Главная / Биология / Урок по биологии на тему "Речь человека" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Речь человека" (8 класс)

Задачи.


– сформировать у учащихся представление о различных факторах, влияющих на восприятие речи;

– развивать практическое умение пользоваться различными средствами речевого общения;

– воспитывать сознательное отношение к своей речи, к произносимым словам;

– обучить школьников голосовой гимнастике.

Форма проведения занятия: мастерская ораторского искусства.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, практический.

Средства обучения: рабочая тетрадь юного оратора, карточки с заданиями, «Конструктор пословиц», мультимедийный проектор, слайд-презентация.


Ход занятия


  1. Актуализация знаний учащихся

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в мастерской ораторского искусства. Русский народ создал большое количество сказок, а на Востоке – это притчи. Вот одна из них Однажды восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один другим все зубы. В сильном волнении он звал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «О повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «О повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных!» Властелин очень обрадовался и щедро наградил второго толкователя за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

В чем заключается смысл последней фразы толкователя снов?

(Ответ. Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку, и она окажет различное воздействие на него.)


В каждой притче хранится маленькая тайна. Сегодня мы познаем тайны древней науки риторики, которую называют наукой о красноречии, исследуем факторы, влияющие на восприятие речи, научимся делать голосовую гимнастику, проведем тренинговые упражнения для формирования успешного речевого общения.

Постигать азы ораторского мастерства вам поможет рабочая тетрадь юного оратора

Кто такой оратор?

(Ответ. Человек, обладающий даром произносить речь.)

Что собой представляет речь?

(Ответ. Один из видов коммуникативной деятельности человека, основанный на использовании средств языка для общения с другими членами коллектива.)


2.Изучение нового материала

Пятьсот тысяч лет назад, когда первобытный человек научился добывать огонь и стал использовать первые орудия труда, появилась потребность в речи. Великий русский физиолог И.П. Павлов говорил: «Слово сделало нас людьми…»

• Что это действительно так, подтверждают примеры детей типа «маугли», лишенных человеческого общества и росших среди животных. В 1920 г. в индийских джунглях в волчьем логове были обнаружены две девочки. Одной было около полутора лет, другой – около восьми. На двух ногах девочки ходить не могли, передвигались на коленях. Легко расправлялись без помощи рук с куском сырого жилистого мяса. Днем спали, ночью бодрствовали. В одни и те же часы: в десять вечера, в час и три часа ночи они издавали звук, вначале низкий и хриплый, а затем переходящий в высокий, пронзительный и протяжный вой. Вероятно, таким образом девочки призывали к себе вырастивших их волков. Девочки провели в детском приюте 11 месяцев, после чего младшая Амала умерла от дизентерии, так и не вымолвив ни слова. Старшая девочка – Камала прожила в приюте еще 8 лет. Она научилась произносить отдельные слова и короткие связные предложения. К 16 годам девушка погибла от уремии. По уровню интеллектуального развития она достигла возраста пятилетнего ребенка.

Этот случай еще раз подтверждает, что, находясь рядом с животными, не слыша человеческую речь, дети не могли научиться говорить, мыслить, обобщать. Именно речевое общение выделяет человека из мира животных. Речь лежит в основе высшей нервной деятельности и свойственна только человеку. Слова и мысли неразрывны. В речи человека отражаются особенности его понимания окружающего мира. Язык человека – это система вербальных знаков, т.е. это средство вербальной коммуникации.

В чем отличие вербальной коммуникации от невербальной? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к схеме в рабочей тетради.

При невербальной коммуникации люди общаются с помощью жестов, взглядов, мимики, поз тела. В процессе вербальной коммуникации происходит речевое общение людей с помощью слов.

В русском языке несколько сотен тысяч слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словарный запас – слова, которыми он пользуется наиболее часто и при помощи которых его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. По данным психологов ребенок использует в среднем около 3,6 тыс. слов, 14-летний подросток – 9 тыс., взрослый среднего образовательного уровня – 11,7 тыс., а человек «повышенной интеллигентности» – в среднем около 13,5 тыс. слов. Активный словарь А.С. Пушкина составлял 21 200 слов.

Пассивный словарь (слова, которые может использовать память) состоит в зависимости от уровня образования из 30–50 тыс. слов.

Связанные между собой словесные сигналы – это строительные материалы нашей речи. Давайте из таких отдельных «кирпичиков»-слов построим дом, т.е. составим рассказ. От того, какие вы будете использовать строительные материалы, будут зависеть красота и прочность нашего дома.


Упражнение № 1 Совместное составление рассказа на тему «весна»

Первый ученик берет ручку и произносит одно слово по заданной теме, передавая ручку другому. Следующий ученик должен быстро продолжить фразу, добавив свое слово, и т.д. Когда ручка дойдет до последнего участника, должен получиться связный рассказ.

Легко ли было составить из отдельных слов красивый рассказ? Почему?

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Когда к Сократу приводили незнакомца, чтобы узнать о его уровне образованности, древнегреческий философ всегда говорил такую фразу: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!»

Как вы думаете, почему он так поступал?

(Ответ. По темпу речи, интонации, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности, каким богам он поклоняется.)

Сократ был великолепным оратором, но ведь не все могут так красиво говорить. Из истории известно, что Демосфен, произнося свою первую речь, был встречен градом насмешек. Молодой оратор картавил, его слабый от природы голос не вдохновлял темпераментных афинян. Но в этом хилом на вид юноше жил могучий дух. Он понимал, что нужна упорная работа над собой. Демосфен брал в рот камешки и читал отрывки стихов, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. Настойчивость и энергия победили. Он довел речь до совершенства. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать любой, если не пожалеет сил и труда.

История сохранила примеры использования «методики» Демосфена. Так, в начале XX в. на берегу шумной кавказской речки Риони произносил речи, набрав в рот камешки, двенадцатилетний подросток. Это был Владимир Маяковский.

Итак, искусству красноречия можно научиться. Один из способов – специальная голосовая гимнастика


Упражнение № 2 Гимнастика для голоса.


1. Сделайте глубокий вдох. Дыхание задержите, надуйте щеки. Затем резко выпустите воздух через рот. Повторите 4–12 раз.

2. Голову держите прямо, руки сплетите за головой в области шеи. Медленно откидывайте голову назад, при этом произносите любое из сочетаний: «БАО», «ДАО», «ГАО», «ЗАО», «МАО». Повторите 8–10 раз.


3. Правой рукой захватите нижнюю челюсть вместе с подбородком. Ладонь левой руки положите на затылок. Произнесите вслух слова с ударным гласным звуком «А» (арка, мама и др). При этом выполняйте руками сдавливающие движения навстречу друг другу. После каждого слова руки опускайте. Повторите 8–10 раз.


4. Расслабьте язык. Произнесите гласные: «И», «А», «О», «У», «ы».


Голосовая гимнастика не только помогает укрепить голосовой аппарат, снимает мышечное напряжение языка, но и служит хорошей профилактикой появления второго подбородка, поддержания в тонусе мимических мышц.


3. Этапы формирование голоса. Исследовательская работа.

Для более эффективного овладения собственной речью давайте проведем исследование и рассмотрим факторы, влияющие на восприятие речи.

Первый фактор – наш голос.

Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит, как звуковой сигнал проходит через воздушные каналы, соединяющие рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на магнитофон, не сразу узнает его. Для того чтобы выяснить, как воспринимают ваш голос окружающие, проведем исследование.


Упражнение № 3.«Речь, произносимая с разной громкостью и выразительностью»


Четверо учащихся читают отрывок из стихотворения Николая Огарева, русского поэта XVIII в.:

Мой русский стих, живое слово

Святыни сердца моего,

Как звуки языка родного,

Не тронет сердца твоего.


На буквы чуждые взирая

С улыбкой ясною, – умей,

Их странных форм не понимая,

Понять в них мысль любви моей.


Первый ученик читает текст монотонно, второй – с выражением, третий – очень тихо, а четвертый – очень громко.

Какие ощущения у вас возникли при прослушивании стихотворения? Всегда ли вам был понятен его смысл? Почему? Что можносказать об эмоциональном состоянии говорящих?

Выразительность, громкость, высота являются важными характерными чертами голоса. Каждый человек изменяет громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в классе, в любом помещении, где происходит речевое общение и в соответствии с этим менять громкость своего голоса. В шумной аудитории человек старается говорить громче. Однако следует помнить, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но в то же время может создавать ощущение агрессивности. Поэтому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать голос. Для таких случаев есть другие средства привлечения внимания слушателей. Например, хлопок в ладоши, применение свистка. После использования таких средств вы должны будете говорить чуть громче, чем шепотом, тогда вы получите желаемый результат. Если ваш голос едва слышен, слушателям необходимо будет успокоиться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать. Вы можете сделать вашу речь выразительной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично.


2 фактор: Соответственно речь

будет оказывать различное воздействие на слушателя. Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушателя. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность, слишком большое повышение высоты голоса демонстрирует потерю контроля над ситуацией и плохо воспринимается слушателями. При правильном использовании ваш голос может стать сильным инструментом убеждения, эффективным средством передачи информации. Второй фактор успешного речевого общения – интонация. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание.

Проверить, действительно ли это так, нам поможет еще одно исследование.


Упражнение № 4 «произнесение фразы с разными интонациями»

Шестеро учащихся получают листочки с написанной фразой, например «У нас в классе новенький» и по очереди произносят ее с разной интонацией, стараясь передать состояние заинтересованности, равнодушия, тревоги, гнева, удивления, восторга. Слушатели после каждого произнесения фразы отвечают на вопросы: какую информацию вы получили? почему вы так решили?

Интонация воспринимается не столько разумом, сколько чувством. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. Чем резче падает интонация, тем более категоричной становится речь. Монотонное сообщение докладов на уроке подчеркивает формальное отношение учащихся к своей работе. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции – грусть, жалость, нежные чувства – передаются плавной сменой интонаций в речи.

Помните! В состоянии тревоги или нервного напряжения голосовые характеристики человека меняются непроизвольно.

Третий фактор – темп речи. Понятие темпа включает быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз.

Давайте все вместе повторим несколько раз скороговорку: «Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал».

Легко ли очень быстро говорить?

При слишком высоком темпе речи рассказчик чувствует себя напряженно. Его голос выдает слушателям нервозность. Почему на устном экзамене ученики часто начинают тараторить без остановки? Объясняется все просто – эмоциональное напряжение приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь.

Помните! При высокой скорости изложения материала у слушателей понижается его понимание.

Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы потеряете внимание и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим словам превращаться в поучения. При выступлении на сцене, при ответе у доски нужно владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателям время для осмысления того, что вы говорите.

Четвертый фактор – паузы в речи.

Что такое пауза?

(Ответ. Короткая остановка в речи, молчание.)

Пауза – очень важный инструмент речи, если его умело использовать. Паузы усиливают внимание,. подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку. Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность и сокращает количество пауз. В итоге речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной.

Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед окончанием рассказа – это изюминка хорошей речи. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума! Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Часто полезно бывает сделать паузу перед тем, как начать говорить. Она дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает участников беседы на внимательное слушание и дает вам возможность собраться с мыслями. Хороши паузы вместо знаков препинания. В этом случае они используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Пятый фактор – смысловые ударения.

Вы можете выделять некоторые фрагменты своей речи, отмечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воздействие. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:

  • – более медленного произнесения ключевых слов;

  • – изменения громкости в момент их произнесения;

  • – повышения или понижения интонации в процессе произношения слова; – выделения паузой.

.

Упражнение № 5 «использование смысловых ударений»

Используя смысловые ударения, донесите

до слушателей информацию, которую вложил в свое стихотворение известный поэт Эдуард Асадов.

Один из учащихся читает стихотворение. Затем учащиеся высказывают свои мысли о том, что хотел выразить автор.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово себе:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»


4. Заключительный этап урока

Наш язык – это своеобразный музыкальный инструмент, для его хорошего звучания следует постоянно пополнять словарный запас, знать точное значение слов, отчетливо их произносить. Неряшливое использование языка вызовет лишь пренебрежительное отношение людей, с которыми вы общаетесь.

Чтение вслух, различные упражнения, тренировки помогут вам овладеть искусством ораторского мастерства. И вы в любой момент будете знать, что вам следует сказать и как сказать. Таким образом, мы с вами вернулись к последним словам толкователя снов из притчи: «...все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

В течение всего занятия мы с вами исследовали нашу речь. У вас в рабочей тетради на последней странице есть задание. В «лучах солнышка» в виде прилагательных следует отметить характерные особенности вашей собственной речи. В течение 1–2 мин выполните эту работу.

Наш урок окончен, спасибо всем и до новых встреч в нашей мастерской ораторского искусства














Мой русский стих, живое слово

Святыни сердца моего,

Как звуки языка родного,

Не тронет сердца твоего.


На буквы чуждые взирая

С улыбкой ясною, – умей,

Их странных форм не понимая,

Понять в них мысль любви моей.


Прочитать монотонно


Мой русский стих, живое слово

Святыни сердца моего,

Как звуки языка родного,

Не тронет сердца твоего.


На буквы чуждые взирая

С улыбкой ясною, – умей,

Их странных форм не понимая,

Понять в них мысль любви моей.


Прочитать с выражением


Мой русский стих, живое слово

Святыни сердца моего,

Как звуки языка родного,

Не тронет сердца твоего.


На буквы чуждые взирая

С улыбкой ясною, – умей,

Их странных форм не понимая,

Понять в них мысль любви моей.


Прочитать очень тихо


Мой русский стих, живое слово

Святыни сердца моего,

Как звуки языка родного,

Не тронет сердца твоего.


На буквы чуждые взирая

С улыбкой ясною, – умей,

Их странных форм не понимая,

Понять в них мысль любви моей.

Прочитать очень громко


Произнести фразу заинтересованно

«У нас в классе новенький»


Произнести фразу равнодушно

«У нас в классе новенький»


Произнести фразу с тревогой

«У нас в классе новенький»


Произнести фразу с гневом

«У нас в классе новенький»


Произнести фразу с восторгом

«У нас в классе новенький»


Произнести фразу с удивлением

«У нас в классе новенький»





Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово себе:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»


























МКОУ «Вихоревская СОШ № 2»



















Мастерская ораторского искусства

(8 класс)


Подготовила: Жеребцова Т.А.

учитель биологии

высшей квалификационной категории




















Вихоревка 2012











Урок по биологии на тему "Речь человека" (8 класс)
  • Биология
Описание:

   Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о различных факторах, влияющих на восприятие речи; 

развивать   практическое    умение  пользоваться различными средствами речевого     общения;

воспитывать   сознательное   отношение   к  своей речи, к произносимым словам;

обучить   школьников     голосовой   гимнастике.

            

 Форма проведения занятия: мастерская ораторского искусства.

Автор Жеребцова Татьяна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1177
Номер материала 31902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓