№____
Утверждаю______________
Различные
типы доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления.
Цель:
Сформировать
у учащихся понятия новых терминов, познакомить их с сущностью неполного
доминирования, на примере промежуточного наследования, а также с сущностью
полного и Ко- доминирования. Продолжить формирование навыков решения задач.
Задачи:
Образовательная:
1) сформировать
у учащихся понимание новых терминов, знания о видах доминирования;
2) углубить
знания о наследовании признаков.
Развивающая:
1)
развить практическое умение в решении генетических задач на
различные типы доминирования.
2)
развить умение обобщать и сравнивать,
приводить примеры, основанные на личных наблюдениях; работать с учебным материалом в виде текста и представленным графически в виде схемы; самостоятельно составлять графические опорные сигналы
и схемы;
Воспитательная:
1)
воспитать добросовестность при выполнении заданий учителя;
2) способствовать формированию
материалистического мировоззрения на основе научных фактов;
3)сознательного отношения к своим ученическим
обязанностям.
Оборудование: учебник, таблицы – «Полное доминирование», «Неполное
доминирование», «Группы крови».
Тип урока: комбинированный.
Ход
урока
1)
Организационный момент.
-Здравствуйте,
садитесь! Давайте отметим присутствующих.
Сегодня нам предстоит разобрать
новую тему, порешать задачи. Но для начала давайте проверим домашнее задание.
2)
Опрос домашнего задания.
Итак, на дом я вам задавала §___,
выучить все термины и попробовать решить задачу. Сейчас 4 человека будут
работать по карточкам. по домашнему §, а остальным я буду задавать
вопросы, а вы отвечать. После чего мы попробуем разобрать домашнюю задачу.
(после чего раздаю карточки и
начинаю работать с группой)
Итак, 1-ый вопрос:
1)
Кто
считается основателем генетики как науки?
2)
Что
было объектом исследования Г. Менделя?
3)
Что
такое моногибридное скрещивание?
4)
Как
иначе называется 1 закон Г. Менделя?
5)
В
каком соотношении во втором поколении появляются желтые и зеленые особи?
6)
Как
называется 2 закон Г. Менделя?
7)
Что
такое гомозигота?
8)
Гетерозигота
это …
9)
Что
такое генотип?
10)
Что
такое фенотип?
Предполагаемые
ответы:
1)
Г.
Мендель.
2)
Горох
(желтый и зеленый)
3)
Скрещивание,
при котором родительские формы отличаются только по 1 паре признаков-
моногибридное.
4)
Закон
единообразия гибридов первого поколения
5)
3:1
6)
Закон
расщепления
7)
Гомозиготы
– это существа, имеющие в своем генотипе аллели только одного сорта (АА, аа)
8)
Гетерозиготы
– организмы, содержащие в своих клетках 2 аллели одного гена (разнородные
зиготы, несущие разные признаки (Аа)).
9)
Генотип
– это совокупность генов организма
10)
Фенотип-
внешнее проявление генетических признаков.
Задача: При
условии, что серый цвет мышей доминирует над белым. Какое потомство можно
ожидать в следующих скрещиваниях:
1.
Гетерозиготный
самец(серый) и гомозиготная белая самка.
2.
Белые
родители
3.
Серые
родители , один из них- гомозигота. А другой гетерозигота.
·
Могут
ли от белых родителей рождаться серые потомки?
·
Могут
ли от серых родителей рождаться белые потомки?
1) Р
♀ аа (белые) x ♂Аа (серые)
G
а А а
F1
Аа (серые) аа(белые)
1:1
50:50
2) Р ♀ аа (белые)
x ♂ аа (белые)
G
а а
F1
аа(белые)
100%
3) Р ♀ АА(серые)
х ♂Аа (серые)
G
А А а
F1
АА(серые) Аа (серые)
1) От белых родителей родиться
серые потомки не могут, т.к. серый цвет доминантен –А, а у нас оба родителя
несут гомозиготный рецессивный признак.
2) От серых родителей могут
родиться белые потомки, только в том случае, если оба родителя гетерозиготные
(Аа х Аа = АА, Аа, Аа, аа)
3)
Изучение нового материала.
Итак, тема нашего сегодняшнего
урока звучит так: «Различные типы
доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления». Запишите.
Результаты опытов Г. Менделя не
были оценены современниками. Мировая известность к нему пришла только после
смерти. В 1900г, после того как трое ученых К.Э. Корренс
(кукуруза), Э. Чермак (горох) и Г.де Фриз (мак и дурман)
независимо друг от друга получили сходные результаты экспериментов. Они
считались переоткрывателями законов Г. Менделя.
После того как законы Г. Менделя
были переоткрыты, у него нашлось немало последователей. Многие ученые стали
повторять опыты Г. Менделя, используя разные объекты, как растительные, так и
животные, но результаты их не всегда совпадали с результатами Г. Менделя. Вот
тогда в генетике появился термин «менделирующие
признаки», т.е. те которые подчинялись законам Г. Менделя,
предполагалось, что существуют и «немендилирующие
признаки».
Ученых стал интересовать вопрос:
«Почему же соотношение 3:1 проявлялось не всегда?» Оказалось, что существует
3 типа доминирования.
Схема на доске и в тетрадях
учащихся.
ДОМИНИРОВАНИЕ
ПОЛНОЕ НЕПОЛНОЕ КО-ДОМИНИРОВАНИЕ
Задача:
У томатов ген, обусловливающий
красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды
окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных
растений с желтоплодными?
Кто пойдет решать эту задачу?
Итак, известно, что А- красные, а-
желтые.
Окраска плодов
томата.
Р ♀ АА (красные)
x ♂аа (желтые)
G А а
F1
Аа (красные)
100%
С полным доминированием мы
разобрались, теперь перейдем ко второму виду –это Неполное доминирование.
Здесь доминантный ген частично
подавляет рецессивный. У гетерозиготных особей при неполном
доминировании проявляется промежуточный фенотип. Так при скрещивании ночной
красавицы(плакат) с красными и белыми цветками в первом поколении все цветки
розовые, во втором поколении проявляется расщепление 1:2:1,т.е 25%- красные, 50-%- розовые и 25% -
белые. При неполном доминировании сохраняется единообразие 1-го поколения, а
во 2-м поколении соотношение генотипических классов соответствует
фенотипическим, т.е. тоже 1:2:1.
Это явление оказалось широко
распространено в природе, проявление при наследовании окраски у цветка львиного
зева, оперения андалузских кур, шерсти коров и овец.
Еще бывает при неполном
доминировании соотношение 2:1. Оно имеет
место только тогда, когда доминантный или рецессивный аллель в гомозиготном
состоянии летален(т.е. особи погибают). Например, окраска у мышей: серые мыши
имеют генотип аа, а желтые Аа, а вот гомозиготы по доминанту АА – летальны.
Давайте решим задачу на этот тип
доминирования.
Задача:
При скрещивании красноплодной
земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании белой
– белые ягоды. В результате скрещивания обоих сортов между собой получаются
розовые ягоды.
Какое потомство получится при
опылении красноплодной земляники пыльцой земляники с розовыми ягодами?
Окраска плодов земляники.
Р ♀ АА (красные)
x ♂аа (белые)
G
А а
F1
Аа (розовые) х АА (красные)
G
А а А
F2
АА(красные) Аа (розовые)
50%:50%
С этой задачей мы тоже разобрались,
молодцы!
Ко-доминирование.
Теперь давайте рассмотрим 3-й вид
доминирования это Ко-доминирование- это явление совместного доминирования
генов, дающих при взаимодействии новый признак. Так наследуются группы
крови у человека.
4 группы крови представлены =>
генотипами (запись в тетрадях):
1 – ОО 2
– ОА, АА 3 – ОВ, ВВ 4 – АВ
У первой группы, как вы видите нет
гетерозиготного состояния, а у четвертой – гомозиготного.
Давайте посмотрим, как выглядит
наследование групп крови, если у одного из родителей 1гр., а у другого 4гр. Их
дети не будут наследовать группы крови родителей. Дети будут со 2-ой и 3-ей
группами крови.
Итак, 1гр.- ОО
4гр. – АВ
Р ♀ ОО
х ♂ АВ
G
О А В
F1
ОА ОВ
1гр. 2гр.
Что и следовало доказать!
4)
Закрепление.
Мы с вами сегодня разобрали 3 типа
доминирования. Какие?
Ø Полное
Ø Неполное
Ø Ко-доминирование
Для того чтобы закрепить полученные
знания давайте с вами решим несколько задач и определим какому же типу
доминирования они относятся.
1) Ген черной
окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски.
a) Какое
потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей КРС?
А- черная окраска
а – красная окраска
Р ♀ Аа(черная)
х ♂ Аа(черная)
G
А а А а
АА Аа Аа аа
По фенотипу 3:1
По генотипу 1:2:1
2) У
львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда
дают потомство с широкими листьями, а растения с узкими - потомство с узкими
листьями. При скрещивании узколистных с широколистными –
потомство с листьями промежуточной ширины.
А) Каким будет потомство от
скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
В) Что получится если узколистное
растение скрестить с растением, листья которого имеют промежуточную ширину?
Посмотрим, что получится:
Р ♀ АА (широк)
x ♂аа (узкие)
G
А а
F1
Аа (промеж) х аа (узкие)
G
А а а
F2
Аа аа
1:1
Молодцы! А вот задачу на 3-ий тип
доминирование вы дома попробуете составить сами.
5)
Рефлексия-
подведение итогов, оценки.
6)
Домашнее задание: §___, конспект, составить задачу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.