прикрепившись к ее телу с помощью присоски, и питаются остатками ее пищи. Охарактеризуйте такие взаимоотношения? (слайд№10)

Учащиеся дают ответы: рыбы прилипалы получают выгоду, но акулам не вредят.

- В природе встречаются взаимоотношения, когда особи одних видов животных питаются особями других видов. Такие взаимоотношения называют хищник – жертва. Приведите примеры таких взаимоотношений.

Учащиеся приводят примеры: (возможно: лиса-мышь, птица-гусеница и т.д.) (слайд№11)

Учитель дополняет ответы учащихся: Среди растений тоже встречаются хищники (росянка, пузырчатка). Они питаются мелкими насекомыми, ракообразными, которых захватывают с помощью специальных приспособлений.

- Как вы считаете нужно бороться с хищниками?

Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем делают выводы:

1.хищники регулируют численность растительноядных животных и мелких хищников;

2.хищники препятствуют распространению болезней, истребляя больных и ослабленных животных.

- Как вы думаете, в природе ведется борьба только между хищниками и жертвами? Какие взаимоотношения складываются между особями одного вида, например между березами в роще, соснами в бору.

Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем делают выводы:

-Между организмами, обитающими на одной территории, идет состязание за выживание, за пищу, за территорию и т.д. Растения тянутся к солнцу, как будто соревнуются. Под пологом леса можно встретить слабые, искривленные и даже засохшие деревья. Они погибли, не выдержав конкуренции (от лат. сталкиваться).

III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Сделайте вывод: Как живут организмы в природном сообществе? (взаимосвязано). Какие могут быть взаимоотношения? (полезными, вредными, нейтральными)


Учащиеся высказывают свои мнения и вместе с учителем делают вывод:

В природном сообществе между живыми организмами существует множество связей. Взаимоотношения могут быть для них полезными, вредными, нейтральными.







V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра « Составь пару»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь пару», каждый из вас превратится в организм. Я раздаю рисунки с названием разных организмов. Учащиеся должны найти себе пару, чтобы составить определенный тип взаимоотношений, который может возникнуть между двумя организмами и дать характеристику (определить тип взаимоотношений). (тропические деревья-орхидеи, акула- рыба прилипала, ворона- муравьи, крокодил – птичка трахилус, береза – подберезовик, осина подосиновик, волк – заяц, росянка –насекомые, пузырчатка – мелкие ракообразные ).

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Учитель оценивает работу учащихся, с учетом взаимопроверки (оценки за урок):

Домашнее задание: §45, кроссворд, рисунки. ( слайд №16)

Предлагает оценить свои действия во время урока.

( слайд № 17)





Урок по экологии "Как живут организмы в природном сообществе", 5 класс.
  • Другое
Описание:

Урок составлен на основе учебника "Природа. Введение в биологию и экологию", Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Данный урок формирования "нового знания" направлен на формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности; учиться самостоятельно добывать знания. На уроке учащиеся должны расширить свои знания о разнообразии взаимоотношений организмов в природе. Использование на уроке элементов часично-поискового и игрового методов помогут формировать познавательный  интерес к предмету, творческие и интеллектуальные способности учащихся. Главной целью урока является формирование знаний учащихся о многообразии отношений в природных сообществах; прививать бережное и ответственное отношение к природе и развивать интерес к естественным наукам. 

 

 

 

Автор Моторина Марина Васильевна
Дата добавления 25.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1536
Номер материала 54944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓