Главная / Биология / Урок по биологии на тему: "Органы кровообращения:строение сердца" (8 класс)

Урок по биологии на тему: "Органы кровообращения:строение сердца" (8 класс)

Тема: «Органы кровообращения: строение сердца»


Цели урока: развивать знания уч-ся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца; совершенствовать навыки работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать память, воспитывать культуру труда.


Оборудование: таблица «Сердце», модель торса человека, учебно-тематические карты для самостоятельной работы.

Ход урока


I. Организационный момент


II.Актуализация опорных знаний


  1. Индивидуальная работа по карточкам.

1)С помощью рисунка составьте рассказ на тему «Воспалительный процесс».

2)Выберите из каждой колонки, приведенной ниже, по одному соответствующему ответу, начиная с первого. Зашифруйте ответы последовательностями чисел, разделив их на четыре группы:

1.Тромбоциты 5.Содержат ядро 9.Свертывание крови

2.Лейкоциты 6.Содержат гемоглобин 10.Образование тромба

3.Эритроциты 7.Растворимый белок 11.Фагоцитоз

4.Фибриноген 8.Кровяные пластинки 12.Транспортировка

кислорода.

ответы:1-8-9; 2-5-11; 3-6-12; 4-7-10.


2.Работа с классом.

Понятийный диктант. На доске написаны термины по теме «Кровь»

Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Плазма. Фибриноген. Реципиент. Гемоглобин. Иммунитет. Гомеостаз.

Дайте определения этим понятиям.


III. Изучение новой темы

Звучит тихо музыка, и на ее фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от нее Разум и Сила. Наука, не закрывая их. – впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль Сердца. Одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.

Наука. Давным- давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я- благодарность и милосердие. Я- нежность и твердость. Сердце –это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила,- правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем всех будет Сердце.

Ты, Разум, многогранен, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

Все берутся за руки, поднимают вверх.

Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце».

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.





Разум. К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?

Сердце. Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.

За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце – это жизнь!


Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

Используя свои знания, полученные при изучении раздела «Животные», назовите органы кровеносной системы.

А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите внимание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.

Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам сердца? С особенностями строения познакомимся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.81. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.


Учебно-тематическая карта


1.Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью рисунка. Найдите верхушку сердца. Куда она обращена?
2.Определите с помощью текста учебника параграфа 16, каковы размеры сердца.

3.Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?

4.Определите правую и левую половины сердца.

5.Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

6.Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

7.Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назови их.

8.Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов, сухожильных нитей и мышечных сосочков?

9.В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

10.Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

11.А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запиши в тетради, что обозначено под цифрами на рисунке тематической карты.

IV. Общие выводы урока


1.Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям.

2.сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и двух желудочков.

3.односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.



V.Домашнее задание

Параграф №16


Индивидуальное задание: подготовить сообщение об исследованиях деятельности сердца.























Учебно-тематическая карта


1.Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью рисунка. Найдите верхушку сердца. Куда она обращена?
2.Определите с помощью текста учебника параграфа 16, каковы размеры сердца.

3.Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?

4.Определите правую и левую половины сердца.

5.Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

6.Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

7.Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назови их.

8.Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов, сухожильных нитей и мышечных сосочков?

9.В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

10.Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

11.А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запиши в тетради, что обозначено под цифрами на рисунке тематической карты.





Урок по биологии на тему: "Органы кровообращения:строение сердца" (8 класс)
  • Биология
Описание:

Инсценированный урок по теме: "Органы кровообращения:строение сердца".

В ходе урока идет спор о том кто важнее: сила, разум, наука, сердце?

 

   За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром  о сердце говорят: сердце – это жизнь!   

Урок позволяет развивать знания уч-ся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца; совершенствовать навыки работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать память, воспитывать культуру труда.

 

Автор Иванова Наталия Николаевна
Дата добавления 25.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 784
Номер материала 54878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓