Главная / Биология / урок по биологии на тему «Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование» (9 класс)

урок по биологии на тему «Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование» (9 класс)


Тема урока «Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование»

Цель: обобщить знания о влиянии разных факторов на эмбриональное развитие организма ребёнка

Задачи: - познакомить учащихся с последствиями родственных браков;

- закрепить знания учащихся о видах наследственной патологии;.

- научить анализировать и оценивать этические аспекты современных исследований в биологической науке.

- воспитание генетической грамотности у учащихся.

Тип урока: комбинированный


Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

-тест

1. Болезнь, связанная с мутационными изменениями генетического материала

А) ненаследственными; Б)вирусные; В) хромосомными; Г) генные.

2. Наследственные болезни, охватывающие ряд органов или систем органов

А) синдром; Б) мутации; В) инфекция; Г) злокачественные опухоли.

3.К хромосомным болезням относятся

А) синдром Дауна; Б) сахарный диабет; Б)синдром Клайнфельтера; Г) альбинизм.

4. К генным болезням относятся

А) синдром Дауна; Б) сахарный диабет; Б)синдром Клайнфельтера; Г) альбинизм.

5.Больные Синдромом Дауна имеют

А) 47 хромосом; Б) 46 хромосом; В) 48 хромосом; Г) 23 хромосомы

6. Ген, определяющий образование в организме белка- антигена

А) аллель; Б) резус – фактор; В) доминантный; Г) рецессивный

- Задача: Отец ребёнка – гомозиготный резус-положительный, мать резус- отрицательная. Определите и объясните:

а)каковы генотип и фенотип ребёнка:

б) что произойдёт, если в организме матери развивается резус- положительный ребёнок;

в) почему второй ребёнок этих родителей может родиться мёртвым?

3. Изучение новой темы

Ситуация :Джордж и Мэрион – двоюродные брат и сестра. Полюбив друг друга, поженились. Через некоторое время у них родился ребёнок, который умер. Не прожив и месяца. Ребёнку поставили диагноз смертельной детской болезни, связанной с нарушением химического состава клеток мозга

Вопросы: Можно ли быть уверенным, что второй ребёнок у этой пары будет здоровым? Почему? Как вы назовёте данный фактор. влияющий на развитие ребёнка?

( Кровосмешение)

- Нежелательность родственных браков

Причина: Гетерозиготность супругов по одному и тому же рецессивному признаку.

Последствия: большая вероятность рождения детей,поражёнными теми или иными наследственными недугами, или частота ранней детской смертности в десятки, а иногда даже в сотни раз выше, чем в неродственных браках.

- Медико-генетическое консультирование.(Рассказ, беседа с использованием примеров)

Использование данных по генетике человека в медицине, создание медико генетических консультаций. Вредное влияние на потомство алкоголя, никотина, наркотических веществ, употребляемых родителями, нежелательность родственных браков

Важным звеном профилактики является медико-генетическое консультирование. Медико-генетическое консультирование является специализированным видом медицинской помощи населению, направленной на профилактику наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование заключается в составлении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, оценке вероятности этого события и помощи консультирующейся семье в принятии решения о деторождении.

-Тревожная статистика о росте патологий среди младенцев

Рассказ мед. работника 10 минут

- Влияет ли здоровье матери на развитие ребёнка?

Остановись! Пусть он увидит солнце,

Услышит шум весеннего дождя.

И будет в час счастливейшей бессонницы

Смотреть на звёзды, глаз не отводя.

Тебе легко не дать ему родиться.

Тебя не станут за руки держать-

Ведь он не сможет даже защититься,

Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.

И разве б не могла ты поделиться

С ним миром, домом, лаской и теплом,

И, если нужно, даже потесниться

И дать ему местечко за полом?

И, может быть, никто другой, а этот

Чья жизнь уже на ниточке висит.

Окажется учёным иль поэтом.

И целый мир о нём заговорит.

- Сообщение учащихся о вредном влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье будущего ребёнка

- ДНК - диагностика и здоровье человека

ДНК-диагностика находит применение не только в диагностике наследственных заболеваний человека. ДНК-диагностика позволяет выявить особенности генома человека, обуславливающие реакции здорового человека на природно-климатические, бытовые и профессиональные факторы внешней среды, на прием лекарственных средств и некоторые продукты питания.

ДНК-диагностика позволяет проводить раннее выявление злокачественного перерождения клеток, позволяет выявлять микроорганизмы, паразитирующие в организме человека, находящиеся в биологических средах или внешней среде, в том числе и в качестве компонентов биологического оружия.

Раскрытие молекулярной основы того или иного наследственного заболевания начинается с генетического картирования – определения локализации искомого гена в хромосоме. ДНК-диагностика позволяет обнаружить в организме человека возбудителей болезней, составить генетический паспорт. В некоторых странах начата работа по генетической паспортизации людей, которая поможет не только идентифицировать человека, но и выявить особенности его генома, обуславливающие его реакции на лекарственные средства, производственные и климатические факторы, а также предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

С помощью методов ДНК – анализа выявляют генетически модифицированные продукты питания, способные содержать опасные для человека искусственные генетические конструкции

4 Итог урока

На листах бумаги составьте памятку для будущих родителей

5. домашнее задание П.31

урок по биологии на тему «Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование» (9 класс)
  • Биология
Описание:

Цель: обобщить знания о влиянии разных факторов на эмбриональное развитие организма ребёнка

Задачи: - познакомить учащихся с последствиями родственных браков;

-  закрепить знания учащихся о видах наследственной патологии;.

- научить анализировать и оценивать этические аспекты современных исследований в биологической науке.

 - воспитание генетической грамотности у учащихся.

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

   -тест

1. Болезнь, связанная с мутационными изменениями генетического материала

А) ненаследственными; Б)вирусные; В) хромосомными; Г) генные.

2. Наследственные болезни, охватывающие ряд органов или систем органов

А) синдром;  Б) мутации; В) инфекция; Г) злокачественные опухоли.

3.К хромосомным болезням относятся

А) синдром Дауна; Б)  сахарный диабет; Б)синдром Клайнфельтера; Г) альбинизм.

4. К генным болезням относятся

А) синдром Дауна; Б)  сахарный диабет; Б)синдром Клайнфельтера; Г) альбинизм.

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1436
Номер материала 58129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы