Контрольно-обобщающий урок по теме
"Тип членистоногие"
Цель: проверить и
скорректировать знания учащихся по теме «Тип Членистоногие».
Задачи:
1.
Образовательная: обобщить и систематизировать знания о строении,
жизнедеятельности и функциях членистоногих.
2.
Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы,
развивать образное мышление.
3.
Воспитательная: воспитание у учащихся бережного отношения к живым организмам.
Тип урока: урок проверки
оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок –
контрольная работа.
Оборудование: раздаточные
карточки «Тип Членистоногие», листы с контрольными заданиями (два варианта).
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Контроль знаний.
Итоговый контроль по теме “Тип Членистоногие”
1 вариант.
I.
На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее
полным и правильным.
1. Тело речного рака состоит из:
а)
головогруди и брюшка
б)
головы, груди и брюшка
в)
головы и брюшка
г)
нет правильного ответа
2. Выделительная система у ракообразных представлена:
а)
мальпигиевыми сосудами
б)
зелеными железами
в)
сетью трубочек
г)
почками
3. Пища у паукообразных начинает перевариваться:
а)
вне организма
б)
в кишечнике
в)
в желудке
г)
в пищеводе
4. Клещи относятся к классу:
а)
насекомые
б)
паукообразные
в)
насекомые
г)
нет правильного ответа
5) Сложные глаза характерны для:
а)
паукообразных и насекомых
б)
ракообразных и насекомых
в)
паукообразных и ракообразных
г)
ракообразных, паукообразных и насекомых
6) Сколько пар ног у насекомых:
а)
4
б)
8
в)
3
г)
6
7) К насекомым с полным превращением относятся:
а)
бабочки, жуки, стрекозы, двукрылые
б)
бабочки, жуки, равнокрылые, прямокрылые
в)
бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые
г)
жуки, двукрылые, прямокрылые, равнокрылые
8) Рабочие пчелы – это:
а)
самцы, развивающиеся из неоплодотворенных яиц
б)
бесплодные самки
в)
самцы, развивающиеся из оплодотворенных яиц
г)
все ответы верны
II.
Выберите правильные утверждения, характерные только для класса Насекомые:
1.
Дыхательная система представлена трахеями
2.
Кровеносная система замкнутая
3.
Гемолимфа участвует в газообмене – переносе кислорода и углекислого газа
4.
Органами зрения служат два крупных фасеточных глаза
5.
Тело разделено на три отдела
6.
Выделительная система представлена почками
7.
Насекомые раздельнополые
8.
Все представители с полным превращением
III.
Рассмотрите рисунки. Определите тип ротового аппарата насекомых. Напишите
названия 1 – 2 представителей, указав при этом тип развития этих насекомых
IV.
Опишите отряд Прямокрылые, Жуки, Двукрылые (представители, тип ротового
аппарата, строение крыльев, тип развития).
V.
Перечислите положительную роль Насекомых.
2 вариант.
I.
На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее
полным и правильным.
1. Тело паукообразных состоит из:
а)
головогруди и брюшка
б)
головы, груди и брюшка
в)
головы и брюшка
г)
нет правильного ответа
2. Выделительная система паукообразных представлена:
а)
мальпигиевыми сосудами
б)
зелеными железами
в)
сетью трубочек
г)
почками
3. Кровеносная система у насекомых:
а)
незамкнутая
б)
замкнутая
в)
Гемолимфа течет только по сосудам
г)
отсутствует
4) Скорпионы относятся к классу:
а)
ракообразные
б)
насекомые
в)
паукообразные
г)
нет правильного ответа
5) К классу паукообразные относятся следующие отряды:
а)
скорпионы, клещи, пауки
б)
скорпионы, сенокосцы, пауки, тараканы
в)
пауки, сенокосцы, клещи, скорпионы
г)
пауки, клещи, тараканы, сенокосцы
6) Сколько пар ног у класса паукообразные:
а)
4
б)
8
в)
3
г)
6
7) К насекомым с неполным превращением относятся:
а)
прямокрылые, стрекозы, равнокрылые, клопы
б)
стрекозы, бабочки, равнокрылые, жуки
в)
прямокрылые, перепончатокрылые, двукрылые, клопы
г)
прямокрылые, двукрылые, равнокрылые, стрекозы
8) Функция трутней:
а)
защита улья
б)
кормление самки
в)
оплодотворение самки
г)
Собирают нектар
II.
Выберите правильные утверждения, характерные только для класса Паукообразные:
1.
Органы дыхания отсутствуют
2.
Кровеносная система незамкнутая
3.
Имеются усики
4.
Пищеварение внекишечное
5.
Тело разделено на три отдела
6.
Оплодотворение внутреннее
7.
Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами
8.
Сердце имеет вид длинной трубочки
III.
Рассмотрите рисунки. Определите тип ног насекомых. Напишите названия 1 – 2
представителей, указав при этом тип развития этих насекомых.
IV.
Опишите отряд Равнокрылые, Клопы, Бабочки (представители, тип ротового
аппарата, строение крыльев, тип развития).
V.
Перечислите отрицательную роль Насекомых.
III.
Подведение итогов.
Обобщающая
беседа о значении знаний темы «Тип Членистоногие».
Ответы:
1
вариант.
I.
1. а, 2. б, 3. а, 4. б, 5. б, 6. в, 7. в, 8. б
II.
1,4,5,7
III.
А – грызущий; саранча - неполное; майский жук - полное
Б
- грызуще-лижущий; пчела – полное
В
- сосущий; бабочка – полное
Г
- лижущий; комнатная муха - полное
Д
– колюще – сосущий; комар – полное
IV.
Отряд Прямокрылые . Представители: кузнечик,
саранча, сверчок, медведка. Тип ротового аппарата: грызущий. Крылья: вытянутые
прямые узкие передние крылья, превращенные в надкрылья и защищающие
веерообразные задние крылья. Тип развития: с
неполным превращением.
Отряд
Жесткокрылые или жуки. Представители:
колорадский жук, божья коровка, жужелица, майский жук. Тип
ротового аппарата: грызущий.
Крылья: первая пара
крыльев у жуков превратилась в жесткие надкрылья, вторая пара тонкие
перепончатые крылья. Тип развития: с полным превращением.
Отряд
Двукрылые. Представители:
комары, мухи, слепни, журчалки. Тип ротового аппарата: лижущий или колюще-сосущий. Крылья: у них имеется передняя пара крыльев, задние крылья превращены в
небольшие придатки, органы равновесия, – жужжальца. Тип
развития: с полным
превращением.
V.
1. Опылители растений (шмели, пчелы, бабочки)
2. Санитары природы
(муравьи, жуки-могильщики, скарабеи)
3. Биологическая борьба против насекомых вредителей
(наездники, божья коровка, жужелицы)
4. Используют для получения шелка (тутовый шелкопряд)
5. Используют для получения меда, воска (пчелы)
2
вариант.
I.
1. а, 2. а, 3. а, 4. в, 5. в, 6. а, 7. а, 8. в
II.
2,4,6,7,8
III.
1. бегательная; муравей – полное
2.
прыгательная; кузнечик – неполное
3.
копательная; медведка – неполное
4.
плавательная; жук-плавунец – полное
5.
хватательная; богомол, таракан - неполное
6.
собирательная; шмель - полное
IV.
Отряд Равнокрылые. Представители: тли, цикадки, горбатки, листоблошки. Тип
ротового аппарата: колюще-
сосущий. Крылья: крылья с
обедненным жилкованием, складываются на спине кровлеобразно. Тип развития: с
неполным превращением.
Отряд
Полужесткокрылые или клопы. Представители:
щитник, гладыш, красноклоп, водомерка, постельный клоп. Тип
ротового аппарата: колюще-
сосущий. Крылья: Передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого
хитина, а другая часть крыльев – перепончатая и имеет жилкование. Тип развития:
с неполным превращением.
Отряд
Чешуекрылые или бабочки. Представители:
крапивница, траурница, махаон, капустная белянка, большой ночной павлиний глаз .
Тип
ротового аппарата: сосущий.
Крылья: крылья у них
покрыты чешуйками. Тип развития: с полным превращением.
V.
1. Вредители плодово-ягодных культур (яблоневая плодоножка, капустная белянка,
саранча)
2.
Вредят рыболовству (жуки-плавунцы)
3.
Вредят лесным растениям (майские жуки, личинки усачей, хрущи)
4.
Повреждают зерна злаков (хлебные жуки, клопы-черепашки)
5.
Повреждают одежду, обувь, ковры (гусеницы моли)
6.
Переносчики малярии (малярийный комар)
7.
Переносчик сонной болезни (муха це-це)
8.
Паразиты человека и животных (постельные клопы, вши, блохи, оводы)
Литература:
1.
Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М. “Дрофа” 1999
2.
Демьянков Е.Н., Сунцова И.В. Биология. Мир животных. Задачи. Дополнительные
материалы.7. М., Владос. 2007
3.
Константинов В.М. и др. Учебник Биология. Животные.7 класс М. “Вентана-Граф”
2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.