Главная / Биология / Урок по биологии "Ода земноводным" (7 класс)

Урок по биологии "Ода земноводным" (7 класс)

Урок – размышление в 7 классе по теме « Земноводные»

«Ода земноводным».


Цель: изучить строение, значение и многообразие земноводных.

Задачи:

  1. Сформировать знания об особенностях строения земноводных в связи с наземно-воздушной средой обитания.

  2. Продолжить формирование умений сравнивать(строение рыбы и лягушки), работать с биологическими терминами. Учебником, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, развивать творческое мышление и монологическую речь.

  3. Воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим значением.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Формы работы: групповая, индивидуальная.



Ход урока:

  1. Орг. момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Учитель: Я приветствую вас на первом уроке в наступившей итоговой четверти. И прежде чем начать изучение новой темы, хотела бы предложить вам вспомнить основные ключевые моменты изученного ранее материала.

Работа с терминами:

Хорда

Пойкилотермные

Гомойотермные

Беспозвоночные

Позвоночные


  1. Актуализация знаний.

Запись голоса лягушки.

Учитель читает на фоне записи голосов животных (лягушки) стих- эпиграф к уроку

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

У природы живые ноты:

Песня поля и музыка моря.

Ручейками звенит природа,

Соловьями встречает зори.

Окружая леса заботой,

Помогая хлебам колосится,

Мы в чудесных стихах природы

Открываем свои страницы.


Ребята, о каком животном пойдет речь?


УЧИТЕЛЬ: Правильно, речь сегодня пойдет о земноводных.

Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого- нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных:

  • Красивая как лебедушка

  • Хитрая как лиса

  • Глухой как тетерев

  • Задиристый как петух

  • Грациозная как лань

  • Гадкая как жаба

Образы параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохранились определенные симпатии и антипатии. Оказывается, 97 % людей своими любимцами считают млекопитающих и только 3 % отдают предпочтение рыбам и земноводным.

Саламандра, тритон – эмоций не много, лягушка- еще ничего, но жаба – слово-то какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.

Стихотворение:

Расскажу о том, как гибнет Что ж, обидела, и многим

Их несчастный род, Их природа-мать -

Проживая жизнь в болоте, Нет зубов, не могут бегать,

Полную невзгод. Им нельзя летать.


Бьют камнями их мальчишки Часто губят их напрасно,

Просто так, зазря, Не думая о том,

Убежать от них, укрыться Что Земля – планета наша-

Им почти нельзя. То наш общий дом.


Эволюция решила Все мы братья, все мы сестры-

Их загнать в тупик. Команда корабля:

С этим именем считаться Этой маленькой планеты

Мало кто привык. С именем – Земля.


УЧИТЕЛЬ:И действительно, дети не видевшие, а главное не слышавшие о жабах дурные истории, берут их в руки без содрогания. Предрассудки, суеверия, сколько их еще! И далеко не всегда они безвредны. Многим жабам, например, стоило жизни поверье, будто от контакта с ними на коже появляются бородавки. Причина предосудительного отношения к этим животным кроется в незнании их образа жизни. Мало кому в голову придет раскрыть справочник и познакомиться с жизнью животных этого класса. Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте. Они этого заслуживают.

Но в начале я хочу чтобы вы заняли свои места в классе в соответствии с своим отношением к этим животным: 1 ряд - нравятся; 2 ряд – не нравятся; 3 ряд – равнодушны.


  1. Изучение новой темы.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим разговор о классах позвоночных животных. И познакомимся с классом земноводных – с жабами, лягушками, саламандрами, тритонами. Даже ваша реакция на эти слова свидетельствуют о там, что это необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети и взрослые. Сегодня я беру на себя задачу защитить земноводных, оправдать их в глазах людей.


Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока..


А начать я хочу с обращения (зачитывает ученик)

« Уважаемые друзья! Ищем у вас защиты! Нас поражает невежество человека, который считает себя венцом творения. Каких только небылиц не насочинял он про нас! Например: « Прежде чем ввозить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи». Лучше бы строил хорошие хранилища. Или:»Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевы.» Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров. Все считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. « Если увидел жерлянку и она перевернулась на спину – жди в доме несчастья» А несчастье от этого – только нам земноводным!


УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы попробуем разобраться- справедливы ли нападки. Для этого нам необходимо выполнить определенную работу и сделать соответствующие выводы.


Работаем парами. Каждая пара учащихся получает соответствующее задание.

1 – Происхождение, классификация, систематика и многообразие земноводных. Представители.(рассказ о лягушке и жабе)

2. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания.

3. Отделы скелета. Передвижение. Конечности.

4. Дыхание.

5. Питание.

6. Кровеносная система.

7. Размножение.

8. Значение. Сообщения учащихся ( дополнение учителя – презентация «Памятники»)


Учащиеся работают с текстом учебника, затем защищают свои сообщения, отвечая у доски. Учитель дополняет, поправляет.

УЧИТЕЛЬ: Справедливы слова Альфреда Брема: « Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно и столь несправедливо, как семейство жаб… И все же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти , с какой ее преследуют и убивают, вполне сходятся и так называемые образованные и необразованные, белые и черные люди… Никто из тех , кто дурно говорит о жабе , не наблюдал ее в жизни, не прочел ни одной естественной истории….» По справедливости – прежде чем обвинять, надо по крайней мере узнать – кого обвиняешь.


Я хочу сейчас подвести итог вашей работе и сделать вывод: Что же мы узнали о первых наземных животных? Краткие ответы учащихся.

1. Появились и произошли…..

2. Дышат…..

3. Изменения в кровеносной системе….

4. Передвижение….

5. Голова….

6. Глаза….

7. Почему первые «слюнтяи»…

8. Слух…


РЕФЛЕКСИЯ


УЧИТЕЛЬ: Однако, сумев освоить сушу, земноводные до конца не порвали связь с водой, поэтому их называют амфибии – двоякоживущие, русское название земноводные содержит в себе название двух сред, где обитают эти животные.

Работа по таблице:

Вопросы :

  1. Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к обитанию в воде ( короткое тело, отсутствие хвоста, заостренная клиновидная голова, перепонки на задних конечностях)

  2. Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к наземному образу жизни ( широкое туловище, наличие конечностей, клиновидная голова)

  3. Рассмотрите кожный покров лягушки, Обратите внимание на слизь, которая выделяется кожными железами и предохраняет лягушку от высыхания. Объясните какую еще функцию выполняет эта слизь (помогает добывать пищу, помогает передвигаться в воде, уменьшая сопротивление, защищает организм от бактерий)

  4. Рассмотрите голову лягушки. Ноздри лягушки снабжены клапанами, которые открываются и закрываются в такт дыханию. В воде клапаны все время закрыты. Расскажите какую роль играют эти клапаны в жизни лягушки( защищают ноздри, участвуют в дыхательном процессе на суше, необходимы для поиска пищи)

  5. Рассмотрите глаза лягушки, обратите внимание на наличие подвижных век, объясните признаком чего это является ( приспособленность к жизни в воде, хорошее зрение, наземного образа жизни)

  6. вспомните как дышит лягушка на суше. Обратите внимание на связь движения нижней стенки ротовой полости и носовых клапанов. При помощи какого органа дышат наземные животные( легких, ротовой полости, носовой полости)

  7. Почему долго находясь под водой лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр( в дыхании принимает участие кожа, богатая кровеносными сосудами, лягушка экономно расходует воздух в легких, жизненные процессы в организме резко замедляются)

  8. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки ( передняя, задняя, обе)

  9. Объясните, какова роль задних конечностей при движении в воде ( плывет вперед отталкиваясь задними ногами, задние конечности обеспечивают всплытие, управляют движением тела в воде).


УЧИТЕЛЬ: А теперь я хочу, чтобы вы, узнав о земноводных достоверную и правдивую информацию еще раз выразили свое мнение и заняли места в соответствии со своим отношением к ним, если у кого- то поменялось мнение о них займите новые места в классе.


Стихотворение:

Ну, кто говорит, что лягушки –уроды!

Он должен наверно себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у животного – жить.

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,

Наряд у лягушки удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шерстка?

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Я знаю, и в сказке «Царевна-лягушка»

Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,

Что кто-то под шкуркой лягушки озерной

От злобы царевну красавицу спас.

Сказал ей: «Царевна, побудь-ка лягушкой!

Веселый и добрый лягушки народ.

В воде и на суше лягушечья шкурка

От зависти черной тебя сбережет»

И стала лягушкой царевна из сказки,

А ставши лягушкой, мы знаем – спаслась.

И черные силы старались напрасно,

Как в сказке, царевне судьба удалась.

А сколько лягушек – бесчисленно много,

Их можно считать и считать без конца ,

Отдали науке лягушачьи ноги,

На пользу науки – отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

То тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку,

На волю, как в сказке ее отпусти!


  1. Закрепление. Тест- контроль.


  1. Итоги. Оценки.

Д/З. Выучить параграф , подготовить проект-презентацию на тему «Земноводные».


Урок по биологии "Ода земноводным" (7 класс)
  • Биология
Описание:

            Как учитель биологии я должна помочь детям осознать необходимую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость и красоту биологического вида, научить понимать, что в природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся биоэкологическое мышление. Данный урок-размышление позволяет учащимся самим осознать уникальность природы, подвести учащихся к мысли о ее целесообразности.  

            Изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать и слышать, т.е. необходимо включить все органы чувств в процесс обучения. Система приемов при групповом обучении через сотрудничество (ОЧС), которые я использую дает возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание помогают дифференцированные дидактические материалы, разноуровневые задания, а так же оперативный,  систематический контроль.

 

Автор Крекотень Татьяна Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1029
Номер материала 2353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓