Главная / Биология / урок по биологии в 6 классе " Цветение и опыление растений"

урок по биологии в 6 классе " Цветение и опыление растений"


план-конспект урока

Неделя

День 20.11.2014

Урок 6 б класс

Название занятия:



Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Лабораторная работа № 15.

Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Общая цель:

познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Ожидаемый результат:



Ученики знают

- что опыление - обязательное условие для оплодотворения;

- что опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;

- отличие перекрестного опыления от самоопыления;

- особенности перекрестного опыления;

- признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Тип урока:

Комбинированный

Задания:

Работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Компьютер, проектор, презентация, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых   растений.


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников


Вводная часть

(3-5 мин)


Организационный момент.- Звучит музыка. (Дети заранее разделены на 2 группы, сами избирают спикера, который в течение всего урока будет заполнять оценочные листы) Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Но прежде я хочу узнать ваше настроение, а для этого вам нужно поднять смайлики. Хорошего вам настроения и успехов!

Организация рабочего места. ученики поднимают смайлик. (Слайд 1)

Презентация

(10-15)


Цифровой диктант. Какие части цветка изображены на рисунке?

hello_html_755748d9.jpg

(Слайд 2)



2. Суждение "Да" или "нет".

Правильное суждение отмечайте “+”,неправильное  “ - ”.

1.      Цветоножку имеют цветки всех растений.

2.      Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.

3.      Цветок – орган семенного размножения.

4.      Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка.

5.      Соцветие колос – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки.

6.      Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с  целью привлечения опылителей.

7.      Роль чашечки- привлечение опылителей.

8.  Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок.








3. Работа в группе. Отгадайте кроссворд.

Кроссворд «Цветочный». Когда вы разгадаете кроссворд, то в выделенном столбике прочтете название одного цветка. (Ромашка).

hello_html_7a638c64.jpg

1. На кустах в саду растет – 
Запах сладкий, словно мед.
Но не редко льются слезы
Кто ее руками рвет.
 (Роза)

2. Розовым, белым, малиново-красным,
Я в мае бываю душистым, прекрасным.
(Пион).

3. Голова на ножке,
В голове горошки.
 (Мак)

4.Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый. (
Василек).

5. На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
 (Ландыши)

6. Эй, звоночки, синий цвет, 
С язычком, а звону нет.
 (Колокольчик)

7. Есть один такой цветок, 
Не вплетешь его в венок.
 
На него подуй слегка:
 
Был цветок - и нет цветка,
 (Одуванчик)



С кроссвордом вы справились, а вот и другое задание.

Вам нужно разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия цветов. (Ребусы: пион, гвоздика, астра, гладиолус, ромашка, сирень, орхидея, мимоза, роза, мак,

Ученики определяют и записывают в тетрадь.

1. пыльник

2.тычиночная нить

3. тычинка

4. лепесток

5. рыльце

6. столбик

7. завязь

8. пестик

9.цветоложе

10.чашелистик

11. цветоножка


Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист.

(Слайд 3)



1. -

2. -


3.+

4. +


5. -



6. +


7. -

8. +


Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист.

(Слайд 4)



Ученики разгадывают кроссворд, ребусы на время, затем между группами проверяется.

Спикеры за каждое угаданное слово ставят по 1 баллу в оценочных листах.



Основная часть

(20 мин)



На фоне негромкой музыки начинается объяснение новой темы.

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождении и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. (Слайд 5)

Тема урока: цветение и опыление растений. (Слайд 6)

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?

Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Запись определения в тетрадь)

 (Слайд 7)

Вопрос: Все ли растения цветут? 

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

Вопрос: Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)


А что же такое опыление'?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь) (Слайд 8)

Вопрос: Зачем растению опыление?

После опыления происходит оплодотворение и у растения появляются плоды. (Слайд 9)

 

3Виды опылений: (схема) (Слайд 10)

 

Вопрос: Что такое самоопыление, перекрестное опыление?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник, затем определения записываются в тетрадь. (Слайд 11)

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. (Запись определения в тетрадь) (Слайд 12)

Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка?

(При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.)

Работа в группах:

1.Перекрестное опыление насекомыми (Слайд 13-14)

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми: (Запись в тетрадях)

       Наличие нектара

       Много пыльцы

       Яркий околоцветник

       Запах

2. Перекрестное опыление ветром(Слайды 15-16)

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром.

Приспособления к опылению ветром: (Запись в тетрадях)

       Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

       Мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия

       Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

       Тычинки длинные

       Пыльца легкая, летучая

       Растения растут группами, зарослями

       В  цветках нектар отсутствует

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.


Физкультминутка

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают  лепестки.

Вечер наступает – тихо засыпают.

                 Другие способы опыления (Слайды17)

            Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в словарь)

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других. У некоторых растений, чтобы избежать самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять  из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных  и декоративных растений.

Выполнение лабораторной работы " Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений"

Учащимся предлагается заполнить таблицу (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветрооыляемые растения

1 Крупные яркие цветки

 

 

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

 

 

3 Наличие нектара

 

 

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

 

 

5 Наличие аромата

 

 

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

 

 

7 Крупная липкая шероховатая пыльца

 

 

8 Растут большими скоплениями, образуя заросли

 

 

9 Растения цветут весной до распускания листьев

 

 

  Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Какой вывод можно сформулировать?

Ученики слушают рассказ учителя.


















(Дети отвечают)




(Дети отвечают)








(Дети отвечают)

































Обсудить , выбрать главное из текста, объяснить другой группе.

(Метод Джиксо)





























Выполнение физминутки под музыку






































Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист.







































Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению.

Подведение итогов

(5 мин)



Вот и подошел наш урок к концу, и нужно подвести итоги, в этом мне помогут спикеры.



Рефлексия: (на партах у учеников бумажные красные и синие цветы. )

Если урок вам понравился, и вы что -то новое узнали, то положите в вазу красный цветок, если не понравился, то синий цветок.

Домашнее задание § 25 пересказ. Синквейн "Цветок"

И за активную, плодотворную работу хочу ребята подарить вам фейерверк этих красивых цветов.

Релаксация " Цветы".


Спикеры суммируют баллы, и выставляется оценка.

"5"- 30 и выше баллов

"4"- 22­29

"3"-15­21

(Слайды18)



урок по биологии в 6 классе " Цветение и опыление растений"
  • Биология
Описание:

Урок включает в себя 4 этапа, в каждом из которых свои определенные задания. Ученики на уроке выполняют самостоятельную работу, в паре, в группе: цифровой диктант, суждения, кроссвод, ребусы, лабораторная работа. Ученики сами проверяют свои работы, то есть в течении урока проводится взаимопроверка, спикеры заполняют оценочные листы, что позволит в конце урока поставить суммативную оценку каждому ученику за урок.Для сохранения здоровья проводится и  физминутка. В конце урока ученикам показываю музыкальную презентацию в знак благодарности за активную и плодотворную работу. 

Автор Кенжина Неля Темирхановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 3293
Номер материала 2707
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓