Главная / Биология / Урок по биологии на тему: "Различные типы доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления."

Урок по биологии на тему: "Различные типы доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления."

____ Утверждаю______________

Различные типы доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления.

Цель: Сформировать у учащихся понятия новых терминов, познакомить их с сущностью неполного доминирования, на примере промежуточного наследования, а также с сущностью полного и Ко- доминирования. Продолжить формирование навыков решения задач.

Задачи:

Образовательная:

  1. сформировать у учащихся понимание новых терминов, знания о видах доминирования;

  2. углубить знания о наследовании признаков.

Развивающая:

  1. развить практическое умение в решении генетических задач на различные типы доминирования.

  2. развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, основанные на личных наблюдениях; работать с учебным материалом в виде текста и пред­ставленным графически в виде схемы; самостоятельно составлять графические опорные сиг­налы и схемы;



Воспитательная:

  1. воспитать добросовестность при выполнении заданий учителя;

2) способствовать формированию материалистического мировоззрения на основе науч­ных фактов;

3)сознательного отношения к своим ученическим обя­занностям.

Оборудование: учебник, таблицы – «Полное доминирование», «Неполное доминирование», «Группы крови».

Тип урока: комбинированный.











Ход урока

1) Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь! Давайте отметим присутствующих.

Сегодня нам предстоит разобрать новую тему, порешать задачи. Но для начала давайте проверим домашнее задание.

2) Опрос домашнего задания.

Итак, на дом я вам задавала §___, выучить все термины и попробовать решить задачу. Сейчас 4 человека будут работать по карточкам. по домашнему §, а остальным я буду задавать вопросы, а вы отвечать. После чего мы попробуем разобрать домашнюю задачу.

(после чего раздаю карточки и начинаю работать с группой)

Итак, 1-ый вопрос:

  1. Кто считается основателем генетики как науки?

  2. Что было объектом исследования Г. Менделя?

  3. Что такое моногибридное скрещивание?

  4. Как иначе называется 1 закон Г. Менделя?

  5. В каком соотношении во втором поколении появляются желтые и зеленые особи?

  6. Как называется 2 закон Г. Менделя?

  7. Что такое гомозигота?

  8. Гетерозигота это …

  9. Что такое генотип?

  10. Что такое фенотип?

Предполагаемые ответы:

  1. Г. Мендель.

  2. Горох (желтый и зеленый)

  3. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются только по 1 паре признаков- моногибридное.

  4. Закон единообразия гибридов первого поколения

  5. 3:1

  6. Закон расщепления

  7. Гомозиготы – это существа, имеющие в своем генотипе аллели только одного сорта (АА, аа)

  8. Гетерозиготы – организмы, содержащие в своих клетках 2 аллели одного гена (разнородные зиготы, несущие разные признаки (Аа)).

  9. Генотип – это совокупность генов организма

  10. Фенотип- внешнее проявление генетических признаков.





Задача: При условии, что серый цвет мышей доминирует над белым. Какое потомство можно ожидать в следующих скрещиваниях:

  1. Гетерозиготный самец(серый) и гомозиготная белая самка.

  2. Белые родители

  3. Серые родители , один из них- гомозигота. А другой гетерозигота.

  • Могут ли от белых родителей рождаться серые потомки?

  • Могут ли от серых родителей рождаться белые потомки?



1) Р ♀ аа (белые) x ♂Аа (серые)

G а А а

F1 Аа (серые) аа(белые)

1:1

50:50

2) Р ♀ аа (белые) x ♂ аа (белые)

G а а

F1 аа(белые)

100%



3) Р ♀ АА(серые) х ♂Аа (серые)

G А А а

F1 АА(серые) Аа (серые)

1) От белых родителей родиться серые потомки не могут, т.к. серый цвет доминантен –А, а у нас оба родителя несут гомозиготный рецессивный признак.

2) От серых родителей могут родиться белые потомки, только в том случае, если оба родителя гетерозиготные (Аа х Аа = АА, Аа, Аа, аа)



3) Изучение нового материала.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Различные типы доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления». Запишите.

Результаты опытов Г. Менделя не были оценены современниками. Мировая известность к нему пришла только после смерти. В 1900г, после того как трое ученых К.Э. Корренс (кукуруза), Э. Чермак (горох) и Г.де Фриз (мак и дурман) независимо друг от друга получили сходные результаты экспериментов. Они считались переоткрывателями законов Г. Менделя.

После того как законы Г. Менделя были переоткрыты, у него нашлось немало последователей. Многие ученые стали повторять опыты Г. Менделя, используя разные объекты, как растительные, так и животные, но результаты их не всегда совпадали с результатами Г. Менделя. Вот тогда в генетике появился термин «менделирующие признаки», т.е. те которые подчинялись законам Г. Менделя, предполагалось, что существуют и «немендилирующие признаки».

Ученых стал интересовать вопрос: «Почему же соотношение 3:1 проявлялось не всегда?» Оказалось, что существует 3 типа доминирования.

Схема на доске и в тетрадях учащихся.

Дhello_html_m219b7aa4.gifhello_html_423b9ca4.gifhello_html_m229d2cf6.gifОМИНИРОВАНИЕ



ПОЛНОЕ НЕПОЛНОЕ КО-ДОМИНИРОВАНИЕ

Подавление у гибридов одних признаков другими, т.е. внешнее проявление только доминантных признаков.

Доминантный ген частично подавляет рецессивный.



Явление совместного доминирования генов, дающих при взаимодействии новый признак.



Записи ведутся по ходу объяснения материала.

Полное доминирование.

Давайте с вами решим задачу, на полное доминирование:

Задача:

У томатов ген, обусловливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными?

Кто пойдет решать эту задачу?

Итак, известно, что А- красные, а- желтые.

Окраска плодов томата.

Р ♀ АА (красные) x ♂аа (желтые)

G А а

F1 Аа (красные)

100%

С полным доминированием мы разобрались, теперь перейдем ко второму виду –это Неполное доминирование.

Здесь доминантный ген частично подавляет рецессивный. У гетерозиготных особей при неполном доминировании проявляется промежуточный фенотип. Так при скрещивании ночной красавицы(плакат) с красными и белыми цветками в первом поколении все цветки розовые, во втором поколении проявляется расщепление 1:2:1,т.е 25%- красные, 50-%- розовые и 25% - белые. При неполном доминировании сохраняется единообразие 1-го поколения, а во 2-м поколении соотношение генотипических классов соответствует фенотипическим, т.е. тоже 1:2:1.

Это явление оказалось широко распространено в природе, проявление при наследовании окраски у цветка львиного зева, оперения андалузских кур, шерсти коров и овец.

Еще бывает при неполном доминировании соотношение 2:1. Оно имеет место только тогда, когда доминантный или рецессивный аллель в гомозиготном состоянии летален(т.е. особи погибают). Например, окраска у мышей: серые мыши имеют генотип аа, а желтые Аа, а вот гомозиготы по доминанту АА – летальны.

Давайте решим задачу на этот тип доминирования.

Задача:

При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании белой – белые ягоды. В результате скрещивания обоих сортов между собой получаются розовые ягоды.

Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой земляники с розовыми ягодами?

Окраска плодов земляники.

Р ♀ АА (красные) x ♂аа (белые)

G А а

F1 Аа (розовые) х АА (красные)

G А а А

F2 АА(красные) Аа (розовые)

50%:50%

С этой задачей мы тоже разобрались, молодцы!

Ко-доминирование.

Теперь давайте рассмотрим 3-й вид доминирования это Ко-доминирование- это явление совместного доминирования генов, дающих при взаимодействии новый признак. Так наследуются группы крови у человека.

4 группы крови представлены => генотипами (запись в тетрадях):

1 – ОО 2 – ОА, АА 3 – ОВ, ВВ 4 – АВ

У первой группы, как вы видите нет гетерозиготного состояния, а у четвертой – гомозиготного.

Давайте посмотрим, как выглядит наследование групп крови, если у одного из родителей 1гр., а у другого 4гр. Их дети не будут наследовать группы крови родителей. Дети будут со 2-ой и 3-ей группами крови.

Итак, 1гр.- ОО

4гр. – АВ

Р ♀ ОО х ♂ АВ

G О А В

F1 ОА ОВ

1гр. 2гр.

Что и следовало доказать!

4) Закрепление.

Мы с вами сегодня разобрали 3 типа доминирования. Какие?

  • Полное

  • Неполное

  • Ко-доминирование

Для того чтобы закрепить полученные знания давайте с вами решим несколько задач и определим какому же типу доминирования они относятся.

1) Ген черной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски.

  1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей КРС?

А- черная окраска

а – красная окраска

Р ♀ Аа(черная) х ♂ Аа(черная)

Ghello_html_68677fbb.gifhello_html_m4dd7f721.gifhello_html_65c35839.gifhello_html_m7533ed6b.gifhello_html_m405b53ab.gifhello_html_41147a36.gifhello_html_m552bfd06.gifhello_html_4af9fdc4.gifА а А а





АА Аа Аа аа

По фенотипу 3:1

По генотипу 1:2:1



2) У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство с широкими листьями, а растения с узкими - потомство с узкими листьями. При скрещивании узколистных с широколистными – потомство с листьями промежуточной ширины.

А) Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?

В) Что получится если узколистное растение скрестить с растением, листья которого имеют промежуточную ширину?

Посмотрим, что получится:

Р ♀ АА (широк) x ♂аа (узкие)

G А а

F1 Аа (промеж) х аа (узкие)

G А а а

F2 Аа аа

1:1

Молодцы! А вот задачу на 3-ий тип доминирование вы дома попробуете составить сами.

5) Рефлексия- подведение итогов, оценки.

6) Домашнее задание: §___, конспект, составить задачу.

Урок по биологии на тему: "Различные типы доминирования, отклонение от ожидаемого расщепления."
  • Биология
Описание:

Урок помогает сформировать у учащихся понятия новых терминов, познакомить их с сущностью неполного доминирования, на примере промежуточного наследования, а также с сущностью полного доминирования и Ко- доминирования.

Продолжить развитие практического умения в решении генетических задач различных типах доминирования, а также дает возможность ребятам самостоятельно придумывать условия задач, основываясь на полученные знания на уроке, дополнительный и справочный материал.

На уроке используются схема,которая заполняется учащимися по ходу урока, сборник задач по генете, плакаты "полное доминирование", "неполное доминирование.", таблица "группы крови человека".

 

Автор Палкина Елена Сергеевна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1110
Номер материала 56195
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы