Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по биологии на тему "Организм как единое целое" (6 класс)

Урок по биологии на тему "Организм как единое целое" (6 класс)

Скачать материал

Тема: "Организм как единое целое. "

 

Задачи: сформировать представления о живом организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Оборудование общее: компьютер, проектор, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных и человека», мультимедийный диск "Живой организм".

Оборудование индивидуальное: учебники, рабочие тетради, таблицы "Ткани растительного организма", "Системы органов животных"

Ход урока: 

1. Организационный момент

2. Разминка (вступительное слово учителя)

Загадка:

      На Земле есть четыре царства –

      То великие государства.

      Друг на друга совсем не похожие,

      Только признаки общие, схожие.

О каких царствах идет речь?

Мир живых  существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом,  достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны.  Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:  

        - Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

        - Вспомните и назовите свойства живого.

Загадка:

        С неё начинается развитие и размножение.

        В науке она – основной объект изучения.

 Сама мала, но имеет большое значение.      

 Что лежит в основе строения всех организмов?

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

Один ученик выполняет задание: "Собери животную клетку"(мультимедийный диск)

 

 

Вопросы:

- Что такое клетка?

- Главные части клетки?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Сколько химических элементов входит в состав клетки?

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

4.Во что объединяются клетки? Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что  называется  тканью?

Выполните задание: исправь ошибку(Приложение 1)

Выполните  задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)

- Каковы особенности строения соединительной ткани? эпителиальной ткани? Каковы свойства мышечной ткани? нервной?

5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.

- Что такое орган?

- Приведите примеры органов животных?

- На какие группы подразделяются органы растения?

Загадка:

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?

- Какие органы относятся  к генеративным?

 Загадка:

       Не рыли, не бурили, а воду добыли

                                                 ( корни)

- О каком органе идет речь?

       Загадка:

По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

- О каком органе идет речь?

 Загадка:

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

                  ( листья)

 

Дальше класс работает по группам. Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий - лист по плану:

- функции

- особенности строения

- видоизменения

Во  время ответа каждой из  групп , один из учеников  выполняет Л/р  "Строение фасоли"; второй -"Строение пшеницы" ; третий -"Строение почек" (мультимедийный диск)

За правильные ответы ряд получает бонусы (семена фасоли) и штрафные очки (семена пшеницы) за допущенные ошибки. Подводятся итоги.

5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет"(Приложение 3)

6. Физкультминутка

           Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная.    

           Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я касаюсь пальцем правого уха)

3. Присели. (Я касаюсь кончика носа)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

7.Подводится промежуточный  итог с помощью слайда: "Уровни организации живой  материи"

Можно ли сказать, что органы растения и системы органов из которых состоят животные связаны друг с другом? могут ли растения или животные обходиться без одного из этих органов?

Можно ли сказать, что все органы взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм?

 

8.Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока?

Что нам хочется узнать об этом уровне организации материи?

Работа с учебником: стр. 56

Задание: прочитать текст; найти в тексте

1) утверждение

2) факты, подтверждающие это утверждение

3) вывод

Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм. Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Организм – открытая  биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

Выполнить задание № 46 в рабочей тетради

9. Рефлексия:

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

 

10. Д. З. п. 8,9; подготовиться к письменной работе п. 1-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Исправь ошибку

 

 

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

 

 

ПОКРОВНЫЕ

 

ОСНОВНЫЕ

 

МЫШЕЧНЫЕ

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 

НЕРВНАЯ

 

 

ПОКРОВНЫЕ

 

МЫШЕЧНЫЕ

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ

 

ПРОВОДЯЩИЕ

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

ОСНОВНЫЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений

 

            Особенности строения

Функции

 

1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О  1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.            

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

 

Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии на тему "Организм как единое целое" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: "Организм как единое целое. "

 

Задачи: сформировать представления о живом организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Оборудование общее: компьютер, проектор, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных и человека», мультимедийный диск "Живой организм".

Оборудование индивидуальное: учебники, рабочие тетради, таблицы "Ткани растительного организма", "Системы органов животных"

Ход урока: 

1. Организационный момент

2. Разминка (вступительное слово учителя)

Загадка:

      На Земле есть четыре царства –

      То великие государства.

      Друг на друга совсем не похожие,

      Только признаки общие, схожие.

О каких царствах идет речь?

Мир живых  существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом,  достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны.  Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:  

        - Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

        - Вспомните и назовите свойства живого.

Загадка:

        С неё начинается развитие и размножение.

        В науке она – основной объект изучения.

 Сама мала, но имеет большое значение.      

 Что лежит в основе строения всех организмов?

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

Один ученик выполняет задание: "Собери животную клетку"(мультимедийный диск)

 

 

Вопросы:

- Что такое клетка?

- Главные части клетки?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Сколько химических элементов входит в состав клетки?

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

4.Во что объединяются клетки? Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что  называется  тканью?

Выполните задание: исправь ошибку(Приложение 1)

Выполните  задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)

- Каковы особенности строения соединительной ткани? эпителиальной ткани? Каковы свойства мышечной ткани? нервной?

5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.

- Что такое орган?

- Приведите примеры органов животных?

- На какие группы подразделяются органы растения?

Загадка:

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?

- Какие органы относятся  к генеративным?

 Загадка:

       Не рыли, не бурили, а воду добыли

                                                 ( корни)

- О каком органе идет речь?

       Загадка:

По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

- О каком органе идет речь?

 Загадка:

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

                  ( листья)

 

Дальше класс работает по группам. Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий - лист по плану:

- функции

- особенности строения

- видоизменения

Во  время ответа каждой из  групп , один из учеников  выполняет Л/р  "Строение фасоли"; второй -"Строение пшеницы" ; третий -"Строение почек" (мультимедийный диск)

За правильные ответы ряд получает бонусы (семена фасоли) и штрафные очки (семена пшеницы) за допущенные ошибки. Подводятся итоги.

5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет"(Приложение 3)

6. Физкультминутка

           Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная.    

           Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я касаюсь пальцем правого уха)

3. Присели. (Я касаюсь кончика носа)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

7.Подводится промежуточный  итог с помощью слайда: "Уровни организации живой  материи"

Можно ли сказать, что органы растения и системы органов из которых состоят животные связаны друг с другом? могут ли растения или животные обходиться без одного из этих органов?

Можно ли сказать, что все органы взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм?

 

8.Как вы думаете, какова тема сегодняшнего нашего урока?

Что нам хочется узнать об этом уровне организации материи?

Работа с учебником: стр. 56

Задание: прочитать текст; найти в тексте

1) утверждение

2) факты, подтверждающие это утверждение

3) вывод

Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм. Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Организм – открытая  биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

Выполнить задание № 46 в рабочей тетради

9. Рефлексия:

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

 

10. Д. З. п. 8,9; подготовиться к письменной работе п. 1-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Исправь ошибку

 

 

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

 

 

ПОКРОВНЫЕ

 

ОСНОВНЫЕ

 

МЫШЕЧНЫЕ

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 

НЕРВНАЯ

 

 

ПОКРОВНЫЕ

 

МЫШЕЧНЫЕ

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ

 

ПРОВОДЯЩИЕ

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

 

ОСНОВНЫЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений

 

            Особенности строения

Функции

 

1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О  1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.            

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

 

Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 393 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1047
    • DOCX 62.5 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плиева Светлана Темрболатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плиева Светлана Темрболатовна
    Плиева Светлана Темрболатовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3908
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 150 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек