Главная / Биология / Урок по биологии " Внешнее строение листа"( 6 класс)

Урок по биологии " Внешнее строение листа"( 6 класс)


Урок в 6 классе д.Сосновка « Внешнее строение листа» проведен 26.12 2014


Тема урока: Внешнее листа

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:изучить внешнее строение листа

Задачи:

- образовательные: знать о внешнем строении листа

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать внешнее листа;

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения внешнего и клеточного строения листа

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, презентация

Ход урока


Оборудование: комнатные растения, гербарии растений.

Ход урока

1. Орг. Момент

Мотивация

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас мы с вами повторим тему прошлого урока. Я вам буду загадывать загадки,вы поднимаете руку и получаете очки. Кто наберет больше очков,тот и победит.

  1. Парк как будто весь покрыт

облаком зеленым

Тополь в зелени стоит

И дубы и клены.

Что на веточках раскрылось,

И в апреле распустилось? ( листва, почки)



  1. Мы с побегами ребятки

Из одной семейки

Мы для них всегда зачатки

А у липы- клейки? ( почки )



  1. Пробиваемся из почвы

И растем и днем и ночью

С каждым днем все крепче,выше

Скоро дорастем до крыши ( побеги,ростки )



  1. Зимой она малютка

Покрыта чешуей

И замерзает жутко

Морозною порой

Но летом ждет ее успех

Она зачаточный побег ( почка)


3. Изучение нового материала.

Беседа- А сейчас отгадайте еще 1 загадку

- Сидит зеленеет

- Лежит пожелтеет

- Упадет почернеет? ( лист)

Итак! Тема нашего урока- Внешнее строение листа( записываем тему на доске)

- Что вы хотели бы узнать по данной теме?

-Что мы уже знаем о листьях?

- А что нам еще нужно узнать о листе?

Древнегреческий ученый Теофраст,друг Аристотеля,задался вопросом: « Зачем растениям листья?,Неужели чтоб украшать пальмы?». Именно с Теофраста началось изучение листа.

Мы знаем, что корень - это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику - стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист - это часть побега, которая - образует органические вещества; - участвует в газообмене; - испаряет влагу.


2. Разнообразие листьев.

У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то...

*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию - индейцы называют "птичья сковородка", потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.

*У кактусов же листья превратились в колючки.

По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким может быть край листа?

Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.


3.Внешнее строение листьев.

Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга. Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.

-Большая часть листьев имеет зелёную окраску. Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые. При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.

-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы "сидят" на стебле и называются сидячими.

-Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.

Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.


4. Простые и сложные листья.

Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые листья?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком. На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.

Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.


5. Жилкование листьев.

Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?

Жилки - это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:

-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.

-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.

Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование называется дуговым. Рисунок 82.

Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.


IV. Закрепление.

1.Практическая работа.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.

Название растения

лист

жилкование

листорасположение







Желающие дети отвечают.Молодцы,вы отлично справились с заданием. Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями и терминами. А сейчас я предлагаю вам ответить на контрольные вопросы. Поднимаем руку и зарабатываем баллы

1. Лист,состоящий из нескольких листовых пластинок называется.....

2. Проводящие пучки называются.......

3. Способ прикрепления к стеблю основанием листовой пластинки..........

4. Лист,состоящий из 1 листовой пластинки.......

Растения создают вещества для собственных нужд,обеспечивают растительной пищей живые организмы,дают кислород. Недаром растительный покров Земли называют зелеными легкими планеты. Не случайно 2013 г. был объявлен « годом окружающей среды».

Наш урок подошел к концу. Сегодня за урок оценки получают …...Домашнее задание 23 параграф читать и ответить на вопросы. Урок окончен!






Урок по биологии " Внешнее строение листа"( 6 класс)
  • Биология
Описание:

Данаая разработка урока будет полезна при изучении новой темы " Внешнее строение листа". Урок с элементами ФГОС. Создается проблемная ситуация,и ученики сами находят ответы на поставленные учителем вопросы.В закреплении пройденного материала выполняется лабораторная работа,каждому дается самостоятельный материал в виде гербария.Также подготовлены контрольные вопросы для проверки усвоения нового материала.Урок проводится с применением средств ИКТ. Наглядная презентация активно используется на уроке.Материал разработан с учетом индивидуальных особенностей всех учеников.

Автор Байбулатова Ирина Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2338
Номер материала 46075
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓