Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по биологии "Сердце"

Урок по биологии "Сердце"

Скачать материал

Цели урока:

·                         развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении

·                         раскрыть особенности строения сердца, как одного из органов кровообращения

·                         продолжить развитие общественно – учебных навыков

Оборудование:

·                         таблица “Сердце”,

·                         модель торса человека,

·                         разборные модели сердца, учебно–тематические карты,

·                         учебник,

·                         презентация по данной теме.

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие учителем, отметить отсутствующих, задачи урока).

2. Фронтальный опрос

Природная среда, окружающая человека населена множеством соседей по планете. Из более чем 1,5млн видов животных почти 50 тыс. видов ведут паразитический образ жизни. Поэтому подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями организм строит глубоко эшелонируемую оборону.

Достаточно паразиту попытаться проникнуть в тело человека как в действие немедленно вступают все защитные силы организма и механизмы.

1. Кто первыми встают на пути посторонних веществ?

Отвечают учащиеся.

2. А если организм ослаблен, что тогда может произойти?

Отвечают учащиеся.

3. Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, то кто выполняет защитную функцию?

Ответ учащихся.

4. А как вы думаете, элементы крови участвуют в формировании внутренних механизмов защиты организма человека?

О функции, каких клеток мы с вами изучали?

Ответ учащихся.

5. При исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1мм крови содержится 20 тыс., в то время как норма 6-8 тыс. Дайте объяснение этому явлению.

Отвечают учащиеся.

6. Что же такое воспаление?

Но ребята, в организме также образуются особые вещества белковой природы, которые обезвреживают чужеродные клетки и вырабатываемые ими вредные для организма вещества (токсины).

О каких веществах идет речь?

Дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

Отвечают учащиеся.

Изучение нового материла.

Кровь в организме человека течет по замкнутой системе сосудов. Она находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. И вот эту непрерывность тока крови обеспечивает один из органов кровообращения – Сердце.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Сценка – Наука, Разум, Сердце, Сила.

К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину.

Все предельно просто! Ничего лишнего и в этой простоте само совершенство.

Нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце, но оно все все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и до настоящего времени.

Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о живом насосе прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

Вопрос к классу

Используя свои знания, полученные при изучении раздела “Животные” назовите органы кровообращения.

А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.

Обратите внимание на слайды, на которых представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.

Строение сердца в процессе развития животного мира усложнилось и совершенствовалось.

У типичного представителя бесчерепных – ланцетника – роль сердца, как органа выполняет движение крови, играет сосуд – брюшная аорта.

У Рыб появилось двухкамерное сердце, обеспечивает движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления и интенсификацию кровотока, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.

Сердце земноводных по сравнению с рыбами усложнилось. Оно трехкамерное, состоящее из двух предсердий и одного желудочка. При одновременном сокращении предсердий кровь поступает в единственный желудочек лягушки, но мало смешивается в нем, так как желудочек содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку.

Сердце большинства пресмыкающихся трехкамерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы.

В ходе дальнейшей эволюции сердце становится четырехкамерным.

Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (теплокровность).

Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности егостроения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела?

Сейчас познакомимся с особенностями строения сердца человека!

Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, который ритмически сокращается в течение всей жизни организма.

Сердце – главный орган системы кровообращения.

Споры прежних веков о его предназначении кажутся нелепыми. Почему?

Но, например, в Древнем Китае верили, что сердце участвует в процессе пищеварения. Древние Египтяне, арабы, индейцы полагали, что сердце – это вместилище души. Мысль, что сердце – это сложно устроенная мышца пришли далеко не сразу.

Рисунок 1.

Вопрос к классу

Почему сердце получило такое название?

Давайте посмотрим на форму сердца. Постараемся найти верхушку сердца. Куда она обращена?

Широкое основание сердца направленно вверх и назад, а суженная верхушка вниз вперед и влево.

Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?

Рассмотрите поверхность модели сердца, а, также пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок. Какое это имеет значение.

Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, которая предохраняет сердце от трения. Стенка сердца состоит из трех слоев:

·                         эпикард - наружный слой, срастается с перикардом, называют сердечной сорочкой;

·                         миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

·                         эндокард – внутренний слой, выстилает его полости изнутри, образует клапаны.

Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунке и модели они обозначены разном цветом.

Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки.

Объяснение учителя

В аорте и легочной артерии найдите полулунныеклапаны.

Каково их функциональное значение

Объяснение учителя

В чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

Учитель в случае необходимости дополняет ответы учащихся

Закрепление материала

А теперь закройте свои учебники попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запишите в тетради, что обозначено под ? на рисунке тематической карты.

Рисунок 2.

После выполнения самостоятельной работы в классе организуется обсуждение проделанной работы, учащиеся вместе с учителем делают основные выводы урока.

3. Общие выводы урока:

1.                Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца (миокарда) образована мелкими одноядерными клетками - кардиоцитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками, играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.

2.                Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих. Состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.

3.                Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

4. Домашнее задание: параграф 22.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии "Сердце""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

·         развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении

·         раскрыть особенности строения сердца, как одного из органов кровообращения

·         продолжить развитие общественно – учебных навыков

Оборудование:

·         таблица “Сердце”,

·         модель торса человека,

·         разборные модели сердца, учебно–тематические карты,

·         учебник,

·         презентация по данной теме.

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие учителем, отметить отсутствующих, задачи урока).

2. Фронтальный опрос

Природная среда, окружающая человека населена множеством соседей по планете. Из более чем 1,5млн видов животных почти 50 тыс. видов ведут паразитический образ жизни. Поэтому подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями организм строит глубоко эшелонируемую оборону.

Достаточно паразиту попытаться проникнуть в тело человека как в действие немедленно вступают все защитные силы организма и механизмы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 663 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 480
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 462
    • DOCX 104 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кулаева Юлия Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кулаева Юлия Ивановна
    Кулаева Юлия Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2427
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе