Главная / Биология / Урок по биологии на тему "Организм как единое целое" (6 класс)

Урок по биологии на тему "Организм как единое целое" (6 класс)

Тема: "Организм как единое целое. "


Задачи: сформировать представления о живом организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Оборудование общее: компьютер, проектор, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных и человека», мультимедийный диск "Живой организм".

Оборудование индивидуальное: учебники, рабочие тетради, таблицы "Ткани растительного организма", "Системы органов животных"

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Разминка (вступительное слово учителя)

Загадка:

На Земле есть четыре царства –

То великие государства.

Друг на друга совсем не похожие,

Только признаки общие, схожие.

О каких царствах идет речь?

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:

- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

- Вспомните и назовите свойства живого.

Загадка:

С неё начинается развитие и размножение.

В науке она – основной объект изучения.

Сама мала, но имеет большое значение.

Что лежит в основе строения всех организмов?

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

Один ученик выполняет задание: "Собери животную клетку"(мультимедийный диск)



Вопросы:

- Что такое клетка?

- Главные части клетки?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Сколько химических элементов входит в состав клетки?

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

4.Во что объединяются клетки? Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что называется тканью?

Выполните задание: исправь ошибку(Приложение 1)

Выполните задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)

- Каковы особенности строения соединительной ткани? эпителиальной ткани? Каковы свойства мышечной ткани? нервной?

5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.

- Что такое орган?

- Приведите примеры органов животных?

- На какие группы подразделяются органы растения?

Загадка:

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?

- Какие органы относятся к генеративным?

Загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

( корни)

- О каком органе идет речь?

Загадка:

По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

- О каком органе идет речь?

Загадка:

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

( листья)


Дальше класс работает по группам. Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий - лист по плану:

- функции

- особенности строения

- видоизменения

Во время ответа каждой из групп , один из учеников выполняет Л/р "Строение фасоли"; второй -"Строение пшеницы" ; третий -"Строение почек" (мультимедийный диск)

За правильные ответы ряд получает бонусы (семена фасоли) и штрафные очки (семена пшеницы) за допущенные ошибки. Подводятся итоги.

5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет"(Приложение 3)

6. Физкультминутка

Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная.

Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я касаюсь пальцем правого уха)

3. Присели. (Я касаюсь кончика носа)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

7.Подводится промежуточный итог с помощью слайда: "Уровни организации живой материи"

Можно ли сказать, что органы растения и системы органов из которых состоят животные связаны друг с другом? могут ли растения или животные обходиться без одного из этих органов?

Можно ли сказать, что все органы взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм?


8.Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока?

Что нам хочется узнать об этом уровне организации материи?

Работа с учебником: стр. 56

Задание: прочитать текст; найти в тексте

1) утверждение

2) факты, подтверждающие это утверждение

3) вывод

Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм. Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

Выполнить задание № 46 в рабочей тетради

9. Рефлексия:

Закончите устно предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)


10. Д. З. п. 8,9; подготовиться к письменной работе п. 1-7













Приложение 1


Исправь ошибку



ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ


РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ



ПОКРОВНЫЕ


ОСНОВНЫЕ


МЫШЕЧНЫЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ


СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ


НЕРВНАЯ



ПОКРОВНЫЕ


МЫШЕЧНЫЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ


ПРОВОДЯЩИЕ


СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ


ОСНОВНЫЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ






















Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений


Особенности строения

Функции


1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О 1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).


Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме


Урок по биологии на тему "Организм как единое целое" (6 класс)
  • Биология
Описание:

Тема: "Организм как единое целое. "

 

Задачи: сформировать представления о живом организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Оборудование общее: компьютер, проектор, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных и человека», мультимедийный диск "Живой организм".

Оборудование индивидуальное: учебники, рабочие тетради, таблицы "Ткани растительного организма", "Системы органов животных"

Ход урока: 

1. Организационный момент

2. Разминка (вступительное слово учителя)

Загадка:

      На Земле есть четыре царства –

      То великие государства.

      Друг на друга совсем не похожие,

      Только признаки общие, схожие.

О каких царствах идет речь?

Мир живых  существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом,  достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны.  Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:  

        - Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

        - Вспомните и назовите свойства живого.

Загадка:

        С неё начинается развитие и размножение.

        В науке она – основной объект изучения.

 Сама мала, но имеет большое значение.      

 Что лежит в основе строения всех организмов?

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

Один ученик выполняет задание: "Собери животную клетку"(мультимедийный диск)

 

 

Вопросы:

- Что такое клетка?

- Главные части клетки?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Сколько химических элементов входит в состав клетки?

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

4.Во что объединяются клетки? Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что  называется  тканью?

Выполните задание: исправь ошибку(Приложение 1)

Выполните  задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)

- Каковы особенности строения соединительной ткани? эпителиальной ткани? Каковы свойства мышечной ткани? нервной?

5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.

- Что такое орган?

- Приведите примеры органов животных?

- На какие группы подразделяются органы растения?

Загадка:

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?

- Какие органы относятся  к генеративным?

 Загадка:

       Не рыли, не бурили, а воду добыли

                                                 ( корни)

- О каком органе идет речь?

       Загадка:

По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

- О каком органе идет речь?

 Загадка:

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

                  ( листья)

 

Дальше класс работает по группам. Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий - лист по плану:

- функции

- особенности строения

- видоизменения

Во  время ответа каждой из  групп , один из учеников  выполняет Л/р  "Строение фасоли"; второй -"Строение пшеницы" ; третий -"Строение почек" (мультимедийный диск)

За правильные ответы ряд получает бонусы (семена фасоли) и штрафные очки (семена пшеницы) за допущенные ошибки. Подводятся итоги.

5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет"(Приложение 3)

6. Физкультминутка

           Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная.    

           Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я касаюсь пальцем правого уха)

3. Присели. (Я касаюсь кончика носа)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

7.Подводится промежуточный  итог с помощью слайда: "Уровни организации живой  материи"

Можно ли сказать, что органы растения и системы органов из которых состоят животные связаны друг с другом? могут ли растения или животные обходиться без одного из этих органов?

Можно ли сказать, что все органы взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм?

 

8.Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока?

Что нам хочется узнать об этом уровне организации материи?

Работа с учебником: стр. 56

Задание: прочитать текст; найти в тексте

1) утверждение

2) факты, подтверждающие это утверждение

3) вывод

Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм. Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Организм – открытая  биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

Выполнить задание № 46 в рабочей тетради

9. Рефлексия:

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

 

10. Д. З. п. 8,9; подготовиться к письменной работе п. 1-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Исправь ошибку

 

 

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

 

 

ПОКРОВНЫЕ

 

ОСНОВНЫЕ

 

МЫШЕЧНЫЕ

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 

НЕРВНАЯ

 

 

ПОКРОВНЫЕ

 

МЫШЕЧНЫЕ

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ

 

ПРОВОДЯЩИЕ

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

ОСНОВНЫЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений

 

            Особенности строения

Функции

 

1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О  1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.            

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

 

Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме

 

Автор Плиева Светлана Темрболатовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2456
Номер материала 28118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓