Урок –
размышление в 7 классе по теме « Земноводные»
«Ода земноводным».
Цель:
изучить строение, значение и многообразие земноводных.
Задачи:
- Сформировать знания об особенностях строения
земноводных в связи с наземно-воздушной средой обитания.
- Продолжить формирование умений
сравнивать(строение рыбы и лягушки), работать с биологическими терминами.
Учебником, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей
деятельности, делать выводы, развивать творческое мышление и
монологическую речь.
- Воспитание убеждения в необходимости
бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим
значением.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, исследовательские.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока:
- Орг. момент.
Приветствие,
проверка готовности к уроку.
Учитель: Я
приветствую вас на первом уроке в наступившей итоговой четверти. И прежде чем
начать изучение новой темы, хотела бы предложить вам вспомнить основные
ключевые моменты изученного ранее материала.
Работа с терминами:
Хорда
Пойкилотермные
Гомойотермные
Беспозвоночные
Позвоночные
- Актуализация знаний.
Запись голоса
лягушки.
Учитель читает на
фоне записи голосов животных (лягушки) стих- эпиграф к уроку
У природы живые
краски,
Миллионы лучистых
соцветий
Для чего чудеса из
сказки,
Если в жизни их
можно встретить.
У природы живые
ноты:
Песня поля и музыка
моря.
Ручейками звенит
природа,
Соловьями встречает
зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам
колосится,
Мы в чудесных
стихах природы
Открываем свои
страницы.
Ребята, о каком
животном пойдет речь?
УЧИТЕЛЬ: Правильно,
речь сегодня пойдет о земноводных.
Вряд ли кто
объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к
третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно
уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить
кого- нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных:
·
Красивая как лебедушка
·
Хитрая как лиса
·
Глухой как тетерев
·
Задиристый как петух
·
Грациозная как лань
·
Гадкая как жаба
Образы параллели мы получили в наследство от
тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все
больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохранились
определенные симпатии и антипатии. Оказывается, 97 % людей своими любимцами
считают млекопитающих и только 3 % отдают предпочтение рыбам и земноводным.
Саламандра, тритон – эмоций не много, лягушка-
еще ничего, но жаба – слово-то какое! Кто презрительно улыбнется, кто
содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды.
Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует
свое невежество. Именно невежество.
Стихотворение:
Расскажу о том, как гибнет Что ж,
обидела, и многим
Их несчастный род, Их
природа-мать -
Проживая жизнь в болоте, Нет
зубов, не могут бегать,
Полную невзгод.
Им нельзя летать.
Бьют камнями их мальчишки Часто губят
их напрасно,
Просто так,
зазря, Не думая о том,
Убежать от них, укрыться Что
Земля – планета наша-
Им почти нельзя. То
наш общий дом.
Эволюция решила
Все мы братья, все мы сестры-
Их загнать в тупик.
Команда корабля:
С этим именем считаться
Этой маленькой планеты
Мало кто привык. С
именем – Земля.
УЧИТЕЛЬ:И действительно, дети не видевшие, а
главное не слышавшие о жабах дурные истории, берут их в руки без содрогания.
Предрассудки, суеверия, сколько их еще! И далеко не всегда они безвредны.
Многим жабам, например, стоило жизни поверье, будто от контакта с ними на коже
появляются бородавки. Причина предосудительного отношения к этим животным
кроется в незнании их образа жизни. Мало кому в голову придет раскрыть
справочник и познакомиться с жизнью животных этого класса. Попробуем сегодня
взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением:
поверьте. Они этого заслуживают.
Но в начале я хочу чтобы вы заняли свои места
в классе в соответствии с своим отношением к этим животным: 1 ряд - нравятся;
2 ряд – не нравятся; 3 ряд – равнодушны.
- Изучение новой темы.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы
продолжим разговор о классах позвоночных животных. И познакомимся с классом
земноводных – с жабами, лягушками, саламандрами, тритонами. Даже ваша реакция
на эти слова свидетельствуют о там, что это необычные животные. У одних они
вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети
и взрослые. Сегодня я беру на себя задачу защитить земноводных, оправдать их в
глазах людей.
Мотивация учебной
деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока..
А начать я хочу с
обращения (зачитывает ученик)
« Уважаемые друзья!
Ищем у вас защиты! Нас поражает невежество человека, который считает себя
венцом творения. Каких только небылиц не насочинял он про нас! Например: «
Прежде чем ввозить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу
лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи». Лучше бы строил хорошие хранилища.
Или:»Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не
повредит посевы.» Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров.
Все считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. « Если увидел
жерлянку и она перевернулась на спину – жди в доме несчастья» А несчастье от
этого – только нам земноводным!
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы
попробуем разобраться- справедливы ли нападки. Для этого нам необходимо
выполнить определенную работу и сделать соответствующие выводы.
Работаем парами.
Каждая пара учащихся получает соответствующее задание.
1 – Происхождение,
классификация, систематика и многообразие земноводных. Представители.(рассказ о
лягушке и жабе)
2. Особенности
внешнего строения в связи со средой обитания.
3. Отделы скелета.
Передвижение. Конечности.
4. Дыхание.
5. Питание.
6. Кровеносная
система.
7. Размножение.
8. Значение.
Сообщения учащихся ( дополнение учителя – презентация «Памятники»)
Учащиеся работают с
текстом учебника, затем защищают свои сообщения, отвечая у доски. Учитель
дополняет, поправляет.
УЧИТЕЛЬ:
Справедливы слова Альфреда Брема: « Издревле и до наших дней ни одно семейство
животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не
преследовалось столь беспощадно и столь несправедливо, как семейство жаб… И все
же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти , с какой ее преследуют и
убивают, вполне сходятся и так называемые образованные и необразованные, белые
и черные люди… Никто из тех , кто дурно говорит о жабе , не наблюдал ее в
жизни, не прочел ни одной естественной истории….» По справедливости – прежде
чем обвинять, надо по крайней мере узнать – кого обвиняешь.
Я хочу сейчас
подвести итог вашей работе и сделать вывод: Что же мы узнали о первых наземных
животных? Краткие ответы учащихся.
1. Появились и
произошли…..
2. Дышат…..
3. Изменения в
кровеносной системе….
4. Передвижение….
5. Голова….
6. Глаза….
7. Почему первые
«слюнтяи»…
8. Слух…
РЕФЛЕКСИЯ
УЧИТЕЛЬ: Однако,
сумев освоить сушу, земноводные до конца не порвали связь с водой, поэтому их
называют амфибии – двоякоживущие, русское название земноводные содержит в себе
название двух сред, где обитают эти животные.
Работа по таблице:
Вопросы :
- Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите
признак, указывающий на ее приспособленность к обитанию в воде ( короткое
тело, отсутствие хвоста, заостренная клиновидная голова, перепонки на
задних конечностях)
- Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите
признак, указывающий на ее приспособленность к наземному образу жизни (
широкое туловище, наличие конечностей, клиновидная голова)
- Рассмотрите кожный покров лягушки, Обратите
внимание на слизь, которая выделяется кожными железами и предохраняет
лягушку от высыхания. Объясните какую еще функцию выполняет эта слизь
(помогает добывать пищу, помогает передвигаться в воде, уменьшая
сопротивление, защищает организм от бактерий)
- Рассмотрите голову лягушки. Ноздри лягушки
снабжены клапанами, которые открываются и закрываются в такт дыханию. В
воде клапаны все время закрыты. Расскажите какую роль играют эти клапаны в
жизни лягушки( защищают ноздри, участвуют в дыхательном процессе на суше,
необходимы для поиска пищи)
- Рассмотрите глаза лягушки, обратите внимание
на наличие подвижных век, объясните признаком чего это является (
приспособленность к жизни в воде, хорошее зрение, наземного образа жизни)
- вспомните как дышит лягушка на суше.
Обратите внимание на связь движения нижней стенки ротовой полости и
носовых клапанов. При помощи какого органа дышат наземные животные(
легких, ротовой полости, носовой полости)
- Почему долго находясь под водой лягушка не
погибает, хотя у нее нет жабр( в дыхании принимает участие кожа, богатая
кровеносными сосудами, лягушка экономно расходует воздух в легких,
жизненные процессы в организме резко замедляются)
- Какая пара ног играет основную роль при
движении лягушки ( передняя, задняя, обе)
- Объясните, какова роль задних конечностей
при движении в воде ( плывет вперед отталкиваясь задними ногами, задние
конечности обеспечивают всплытие, управляют движением тела в воде).
УЧИТЕЛЬ: А теперь я
хочу, чтобы вы, узнав о земноводных достоверную и правдивую информацию еще раз
выразили свое мнение и заняли места в соответствии со своим отношением к ним,
если у кого- то поменялось мнение о них займите новые места в классе.
Стихотворение:
Ну, кто говорит,
что лягушки –уроды!
Он должен наверно
себе уяснить:
Законы свои у
суровой природы,
И главная цель у
животного – жить.
Прыгунья, пловчиха
– в воде и на суше,
Наряд у лягушки
удобен и прост.
Зачем под водой ей
пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы
искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке
«Царевна-лягушка»
Есть скрытый, но
ясный для всех недосказ,
Что кто-то под
шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну
красавицу спас.
Сказал ей:
«Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый
лягушки народ.
В воде и на суше
лягушечья шкурка
От зависти черной
тебя сбережет»
И стала лягушкой
царевна из сказки,
А ставши лягушкой,
мы знаем – спаслась.
И черные силы
старались напрасно,
Как в сказке,
царевне судьба удалась.
А сколько лягушек –
бесчисленно много,
Их можно считать и
считать без конца ,
Отдали науке
лягушачьи ноги,
На пользу науки –
отдали сердца.
И если случайно
лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей:
«Лягушка, прости!»
Погладь осторожно
прохладную лапку,
На волю, как в
сказке ее отпусти!
- Закрепление. Тест- контроль.
- Итоги. Оценки.
Д/З. Выучить
параграф , подготовить проект-презентацию на тему «Земноводные».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.