Всероссийский дистанционный
конкурс работников образования
"Открытый урок"
Арефьева
Татьяна Валерьевна
Тема
урока: Маша Вайсман. "Лучший друг медуз"
Цели
урока:
- Учить детей, опираясь на
текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев
рассказа.
- Продолжить работу над
формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения,
развивать устную речь школьников.
- Воспитывать любовь и бережное
отношение ко всему живому и окружающему миру. Воспитывать внимание; умение слушать и слышать музыку.
Задачи
урока:
- после того
как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и
просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;
- подвести к
выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который
одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;
- после полного
прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые
изменили отношение главного героя к медузам;
- в ходе
обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее
неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому
существу;
- обсудить,
почему рассказ помещён именно в эту главу.
Планируемые
результаты:
1.
Личностные УУД:
- формирование ценностно-смысловых ориентаций, духовно- нравственных оснований,
развитие позитивной самооценки и самоуважения.
2. Познавательные УУД:
- общеучебные – умение поставить учебную задачу и найти информацию для её
решения;
- логические - устанавливать причинно-следственные связи, постановка и решение
проблемы, развитие воображения, памяти, внимания, формирование целостной
картины мира.
3.Коммуникативные УУД :
- формирование умения слушать, участвовать в обсуждении значимых для каждого
человека проблем жизни;
- развивать умение вести диалог.
4.Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
- формировать представление о том, что настоящее искусство -это мысль,
выраженная в виде звуков.
Ход
урока.
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
А)
Выразительное чтение отрывков к рисункам
Б)
Письменно решает кроссворд к рассказу «Лето в чайнике»
1. Кто разбил
чайник?
2. Чего очень
сильно жалко бабушке?
3. В каком месяце
это происходило ?
4. Кто сказал :
«Это же мой любимый чайник!»
В) Подготовить
выразительное чтение пословиц и поговорок
Г) Подготовить выразительное чтение загадок про морских
обитателей
III. Вводная беседа
-Вы
слышите шум (шум
моря)?
-Что это за звуки? (Море)
-А вы купались в море? (Да)
-Какие ощущения вы испытывали?
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ
ЧТЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
В
море раз побудешь, век не забудешь.
Море
шутить не любит.
Море
кого любит, а кого губит.
Море
любит смелых, да умелых.
Время
и морской прилив никого не ждут.
-В море кто-то живёт? ( Медузы,…)
-Посмотрите внимательно на доску (рисунки медуз)
-
Как вы думаете с какими морскими жителями мы познакомимся? (Медузами)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЗАГАДОК ПРО
МОРСКИХ ОБИТАТЕЛЕЙ
Плавает
прозрачный зонтик.
«Обожгу!
— грозит.
— Не
троньте!»
Лапки
у нее и пузо.
Как
зовут ее? (Медуза)
На
лошадку так похожа,
А
живет-то в море тоже.
Вот
так рыбка! Скок да скок —
Прыгает
морской... (конек)
Что
за плащ хвостатый, темный
Рассекает
в море волны?
Осторожно!
В нем разряд.
Электрический
он... (скат)
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода. (Медуза)
-Вы
узнаете кто же является лучшим другом медуз.
-А
расскажет нам об этом автор рассказа Мария Евгеньевна Вайсман – детский
писатель.
IV. Актуализация
опорных знаний
-Какой
раздел мы изучаем на уроках чтения ? (Учимся любить. Слушать музыку.)
-Как
вы понимаете эти слова?
-Какие
произведения этого раздела мы уже прочитали?
-Найдите
самостоятельно в учебнике рассказ Марии Вайсман «Лучший друг медуз».
-На доске тема нашего урока
V. Подготовка
к восприятию
-Что вы знаете о медузах?
Медуза — беспозвоночное
морское животное в виде зонта, с прозрачным студенистым телом, по краям снабженным
щупальцами.
VI. Работа с
дополнительным материалом
-
А
чтобы вы могли ярче представить себе медуз ребята подготовили
сообщения
-Рассмотрите
рисунки
-Кто
из вас сам видел медуз на море?
-Послушайте
сообщения ребят
VII.
Словарная работа
Игривое - располагает к игре.
Штормит – поднимается сильный ветер, и появляются крупные волны.
VIII. Знакомство
с произведением.
-Предположите, о чем это произведение.
(О море, о медузах.)
Настройтесь
на чтение,
послушав звуки
моря. (Аудиозапись
«Звуки моря».)
-Откройте
учебник на стр. 148-149
(Дети по
цепочке читают первую часть рассказа в учебнике )
-Прослушайте внимательно 1 часть текста
-Подумайте,
что описывает автор в начале произведения?
IX.
Работа и анализ над 1 частью рассказа
-О
чём говорится в начале текста? (Каким бывает море.)
-Кто рассказал нам эту историю?
(Герой-рассказчик.)
-Кто из вас догадался, как его зовут?
-Кто
главный герой рассказа?
-О чем он нам рассказал? (Он вместе с
сестрой отдыхал на море.)
-
Какого они возраста?
-
Назовите их имена?
-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?
-Что вы о них узнали?
-Брат
с сестрой дружны или нет? (Дружны.)
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?(Нет. Боится
медуз. неприязнь.)
-Почему
ты так думаешь?
-Зачитайте отрывки из текста.
-Филя
способен нанести вред медузам?
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог
купаться?
-Обоснуй
своё мнение.
X.
Анализ прочитанного. Выборочное чтение
-
Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте)
-
Как
Филя называл медуз? Найдите подтверждение в тексте.
-
Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? (боялся медуз)
-А почему же он
сам себе противен? (Филе и самому неприятно, что он так
относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.)
-Удалось ли вам узнать из этой части, кто
лучший друг медуз?
XI. Физминутка
Музыка
К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Пальчиковая
гимнастика «Медуза»
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков.
Соедините концы пальцев обеих
рук и округлите ладони, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы.
А теперь
попробуйте показать, как он сокращается.
Вот медуза
плывет неторопливо, а вот быстрее.
А сейчас медуза
плывет быстро.
XII.
Работа и анализ над 2 частью рассказа
-Продолжим знакомство с произведением
Чтение
текста с 149-151. Читают дети по абзацам
-Назовите героев этой части.
-Почему автор-рассказчик использовал в речи
мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?
- Что означает слово «склизкие»?
- Как эти слова характеризуют мальчика?
(Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.)
-Что заставило
Филю изменить свое отношение к медузам? (Когда Филя
увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он
почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они
тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.)
-Когда же он почувствовал, что начал любить их?
(Когда он пожалел медуз.)
-Найдите
в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз.
-Как бы вы поступили на месте Фили?
- С кем из мальчиков вы стали бы дружить?
-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с
медузами?
-Как вы реагировали на это?
-Может ли теперь
Филя считать себя «другом всех зверей»? (Да,
он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему
вред.)
-
Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее
страха перед ними? (его доброта и жалость к медузам)
XIII. Закрепление
нового материала
-Ребята, мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока?
-В конце рассказа мы узнаём, что Филя радостно плавает в море.
-А
в море какая вода? (Солёная).
песня о
море и о том, что в нём солёная вода
Скороговорка - В
камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.
XIV.
Итог урока
-С каким рассказом
вы познакомились?
-Как вы думаете,
правильно ли, что этот рассказ разместили в данной главе?
(Способность
сопереживать, сочувствовать другому, желание поддержать, помочь, спасти в
трудной ситуации — это и есть проявления любви, поэтому правильно, что рассказ
помещен в эту главу.)
-Кто же является
лучшим другом медуз? (Филя, который сначала относился к
медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и
он «подружился с медузами».)
-Какова главная
мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее
страха и неприязни.)
XV. Рефлексия
(Дети получают лист бумаги с
изображением капли.)
— Раскрасьте
ее одним из двух цветов: если урок понравился — синим, если что-то не очень
понравилось — голубым.
— Если же урок
показался скучным и ничего не понравилось, оставьте каплю белой.
-
Вы и дальше будете учиться выразительно читать, работать с текстом, учиться
слушать музыку и слышать природу.
-И
самое главное воспитывать в себе качества хорошего человека, которые всегда
всем нужны!
XVI.
Домашнее задание.
Выберите для себя любой вариант
1.Учебник .Стр.148-151
2. Тетрадь
для самостоятельной работы: № 20 (с. 42—43).
3.Найти песню о море
4. Прочитать о морях
5. Найти пословицы о море
XVII. Оценки за урок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.