Инфоурок Биология КонспектыУрок по биологии на тему "Зрительное восприятие" 8 класс

Урок по биологии на тему "Зрительное восприятие" 8 класс

Скачать материал

Тема: «Зрительное восприятие».

 

Цели: 1. Раскрыть значение зрительных ощущений и восприятия в жизни человека; углубить знания о строении и функции глаза, оптической системе; сформировать понятия близорукости, дальнозоркости, гигиене зрения.

2. Развивать у учащихся умение обосновывать гигиенические правила, логическое мышление, применение знаний на практике, обоснование проводимых опытов.

3. Гигиеническое воспитание, способствовать выработке полезных привычек по гигиене зрения.

 

Оборудование: рисунки для проведения опытов, таблица «Нарушение зрения при близорукости и дальнозоркости».

 

                       Ход урока.

1.      Оргмомент.

2.      Проверка домашнего задания.

(«Формирование изображения на сетчатке. Строение глаза».)

Фронтальный опрос:

-          Какого значение зрения? (Получаем информацию.)

-          Какие защитные приспособления имеет глаз?  (Брови - пот не попадает в глаза; веки и ресницы защищают от пыли.)

-          Какое значение имеет выделение слез? (Слезная жидкость смачивает поверхность глаза, предохраняя его от высыхания и смывая пыль. В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробов.)

-          Какую функцию выполняет зрачок? (Регулирует поступление внутрь глаза лучей света.)

-          От чего зависит цвет глаз? (От пигмента в радужной оболочке. Если его много – глаза темные, меньше – светлые).

-          Какие зрительные рецепторы вы знаете? (Палочки – не могут  воспринимать цвет и колбочки – воспринимают цвет.)

 

Индивидуальный опрос:

-          Рассказать, как происходит  формирование изображения на сетчатке.

 

3.Новый материал.

А) Тема, цели.

 

Б) Зрение двумя глазами. (Рассказ учителя.)

Мы видим двумя глазами. В зрении участвуют оба полушария головного мозга, каждое из которых получает информацию как от правого, так и от левого глаза.

   Важнейшим преимуществом зрения двумя глазами является способность воспринимать предметы в объемном изображении и оценивать их относительно удаленности в пространстве. Такая способность получила название

       СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ  ЗРЕНИЕ.

Эффект объемного пространства может возникать в тех случаях, когда мы обоими глазами рассматриваем одну плоскую картину.

ПР. РАБ. по обнаружению стереоскопического зрения.

 

В) Еще одной особенностью нашего зрительного восприятия  является

ЖЕЛТОЕ и СЛЕПОЕ ПЯТНО.

В состав желтого пятна  входят только колбочки.

-          За что они отвечают? (Цветное зрение; возбуждается только ярким цветом.)

Поэтому наиболее отчетливо мы различаем те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно.

ЖЕЛТОЕ ПЯТНО – самое четкое изображение на сетчатке глаза, которое образуют колбочки.

С помощью глазных мышц мы можем управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение попадало на желтое пятно.

 

На сетчатке есть место, откуда выходит зрительный нерв, но он лишен зрительных рецепторов, т.е. палочек и колбочек. Это место называется СЛЕПЫМ ПЯТНОМ       

( место на сетчатке, лишенное зрительных  рецепторов.)

 

ПР.РАБ. по обнаружению желтого и слепого пятна.

 

Г) Нарушение зрения.

Одной из важнейших характеристик зрения является ОСТРОТА – четкость видения; предельная способность глаза различать мелкие детали в поле зрения.

- Как вы думаете, у кого самое острое зрение?

(Ученик).Хорошо известно, что у крота, который большую часть жизни проводит под землей, во тьме, глаза недоразвиты или закрыты пленкой. Сокол видит добычу размером с голубя на расстоянии 1500м. Самое острое зрение у орла. Он парит на высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит как сова.

-Как вы думаете, от чего зависит острота зрения? (от общей освещенности, контраста деталей, изображения на определенном фоне…)

            Но встречаются различные нарушения зрения – это БЛИЗОРУКОСТЬ и ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ.

            При врожденной близорукости (МИОПИЯ) глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предмета возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее.

            Приобретенная близорукость возникает при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения – увеличивается кривизна хрусталика.

            Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы изображения возникали точно на сетчатке.

            ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ). При врожденной - глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов возникает как бы позади сетчатки.

            Приобретенная дальнозоркость возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчато, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта  точно на сетчатке.

Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения.

-          Какие еще другие болезни глаз вы знаете?(Доклад)

 

 

Д) Гигиена зрения.

            Чтобы не возникали нарушения зрения и заболевания, нужно соблюдать определенные правила (гигиену зрения).

СИТУАЦИИ (Что для глаз вредно, что полезно и почему):

1.      Читать лежа и в транспорте (Вредно, т.к. положение книги в руке постоянно меняется по отношению к глазам)

2.      Смотреть на яркий свет (Вредно, т.к. слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению)

3.      Смотреть близко телевизор (Вредно, т.к. мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшается зрительное восприятие.)

4.      Оберегать глаз от ударов (Полезно, т.к. может наступить слепота.)

5.      Промывать по утрам глаза (Полезно, т.к. очищают от микробов)

6.      Тереть глаза грязными руками (Вредно, т.к. может попасть инфекция)

7.      Читать при хорошем освещении (Полезно, т.к. не утомляются глаза)

-          С какой стороны должен падать свет? (Слева)

-          Почему?

8.      Тереть глаз, если попала соринка? (Вредно)

-          Что нужно делать? ( Нужно поднести к глазу ванночку, наполненную кипяченой водой)

ВЫВОД: что нужно делать, чтобы зрение не нарушалось?

 

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Ситуации:

1.      Почему справедлива поговорка «В темноте все кошки серы»? (В зрительном восприятии в темноте участвуют только палочки, которые не могут воспринимать цвет)

2.      Можем ли мы, прицеливаясь в тире, одинаково четко видеть мушку ружья и мишень? (Да, желтое пятно)

3.      Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? (В темноте цветовое восприятие затухает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Ученые обнаружили, что при длительном нахождении в условиях очень ослабленного освещения чувствительность глаз может повысится в сотни и тысячи раз)

4.      Павел Выборнов получил водительские права и решил стать водителем-профессионалом. Но мечта его не осуществилась. По результатам мед. Обследования к работе он не был допущен, т.к. у него обнаружили дальтонизм. Почему опасна эта болезнь для водителей транспортного средства? («Слепота» на красный цвет)

5.ИТОГИ.

-          Какое значение имеет зрение для человека? (Восприятие мира)

-          Что такое зрительное восприятие? (процесс формирования образа)

Словарь

Заболевание глаз:

 

Катаракта – клетки внутри глазного хрусталика, отмирая, препятствуют прохождению света. Катаракту можно удалить хирургическим путем, но иногда возникающие при этом осложнения могут привести к слепоте.

 

Глаукома – увеличение давления внутри глазного яблока. Глаукома часто повреждает зрительный нерв и официально причисляется к основным причинам слепоты.

 

Отслойка сетчатки – основная причина слепоты, болезнь, при которой сетчатка отделяется от поддерживающей ткани на задней стороне глазного яблока.

 

Страбизм (косоглазие) – состояние, при котором глаза смотрят в разных направлениях, вызывая двойственность изображения или ослабление зрения в одном глазу.

 

Дальтонизм  (по имени Дж.Дальтона, англ. физика, впервые описавшего слепоту на красный и зеленый цвета, которой он сам страдал) – вражденное нарушение цветового зрения. Встречается преимущественно у мужчин. Около 2% мужчин не различают красный цвет и около 6% - зеленый, в то же время нарушения цветового зрения встречается только у 0,4% женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии на тему "Зрительное восприятие" 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводился в 8 классе, в исправительной колонии. Исходя из особенностей класса и темы урока, была выбрана традиционная форма проведения урока – урок усвоения новых знаний. На уроке проводились практические и лабораторные работы, направленные на применение и закрепление нового теоретического материала. 

В соответствии с уровнем подготовки учащихся и условиями проведения урока в основном был использован репродуктивный метод обучения, но он постоянно базировался на предшествующих ЗУ и Н учащихся.

 В основном преобладала фронтальная и индивидуальная форма организации учебно-познавательной деятельности.

 Цели: 1. Раскрыть значение зрительных ощущений и восприятия в жизни человека; углубить знания о строении и функции глаза, оптической системе; сформировать понятия близорукости, дальнозоркости, гигиене зрения.

2. Развивать у учащихся умение обосновывать гигиенические правила, логическое мышление, применение знаний на практике, обоснование проводимых опытов.

3. Гигиеническое воспитание, способствовать выработке полезных привычек по гигиене зрения.

 Оборудование: рисунки для проведения опытов, таблица «Нарушение зрения при близорукости и дальнозоркости».

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 992 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5932
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.12.2014 940
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смирнова Татьяна Николаевна
    Смирнова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10446
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 19 регионов

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 34 регионов

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 41 региона