Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по чтению по ПНШ

Урок по чтению по ПНШ

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ -3 класс.docx ШУМ МОРЯ .mp3 ЗВУКИ МОРЯ.mp3 Море_-_соленая_вода.mp3

Выбранный для просмотра документ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ -3 класс.docx

Всероссийский дистанционный конкурс работников образования

 "Открытый урок"

Арефьева Татьяна Валерьевна

Тема урока:    Маша Вайсман. "Лучший друг медуз"

Цели урока:

  1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.
  2. Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, развивать устную речь школьников.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и окружающему миру. Воспитывать внимание; умение слушать и слышать музыку. 

Задачи урока:

  • после того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;
  • подвести к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;
  • после полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
  • в ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
  • обсудить, почему рассказ помещён именно в эту главу.

Планируемые результаты: 
1. Личностные УУД: 
- формирование ценностно-смысловых ориентаций, духовно- нравственных оснований, развитие позитивной самооценки и самоуважения. 
2. Познавательные УУД: 
- общеучебные – умение поставить учебную задачу и найти информацию для её решения; 
- логические - устанавливать причинно-следственные связи, постановка и решение проблемы, развитие воображения, памяти, внимания, формирование целостной картины мира. 
3.Коммуникативные УУД : 
- формирование умения слушать, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека    проблем жизни; 
- развивать умение вести диалог. 
4.Регулятивные УУД: 
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия; 
- формировать представление о том, что настоящее искусство -это мысль, выраженная в виде звуков

Ход урока.

I. Организационный момент

 

II.   Проверка домашнего задания

А)  Выразительное  чтение  отрывков  к   рисункам

Б) Письменно   решает   кроссворд   к  рассказу   «Лето в  чайнике»

1. Кто разбил  чайник?

2. Чего очень сильно жалко бабушке?

3. В каком месяце это происходило ?

4. Кто сказал : «Это же мой любимый чайник!»

 

В)  Подготовить  выразительное   чтение  пословиц   и   поговорок

 

Г) Подготовить   выразительное   чтение  загадок   про   морских   обитателей

 

IIIВводная беседа

 

-Вы слышите шум   (шум моря)? 
-Что это за звуки?    
(Море)
-А вы купались в море?    
(Да) 
-Какие ощущения вы испытывали? 

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ   ЧТЕНИЕ  ПОСЛОВИЦ   И   ПОГОВОРОК

В море раз побудешь, век не забудешь.

Море шутить не любит.

Море кого любит, а кого губит.

Море любит смелых,  да умелых.

Время и морской прилив никого не ждут.


-В море кто-то живёт?   
( Медузы,…)
-Посмотрите   внимательно   на   доску   
(рисунки медуз)

- Как вы думаете с какими морскими    жителями  мы   познакомимся?   (Медузами)

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  ЧТЕНИЕ    ЗАГАДОК   ПРО   МОРСКИХ   ОБИТАТЕЛЕЙ

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит.

— Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

 

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

 

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

 

Для неё волна – качели, 
И плывёт она без цели 
Ниоткуда в никуда, 
Вся прозрачна как вода. (Медуза)

-Вы узнаете  кто же является лучшим другом медуз.

-А расскажет нам об этом автор рассказа Мария Евгеньевна  Вайсман – детский писатель.

IV. Актуализация  опорных  знаний

-Какой раздел мы изучаем на уроках чтения ? (Учимся  любить.    Слушать  музыку.) 

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие произведения этого раздела мы уже прочитали?

-Найдите  самостоятельно в учебнике рассказ  Марии Вайсман «Лучший друг медуз».

 

-На доске тема нашего урока

 

V. Подготовка   к   восприятию  

-Что  вы  знаете   о   медузах?

 

Медуза — беспозвоночное морское животное в виде зонта, с  прозрачным студенистым те­лом, по краям снабженным щупальцами.

 

VI. Работа с дополнительным   материалом

 

- А чтобы вы могли ярче представить себе медуз ребята подготовили сообщения

-Рассмотрите рисунки

-Кто из вас сам видел медуз на море?

-Послушайте сообщения ребят

VII. Словарная    работа

Игривое - располагает к игре.

 

Штормит –  поднимается сильный ветер, и появляются крупные волны.

 

VIII. Знакомство с произведением.

-Предположите, о чем это произведение. (О море, о медузах.)

 

Настройтесь  на  чтение,  послушав  звуки  моря.            (Аудиозапись «Звуки моря».)

 

-Откройте учебник на стр. 148-149

(Дети по цепочке читают первую часть рассказа в учебнике )


-Прослушайте внимательно   1 часть  текста

-Подумайте, что описывает автор в начале произведения?

IX. Работа и анализ  над     1 частью      рассказа

-О чём говорится в начале текста? (Каким бывает море.) 

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

-Кто из вас догадался, как его зовут?

-Кто главный герой рассказа? 

-О чем он нам рассказал? (Он вместе с сестрой отдыхал на море.)

- Какого они возраста?

- Назовите их имена?

-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?

-Что вы о них узнали?
-
Брат с сестрой дружны или нет? (Дружны.) 
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?(
Нет. Боится медуз. неприязнь.) 
-Почему ты так думаешь?

-Зачитайте отрывки из текста.

-Филя способен нанести вред медузам? 
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог купаться?

-Обоснуй своё мнение. 

 

X. Анализ прочитанного.      Выборочное     чтение

- Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте) 

- Как Филя называл медуз? Найдите подтверждение в тексте.

- Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? (боялся медуз)

-А почему же он сам себе противен? (Филе и самому непри­ятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.)

-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?

XI. Физминутка       Музыка

К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Пальчиковая гимнастика «Медуза»
                                      Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков.

 Соедините концы пальцев обеих рук и округлите ладони, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы.

А теперь попробуйте показать, как он сокращается.

Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее.

А сейчас медуза плывет быстро.

XII. Работа и анализ  над      2 частью  рассказа 

-Продолжим знакомство с произведением

Чтение текста с 149-151.    Читают   дети   по   абзацам

-Назовите героев этой части.

-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика сло­ва «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?

- Что означает слово «склизкие»?

- Как эти слова характеризуют мальчика? (Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.)

-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам? (Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.)

-Когда же он почувствовал, что начал любить их? (Когда он пожалел медуз.)

-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз. 

-Как бы вы поступили на месте Фили?

- С кем из мальчиков вы стали бы дружить?

-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?

-Как вы реагировали на это?

-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»? (Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.)

- Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними? (его доброта и жалость к медузам)

 

 

XIIIЗакрепление нового материала

-Ребята, мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока? 
-В конце рассказа мы узнаём, что Филя радостно плавает в море.

 

-А в море какая вода? (Солёная).

 

песня о море и о том, что в нём солёная вода

 

 Скороговорка - В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.

XIV. Итог урока

-С каким  рассказом  вы  познакомились?

 

-Как вы думаете, правильно ли, что этот рассказ разместили в данной главе?

(Способность сопереживать, сочувствовать другому, жела­ние поддержать, помочь, спасти в трудной ситуации — это и есть проявления любви, поэтому правильно, что рассказ помещен в эту главу.)

 

-Кто же является лучшим другом медуз? (Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».)

 

-Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)

 

XV. Рефлексия

 

(Дети получают лист бумаги с изображением капли.)

  Раскрасьте ее одним из двух цветов: если урок понравил­ся — синим, если что-то не очень понравилось — голубым.

   Если же урок показался скучным и ничего не понравилось, оставьте каплю белой.


- Вы и дальше будете учиться выразительно читать, работать с текстом, учиться слушать музыку и слышать природу.

-И самое главное воспитывать в себе качества хорошего человека, которые всегда всем нужны! 

XVIДомашнее задание.

Выберите для себя любой вариант

1.Учебник .Стр.148-151
2.
Тетрадь для самостоятельной работы: № 20 (с. 42—43).
3.Найти песню о море
4. Прочитать  о морях

5. Найти пословицы о море

XVII.  Оценки за урок

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по чтению по ПНШ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка открытого урока Маша Вайсман "Лучший друг медуз" по литературному чтению по программе Перспективная начальная школа. Тип урока - урок открытия новых знаний. Основная цель: отработка всех видов самостоятельности на уроке . Это был  первый урок по теме. Предварительная подготовка была предусмотрена перед  уроком - дети готовили индивидуальные задания: 3 человека сообщения о медузах, также подготовка отдельных вопросов экспертами (3 человека) . Также на уроке было музыкальное сопровождение. Рефлексия  также была связана с темой урока.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 596 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 407
    • RAR 19 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арефьева Татьяна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арефьева Татьяна Валерьевна
    Арефьева Татьяна Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 29244
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1102 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек