Автор: Токарева З.И.
учитель биологии МБОУ КСОШ №4
Кулунда Алтайского края.
Урок
биологии в 5 классе
по
теме: «Свет в жизни растений и животных»
Цель
урока: обобщить
и углубить
знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление о
значении света в жизни растений и животных.
Задачи
урока:
Образовательные:
- углубить
и расширить знания о средах обитания живых организмов;
- раскрыть
особенности наземно-воздушной среды обитания живых организмов
Развивающие:
- развивать
самостоятельную деятельность;
- умения
быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и
применять полученную информацию;
- научить
выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям
обитания в других организмах.
Воспитательные:
- формирование
умения работать в коллективе;
- уважительно
относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою
точку зрения и аргументировать её.
Планируемые
образовательные результаты:
- личностные:
объяснять
характерные признаки наземно-воздушной среды;
- метапредметные:
уметь работать с различными источниками информации; умение
выделять главное в тексте;
- предметные:
приводить
примеры обитателей наземно-воздушной среды, объяснять
особенности приспособлений организмов к недостатку, или избытку
света и влаги.
Оборудование:
компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1
Ход
урока:
1.
Организация класса
Приветствие
учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Активация
знаний, беседа с использованием слайдов 2-6
- Ребята,
назовите известные вам среды обитания (слайд 3)
-
Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти
животные?
(слайд
4).
Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 4-6)
Водная среда жизни – гидросфера- самая
древняя, занимает 71 % земного шара. В ней обитают более 150 тыс. видов животных
и 10 тыс. видов растений.
Наземно-воздушная
среда - это среда контрастов. Назовите факторы наземно –воздушной среды?
Действительно, здесь изменчивы температура, влажность воздуха, организмы
подвергаются действию ветра , солнечного излучения.
3.
Работа
над новым материалом
3.1.
Актуализация, мотивация (на
формулировку темы и задачи урока)
-
Как вы думаете, о каком факторе наземно-воздушной среды сегодня пойдёт речь.
(слайд 7)
-
Что вам известно об этом факторе? Что хотели бы узнать? Давайте
сформулируем тему и цель урока, вопросы, на которые мы должны найти ответ.
(Вопросы фиксируются на доске).
Ребята
формулируют тему урока - «Свет в жизни растений и животных».( слайд
8) Цель урока (запись в тетрадях) (слайд 9)
Определить , узнать, значение света в жизни растений
и животных. (слайд
10)
Задачи на урок:
1.Раскрыть
значение солнечного света в жизни растений и животных.
2 Определить группы растений по отношению к свету.
3. Определить
группы животных
по отношению к солнечному излучению.
4. Выявить приспособленность
растений
и животных к солнечному режиму.
-
Где и как узнать! (слайд11)
3.2.
Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) (слайд 12)
1.
учебник – с.25
2.Рисунок
«Примеры растений разных групп по отношению к свету». (приложение1, 2, 3)
3.Группы животных по отношению к свету.( приложение 1,2.3)
-
Какой вывод следует из всего сказанного и рассказанного вами?
4.
Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).
(Обитатели наземно-воздушной среды, их приспособленность к
солнечному режиму)
- Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели
наземно-воздушной среды, их приспособленность к солнечному режиму .(слайд12-15)
-
Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями наземно-воздушной
среды, и к тому, как они приспособленность
к солнечному режиму .(слайд12-15) предлагаю вам
поработать в парах по рядам.
Первая часть работы « Дать характеристику растениям»
1 ряд - солнцелюбивые растения , приспособленные к недостатку влаги.( прил.-1)
2 ряд - растения
приспособленные к умеренной влажности (
прил.-2)
3 ряд - растения приспособленные к недостатку влаги ( прил.-3)
- Для работы используйте учебник - стр.24, информационные листы, в
которых даётся дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 1,2,3)
В тетради записываете краткие выводы.
Вторая часть работы « Дать характеристику животным»
1
ряд - солнцелюбивые животные , приспособленные к недостатку влаги. ( прил.-1)
2 ряд - животные
приспособленные к умеренной влажности (
прил.-2)
3 ряд - животные приспособленные к недостатку влаги ( прил.-3)
-
Для работы используйте учебник - стр.24, информационные листы, в которых даётся
дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 2-3)
В
тетради записываете краткие выводы.
5.
Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение
выполненного задания).
Выступление
представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов 13-17,
дополняется
учителем
6.
Применения новых знаний (слайд18-21)
6.1.
Работа в тетради –тренажёр.
(с
последующей проверкой)
1.
учебник – п 7 с.24-25
2.
тетрадь-тренажёр №1 ,с.33
6.2.
Подведения
итогов работы (проведение самооценки)
Поставьте себе оценку за проделанную
работу.
Критерии:
Если
при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»
Допущены незначительные
ошибки, урок усвоил «хорошо»
Допущены ошибки,
урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать
7.
Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд23)
§
7, с.24-25; повторить § 6
Творческое
задание (по выбору)
•
Составить
1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности
приспособления растений или жизни и поведения животных, строения их тела.
8. Рефлексия
- Что нового
вы для себя открыли?
-
Что
больше всего вам понравилось на уроке?
-
Вы
удовлетворены полученными знаниями?
Спасибо за
внимание! (слайд24)
Список
литературы
1.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.
5-6
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,
2012.-128-29с
2.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.
Тетрадь-тренажёр.
Часть 1.- М.: Просвещение,
2012.-33с.
3.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.
Поурочные
методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.
4.
DVD -
диск.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.